» » » Сергей Шавель - Перспективы развития социума


Авторские права

Сергей Шавель - Перспективы развития социума

Здесь можно купить и скачать "Сергей Шавель - Перспективы развития социума" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентБелорусская наука23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Шавель - Перспективы развития социума
Рейтинг:
Название:
Перспективы развития социума
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-985-08-1894-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Перспективы развития социума"

Описание и краткое содержание "Перспективы развития социума" читать бесплатно онлайн.



Изложены методологические аспекты социологического перспективизма, раскрыты эвристические функции категорий «воображение», «детерминизм», «постэкономическое общество». Анализируются социологические перспективы личностного роста, социальной сферы и непосредственного жизнеобеспечения, развития союзного государства Беларуси и России. Раскрыто содержание общественного мнения как обратной связи, стабилизирующей социум. Прослеживается логика дерзания риска в контексте перспектив инновационной деятельности.

Предназначена для научных работников и преподавателей вузов, аспирантов и студентов. Будет интересна широким кругам общественности, интересующейся проблемами перспектив развития белорусского социума.






Образование – один из важнейших общественных институтов и одновременно основной канал социализации; уже поэтому его роль в формировании и развитии личностных качеств исключительно высока. Результаты проведенного исследования в целом согласуются с общей закономерностью роста социальных личностных качеств с повышением образования.


Таблица 2.3.

Зависимость качественной идентификации от образования, %


Если при начальном образовании качество ответственности присуще 66,7 % опрошенных, по их собственной оценке, то при среднем неполном – 68,1, среднем общем – 75,7, среднем специальном – 79,5, высшем – 82,7 %. Наблюдается рост положительных оценок от начального к высшему на 16 п. п. Аналогично распределены ответы и по большинству других качеств. Однако такая линейная логика нарушается там, где высшее образование уступает среднему специальному и разница между ними оказывается статистически значимой. Это характерно для таких личностных качеств, как умение рисковать: среднеспециальное – 38,6 %, высшее – 30,5, разница 8,1 п. п.; адаптивность, соответственно, 61,6, 54,5, разница 7,1 п. п.; энергичность – 57,6, 52,5 – разница 5,1 п. п. Небольшие отличия в пользу среднего специального образования характерны также для предприимчивости – 40,9 % и 37,6, самостоятельности – 74,3 и 72,7 и требовательности – 56,3 и 54,5 %. На наш взгляд, это связано с тем, что в настоящее время высшее образование, особенно платное, воспринимается как общий жизненный ресурс в широком социокультурном и психологическом контексте, и не сводится только к профессионализации и работе по специальности. Среднее специальное образование таких метаморфоз не претерпело: в нем по-прежнему доминирующей остается, главным образом, целевая направленность на профессию и работу, а другие возможности ограничены.

5. Взаимозависимость личностных качеств

Поскольку процедура опроса допускала свободный выбор любого числа из предложенных качеств и их оценивание применительно к себе, то в каждом индивидуальном пакете качества связаны только тем, что они принадлежат конкретному респонденту. В то же время обобщенные оценки позволяют говорить о значимости каждого конкретного качества для тех или иных социальных групп и всей выборочной совокупности, а также о связи и обусловленности качеств. Матрица взаимных сочетаний личностных качеств (табл. 2.4) информативна как по столбцам, так и по строчкам.


Таблица 2.4.

Матрица взаимных сочетаний личностных качеств


Как читать матрицу? Для примера рассмотрим связь дисциплинированности и умения рисковать, используя первую позицию шкалы, выражающую наличие качеств «в достаточной степени». Итак, к дисциплинированным отнесли себя 1475 человек, или 71,3 % от выборочной совокупности 2068 человек, к умеющим рисковать – 718 человек, или 34,7 %. Но среди дисциплинированных 534 человека отметили и такое качество, как умение рисковать, что составляет 36,2 % от 1475 человек. Это значит, что умеющих рисковать среди дисциплинированных на 1,5 % больше, чем во всей выборке в среднем (строчка 1 столбик 13). А среди умеющих рисковать 74,4 % присуще качество дисциплинированности, что на 3,1 и. и. больше среднего (столбик 1 строчка 13). Таким образом, продвигаясь по строке 1 матрицы, мы выявляем, насколько тесно связана дисциплинированность со всеми другими качествами. Количественно это выражается в удельном весе тех, кто вслед за отмеченным ими личностным качеством дисциплинированности признал также присущими себе и некоторые иные качества. Данные показывают, что существует самая тесная связь дисциплинированности с такими качествами, как ответственность – среди дисциплинированных 89,9 % считают себя ответственными, при среднем по выборке 78,7; исполнительность – 88,9 (среднее – 75,0); работоспособность – 81,7 (71,5);самостоятельность – 78,6 (68,6 %). В то же время, читая матрицу по вертикали (столбик 1), можно отметить, что дисциплинированных среди ответственных 84,8 %, среди исполнительных – 83,5, среди работоспособных – 81,5, самостоятельных – 81,7 %. Эти качества действительно образуют единый блок, в котором связи между ними близки к линейным, что позволяет по информации об одном из них предсказывать с большой вероятностью наличие других. Что касается функционального блока качеств, то их связь с дисциплинированностью можно оценить как средний уровень. Так требовательных среди дисциплинированных – 63,6 %, адаптивных – 60,0, энергичных – 58,5, целеустремленных – 52,5, самоорганизованных – 51,2 % (строчка 1). Еще четыре личностных качества слабо связаны с дисциплинированностью. Как отмечалось, среди дисциплинированных только 36,2 % указали на присущее им умение рисковать, 38,3 – стремление к самообразованию, 40,3 – предприимчивость, 49,5 % – инициативность. Однако в подгруппах, выделенных по одному из этих качеств, дисциплинированность оценивается выше среднего: среди стремящихся к самообразованию 83,3 % дисциплинированных при среднем 32,8, среди предприимчивых – 79,4 (36,2), умеющих рисковать -74,4 (34,7), инициативных – 83,5 (43,2 %). Показательно и то, что в этом инструментальном блоке внутренние связи личностных качеств достаточно сильны и положительны. Например, среди предприимчивых 70,7 инициативных, при среднем 43,2; 55,8 – стремящихся к самообразованию (среднее -32,8), 61,5 – умеющих рисковать (среднее – 34,7 %).

