» » » Сергей Шавель - Перспективы развития социума


Авторские права

Сергей Шавель - Перспективы развития социума

Здесь можно купить и скачать "Сергей Шавель - Перспективы развития социума" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентБелорусская наука23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Шавель - Перспективы развития социума
Рейтинг:
Название:
Перспективы развития социума
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-985-08-1894-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Перспективы развития социума"

Описание и краткое содержание "Перспективы развития социума" читать бесплатно онлайн.



Изложены методологические аспекты социологического перспективизма, раскрыты эвристические функции категорий «воображение», «детерминизм», «постэкономическое общество». Анализируются социологические перспективы личностного роста, социальной сферы и непосредственного жизнеобеспечения, развития союзного государства Беларуси и России. Раскрыто содержание общественного мнения как обратной связи, стабилизирующей социум. Прослеживается логика дерзания риска в контексте перспектив инновационной деятельности.

Предназначена для научных работников и преподавателей вузов, аспирантов и студентов. Будет интересна широким кругам общественности, интересующейся проблемами перспектив развития белорусского социума.






Таблица 2.5.

Распределение репрезентирующих признаков по социально-статусным группам, %


Автопортрет руководителя. В опросе приняли участие 150 руководителей высшего, среднего и низшего звеньев. По всем качествам обобщенные оценки руководителей выше средних по выборке. По пяти базовым личностным качествам – дисциплинированность, исполнительность, ответственность, самостоятельность и работоспособность – руководители превосходят все другие социальные группы за одним исключением: крестьяне оценили качество своей работоспособности выше, чем руководители, соответственно, 87,5 % и 80,2 при среднем значении 71,5 %. Что касается функциональных качеств, то руководителей превзошли студенты по энергичности на 18,5 и. и. (78,4 % и 59,9); по адаптивности – на 6,6 и. и. (68,5 и 61,9) и почти сравнялись по целеустремленности (58,4 и 59,4 %).

В блоке инструментальных качеств руководители проявили если не консерватизм, то заметную сдержанность. В силу этого они отстали по потребности в самообразовании от служащих и студентов почти на 3,0 и. и.; по предприимчивости на 15,8 и. и. – от предпринимателей (62,2 % и 46,4 %), на 6,7 и. и. – от студентов (63,1 % и 46,4 %); по готовности к риску – на 11,2 и. и. от предпринимателей (46,9 % и 35,7 %), на 2,2 и. и. – от крестьян, на 27,7 и. и. – от студенчества, и даже на 3,6 и. и. от безработных (39,3 % и 35,7 %); по инициативности – немного уступают предпринимателям – 53,9 и 53,8 %. Характерно также и то, что при оценке базовых качеств ни один руководитель не заявил об их отсутствии, что естественно и понятно. Однако признались, что не обладают предприимчивостью 6,9 %, потребностью в самообразовании – 7,5, самоорганизованностью -5,0, инициативностью – 1,9, умением рисковать – 15,3 % руководителей. Кроме того, не хватает, по самооценке, требовательности – 3,0 %, энергичности – 2,5, адаптивности – 1,7, целеустремленности – 0,75 %. Одним словом, автопортрет современного руководителя оказывается заметно перекошенным. Отказ некоторой части от референции таких личностных качеств, как предприимчивость, умение рисковать, инициативность, можно хоть как-то объяснить, скажем, тем, что вышестоящий руководитель ограничивает, или наоборот, позволяет перекладывать на других тот же риск, инициативность, предприимчивость. Но как можно быть руководителем любого уровня при отсутствии у 5 % (самооценка) самоорганизованности или недостатке целеустремленности, потребности в самообразовании, требовательности – это понять трудно.

Автопортрет студенчества. Несмотря на то, что в эту группу вошло и некоторое число старшеклассников, мы будем называть ее студенчеством, ибо школьники, как правило, становятся студентами, или уже стали ими. В этой группе на первое место поставлено такое личностное качество, как энергичность – 78,4 %. Далее следуют: самостоятельность – 69,5 %, адаптивность – 68,5, работоспособность – 68,0 %. И лишь затем с удельным весом ниже среднего идут такие базовые качества, как ответственность – 65,0 %, дисциплинированность – 60,0, исполнительность – 58,8 %. Ранее отмечалось, что в данной группе высоко поставлено умение рисковать – 63,4 %, по которому студенты обошли руководителей и предпринимателей, а также целеустремленность – 58,4 (у предпринимателей – 53,1), потребность в самообразовании -42,2, инициативность – 49,3, при среднем 43,2 %. Вместе с тем ниже среднего – требовательность – 44,8 %, при среднем 52,8, и близка к среднему самоорганизованность – 43,3 % (42,6). Студенты, можно сказать, создали достаточно реалистичный и объективный автопортрет. Конечно, им не очень нравится требовательность, поскольку часто она воспринимается как внешняя регламентация, а ее внутренний смысл, т. е. обращенность к самому себе, далеко не всем пока понятен. Это же касается и дисциплинированности, ответственности, исполнительности. Можно допустить, что и самоорганизованность оценивается не столько как структурированность мышления и действия, сколько как нечто ограничивающее и второстепенное. Но лидирующее качество энергичности, а также высокозначимые качества целеустремленности, инициативности, самообразования и умения рисковать свидетельствуют не только о физическом, но и несомненном инновационном потенциале данной социальной группы.

