» » » » Леонид Топчий - Теория социальной работы в основных понятиях и схемах


Авторские права

Леонид Топчий - Теория социальной работы в основных понятиях и схемах

Здесь можно купить и скачать "Леонид Топчий - Теория социальной работы в основных понятиях и схемах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентКвант Медиа9593aed6-3f71-11e6-9ba0-0cc47a1952f2, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Топчий - Теория социальной работы в основных понятиях и схемах
Рейтинг:
Название:
Теория социальной работы в основных понятиях и схемах
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-7139-0927-7, 978-5-7139-1260-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория социальной работы в основных понятиях и схемах"

Описание и краткое содержание "Теория социальной работы в основных понятиях и схемах" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии представлены разделы учебного курса «Теория социальной работы», предусмотренные Государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению «Социальная работа», в основных понятиях и схемах.

Автор, изучая особенности восприятия слабослышащими студентами РГСУ теоретического материала по проблемам социальной работы, обратил внимание на то, что значительная часть студентов на лекциях и семинарских занятиях с особым вниманием относится к изучению схем по основным разделам учебного курса, фиксируя их в своих конспектах. В процессе обучения были выявлены способности слабослышащих студентов к поэтапному усвоению системы знаний по теории социальной работы. Затем к схемам были добавлены основные положения различных тем учебного курса, которые в обобщенном (тезисном) виде давали представления студентам об изучаемом материале.

В последующий период возникла необходимость в создании мультимедийного курса и раздаточного материала на бумажных носителях по всем изучаемым темам, что позволило перейти к созданию учебного пособия для слабослышащих студентов. Главным приемом интерактивного обучения является сравнение текстов различных учебников и учебных пособий, что, по мнению автора, является действенным способом интеллектуального развития не только студентов с нарушениями слуха. Учебно-методические и учебные материалы, а также конспекты лекций в таблицах и схемах были изданы в РГСУ в 2006/2007 учебном году.

Учебное пособие предназначено для студентов факультета социальной работы, а также преподавателей, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов и бакалавров социальной работы, работников социальных служб и органов управления социальной сферой.






В чем сила теории во всех ее проявлениях?

В произведении А. Франса «Пчелка» король Локк спрашивает мудреца Нура: «Почему тебе известно то, что не знают другие? Ты угадываешь наступление хода событий, а я король, но сделать этого не могу. Скажи мне, в чем твоя сила и твой секрет?».

Мудрец ответил королю так: «Сила и секрет мой состоит в том, что я имею волшебное стекло, через которое воспринимаю мир явлений, вижу главное в ходе событий и предвижу то, что может быть…» В этом изречении есть глубокий философский смысл, раскрывающий суть и силу научного знания и мировоззрения, активно влияющих на процесс мышления и продуктивную социальную деятельность специалиста.

Теория социальной работы является тем «волшебным стеклом», через призму которого профессиональный социальный работник постоянно познает суть социальных процессов и проблем, прежде всего самого человека, особенности своего клиента, степень адаптации клиента к социальным изменениям в обществе и непосредственном окружении, определяет потенциал людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, находит нужные решения, прогнозирует результативность применения различных методов и частных методик социальной работы.

В практической социальной работе существуют различные точки зрения на социальную работу и сущность человека, и социальный работник, как правило, располагает многочисленными фактами социального бытия. Но факты еще не истина. Истина познается в процессе аналитической деятельности, сопоставления различных точек зрения по тому или иному вопросу, в процессе изучения и обобщения опыта социальной работы. Ее «родам», как правило, способствует соответствующая парадигма, теория или теоретическая модель социальной работы. Теория, основанная на систематизированных фактах и знаниях, полученных в результате проведенных исследований и обобщения опыта практики социальной работы, построенная на системном анализе комплексных ситуаций и предметного поля, в котором находится клиент, позволяет отличить истину от псевдоистины (мудрость русского народа гласит: «Зри в корень») и постепенно вырабатывает у профессионального социального работника способность принимать удар, отличая подлинность явлений от обыденных представлений и обывательских суждений.

Общие (фундаментальные) и прикладные (в т. ч. специальные) теории социальной работы позволяют определить базовые, а при необходимости разработать оптимальные модели социальной работы, стимулирующие индивидуальные, организационные, социальные и культурные изменения.

При изучении учебного курса «Теория социальной работы» центральной проблемой является вопрос о структуре теории социальной работы в историческом развитии, ее системных компонентах, принципах, закономерностях и других базисных положениях. Прежде всего следует учитывать, что социальная работа – это система взаимосвязанных частей: ценностей, теорий и практики. Поскольку в настоящее время происходит становление отечественных теорий социальной работы, с некоторой степенью приближения можно сказать, что структура теории определяется двумя составляющими – онтологией (учением о бытии) и гносеологией (учением о познании). В этой связи чрезвычайно важным является вопрос об объекте и предмете, понятийно-категориальном аппарате, принципах и закономерностях теории социальной работы, специфических методах познания.