Таким образом, данные табл. 2.4 показывают, что сочетание личностных качеств подчиняется логике комплементарности (дополнительности) внутри каждого блока. Как такое может быть, если респондент руководствуется исключительно субъективным произволом – такой вопрос задают не только обычные граждане, но и некоторые представители современной социологической науки. Им кажется, что анонимный ответчик может обводить кружками в анкете все что угодно, что он непременно будет стремиться приукрасить себя, завысить оценки, если это ему выгодно, и т. и. Несколько отвлекаясь, поясним ситуацию. Народная мудрость давно установила, что врать стократ сложнее, чем говорить правду. Это наблюдение после тщательной экспериментальной проверки положено в основу удивительного прибора под названием «Полиграф» (детектор лжи). Нужно обладать уникальной подозрительностью, что бы представить, как сотни сограждан-респондентов просчитывают варианты подачи себя или искажения объективной картины. Все проще. Люди отвечают то, что они знают или чувствуют; возможные искажения – вольные или невольные – взаимно гасятся.

В нашем исследовании самооценки качеств психологически соотносятся: а) с ролевыми ожиданиями, т. е. требованиям дела, которым занят человек, – работа, учеба, хозяйственные заботы у пенсионеров и др.; б) с представлениями о референтах возможных идентификаций. Поэтому, например, базовые качества выбраны подавляющим большинством опрошенных. Они действительно дополняют друг друга, создавая экзистенциальный фундамент жизнеспособности индивида, социальной группы и общества в целом. Индекс значимости личностных качеств функционального блока заметно снижается по сравнению с базовым: от 75,4 по качеству самостоятельности до 53,3 адаптивности. Но внутренние связи между функциональными качествами достаточно тесны, что позволяет усиливать, а при необходимости и заменять одно качество другим. Например, среди энергичных 74,3 умеющих адаптироваться к любым условиям при среднем 53,3. Это значит, что при недостатке энергичности ее может заменить высокая адаптивность.

Оценки инструментальных качеств сравнительно невысоки. Это связано с тем, что они в нашем обществе пока не приобрели самоценного и самодостаточного значения. Для большинства эти качества выступают только как вспомогательное средство для решения некоторых практических вопросов; тем, у кого такие вопросы решаются без риска, предприимчивости и инициативы и т. д., развитие в себе таких качеств представляется излишним.

6. Качественная идентификация основных социальных групп

Представители каждой социальной группы, оценивая свои личностные качества, создавали одновременно совместными усилиями и обобщенный портрет своей группы. Такое интроспективное оценивание обладает определенными преимуществами по сравнению с экспертными методами, социометрией, ГОЛ – групповые оценки личности. Здесь осуществляется внутренняя валидизация методики: во-первых, каждый идентифицирует себя, рисует свой образ, в отличие от ситуации, когда предлагается охарактеризовать других, например, современного руководителя, молодого человека и т. и. Во-вторых, различия между группами показывают, что тем самым создается и обобщенный портрет, который по многим признакам отличается от смежных. Данные, приведенные в табл. 2.5, позволяют выявить определенность качественных идентификаций каждой социальной группы, а также различия между ними. Рассмотрим автопортреты основных социальных групп белорусского общества, нарисованных их представителями.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Перспективы развития социума"

Книги похожие на "Перспективы развития социума" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Шавель

Сергей Шавель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Шавель - Перспективы развития социума"

Отзывы читателей о книге "Перспективы развития социума", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.