Автопортрет служащих. Социальная группа служащих неоднородна по своему составу. Можно отметить, что в содержании понятия служащих преемственно сохраняются некоторые особенности прежнего многозначного употребления термина. Напомним, что в трехчленной модели классовой структуры советского общества выделялась интеллигенция, как слой (прослойка) между основными классами рабочих и крестьян. Интеллигенция определялась по критерию образования – высшее или среднее специальное – что и создавало возможность занятия преимущественно умственным трудом и выполнения особых – главным образом креативных, – функций в общественном производстве и других сферах жизни. Но это было теоретическое (аналитическое) выделение, оно использовалось в научных разработках. В паспортных данных о социальном происхождении и социальном положении, в других учетных документах применялась категория служащих. К ним относили не только интеллигенцию (по образованию), но и многих работников, род занятий которых не требовал высокого образования – вспомогательный, обслуживающий персонал и др. Сегодня, в связи с появлением новых профессий и развитием сферы услуг, критерии отнесения к служащим размываются, и иногда при заполнении паспортички респонденты затрудняются с определением своего социального положения. Все эти моменты необходимо учитывать при анализе данных о качественных идентификациях данной социальной группы.

Анализ показывает, что по четырем базовым качествам служащие близки к руководителям: ответственность – 84,6 % (у руководителей – 87,6), исполнительность – 82,8 (83,2), дисциплинированность – 79,8 (83,6), работоспособность – 78,0 % (80,2). Но по самостоятельности на 5,9 и. и. служащие отстают от руководителей, соответственно, 73,9 % и 79,8 %, что вытекает из особенностей ролевых ожиданий и функциональных обязанностей многих служащих. Это подтверждается и тем, что потребность в самообразовании у служащих выше всех других групп, в том числе и студенчества. Эту ситуацию можно объяснить тем, что многие из них – операторы, референты, младшие банковские работники, секретари и др. – заинтересованы в карьерном росте, ищут возможности повышения квалификации, учатся на курсах или в учебных заведениях. Однако в целом группа служащих отстает от руководителей, предпринимателей и студентов по таким важным для мобильности качествам, как целеустремленность, предприимчивость, инициативность и умение рисковать.

Автопортрет предпринимателей. Специфическая черта качественной идентификации данной группы в том, что базовые качества, столь резко и однозначно выделенные руководителями, здесь заметно приглушены, как бы затушеваны. Некоторые из них оказываются ниже или близки к среднему по выборке. Так, ответственность у предпринимателей 70,2 %, при среднем 75,7, исполнительность – 63,1 (73,1), дисциплинированность – 58,8 (71,3), самостоятельность 69,2 % (68,6). И только работоспособность поставлена предпринимателями на первое место – 78,5 %, что выше среднего – 71,5, но отстает от руководителей – 80,2, рабочих – 80,8, и особенно, крестьян – 87,5 %. Крайне низкий уровень требовательности – 39,8 (среднее – 52,8) – последнее место среди всех социальных групп, в том числе и безработных. Скорее всего, это связано с тем, что многие индивидуальные предприниматели осуществляют свою деятельность самостоятельно или с участием членов своей семьи. Из опыта известно, что в таких условиях требовательность модифицируется и переходит в реципрокное доверие на основе родственных отношений.

В то же время предприниматели занимают лидирующие позиции по таким качествам, как инициативность – 53,9 %, при среднем 43,2, предприимчивость – 62,2 (36,1), умение рисковать – 46,9 (34,7), целеустремленность – 54,9 % (44,9). Выше среднего также показатели адаптивности – 53,8 (53,3), энергичности – 52,9 (51,7), самоорганизованности – 53,7 % (42,6).

В целом, автопортрет, нарисованный современными белорусскими предпринимателями, является незаконченным. В нем намечены контуры тех качеств, которые атрибутивны для данной группы – работоспособность, предприимчивость, умение рисковать, инициативность. Однако в оценке многих качеств – требовательности, дисциплинированности, ответственности, исполнительности и др. – заметно стремление уйти от некоторого, по их представлению, стереотипного образа наемного работника – послушного, исполнительного, избегающего риска, инициативы, предприимчивости и т. д. Думается, что, если первая линия, безусловно, верна, позитивна и оправдана, то вторая – скорее ситуационна и требует серьезного рефлексивного анализа, что и приведет со временем к ее корректировке.

Автопортрет рабочих. Самооценки данной социальной группы вполне умеренны и реалистичны; они колеблются в пределах 5 % вокруг средних значений по выборке. Единственное качество, по которому рабочие поставили себя выше руководителей, служащих, предпринимателей и студентов, кроме крестьянства, – это работоспособность: 80,8 % при средней 71,5 %. Небольшие отклонения в сторону превышения средней по таким качествам, как исполнительность – 78,3 %, при среднем 73,1, ответственность – 78,2 (75,7), адаптивность -57,2 (53,3), требовательность – 56,7 (52,8), энергичность – 54,4 (51,7), предприимчивость – 39,4 (36,1), целеустремленность – 45,4 (44,9), потребность в самообразовании – 33,3 (32,8), умение рисковать – 35,1 % (34,7). Вместе с тем по трем качествам самооценки рабочих ниже среднего: дисциплинированность – 68,3 % (71,3), инициативность – 42,4 (43,2) и самоорганизованность – 39,4 % (42,6). Вряд ли здесь можно обнаружить стремление приукрасить личный или групповой портрет, скорее, следует говорить о практической задаче воспитания (повышения) личностных качеств дисциплинированности, инициативности, и особенно самоорганизованности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Перспективы развития социума"

Книги похожие на "Перспективы развития социума" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Шавель

Сергей Шавель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Шавель - Перспективы развития социума"

Отзывы читателей о книге "Перспективы развития социума", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.