Исследователи, изучая отечественный опыт осмысления проблем социальной работы и адаптируя зарубежные парадигмы, теории и модели социальной работы, предпринимают попытки создать специальное социальное учение об объекте и предмете социальной работы. В учебной и научной литературе существует несколько точек зрения относительно объекта и предмета теории. Ведется напряженный поиск константы социальной работы. Объект социальной работы как социальной науки – это реально существующая действительность, прежде всего человек или семья в проблемной жизненной ситуации. Объект социальной работы, как правило, изучается различными социальными и естественными науками. Но он имеет много сторон и свойств, которые могут стать предметом самостоятельного изучения отдельных наук и прежде всего – теории социальной работы. В социальной работе объекты исследования являются неисчерпаемыми. Тем не менее в центре внимания всегда находится человек, семья или социальная группа в конкретных связях и отношениях социума, социально-экономические и(или) духовные процессы, порождающие (создающие) для различных категорий населения проблемные ситуации.

На данном этапе развития отечественной теории социальной работы можно согласиться с точкой зрения авторов учебников, которые считают, что объектом социальной работы выступает система взаимосвязей человека в социуме, в сфере его ближайшего окружения, человек или семья в проблеме. Но при этом возникают вопросы, связанные с уточнением объекта исследования под углом зрения нарождающейся социальной науки.

Что же касается вопроса о предмете теории социальной работы, то, как правило, ряд авторов говорят о закономерностях содействия становлению и реализации жизненных сил человека, о предметно-субъектных отношениях в области социальной работы; другие исследователи – о закономерностях социальной работы на макро-, мезо- и микроуровнях; третьи – о различных сторонах объектов практической социальной работы, факторах развития социальной сферы и социальных отношениях, непосредственно воздействующих на социальное здоровье людей и экономическую защищенность личности, социальное благополучие.

В любом варианте предметом теории социальной работы становится процесс социального влияния на взаимодействие человека с окружающим миром и его внутренний потенциал на протяжении всех возрастных периодов жизни в различных сферах микросреды с учетом специфики проблем человека, оказывающих воздействие на становление человека как личности, как субъекта самой социальной жизни, и на развитие социума. Предметная сущность теории социальной работы воплощена в сложнейшем феномене социальности, который выражает многообразие форм и методов сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных отношений и субъектов.

Предметный язык социальной работы в контексте национальных культур народов России и специфики научного познания в то же время отражает общие тенденции становления теории в различных странах мира не только в прошлом, настоящем, но и в будущем. Язык теории социальной работы, как разновидности социальной науки, исходит из генезиса социальной работы и перспективы эволюции познания. Формирующаяся система категорий и понятий теории выступает как более или менее организованный экран, который позволяет специалисту воспринимать окружающий мир и место в нем человека, анализировать социальные поступки и действия людей, осваивать эмпирический опыт социальной работы и результаты экспериментов в области социального обслуживания населения, совершать логические, абстрактные операции по освоению и преобразованию окружающей действительности.

Не вызывает сомнения вывод о том, что категории и понятия составляют основу профессионального языка социальных работников. Известно, что простейшими формами научного языка выступают теории. Теории – это сам язык, который дает возможность социальному работнику осознавать себя в определенном понятийном пространстве. Язык теории формируется из символических нитей и ячеек, каждая из которых соединяется в модель внутреннего значения, характерных для культурных традиций народа, его менталитета и, безусловно, научных знаний, отражающих достижения выдающихся теоретиков и практиков из различных стран мира.

Категории и понятия «вынуждают» социальных работников, как субъектов социальной работы, воспринимать многообразие социального мира согласно законам того или иного предметного языка, позволяют видеть многообразие мира в определенной системе знаний. Категории теории дают возможность идентифицировать научное знание и профессионализм социального работника в области социальной работы.

В значительной части учебной литературы, далеко не во всей, выделяются, как правило, две группы закономерностей социальной работы, касающихся управленческих отношений и непосредственно контактной социальной работы. В то же время следует иметь в виду, что традиционный подход исследователей к выделению закономерностей как общей, повторяющейся связи процессов и явлений, как некоей регулярности в социальной работе позволяет получать тождественные результаты, но не дает ответа на поставленные практикой многие актуальные вопросы.

Традиционный подход не выявляет влияние социальной работы на условия жизнедеятельности клиентов и продвижения их от зависимости к свободе, экономической защищенности, естественному социальному функционированию и здоровому образу жизни. Предлагаемые в учебной литературе закономерности, например, не позволяют в полной мере выявить зависимости в социальной работе, отражающие эффективность возрождающихся народных приемов социальной поддержки социально ослабленных слоев населения. Нуждаются в фундаментальной разработке закономерности социальной работы, проводимой в разных сферах жизни общества по всем направлениям, на всех уровнях, в различных формах и видах.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория социальной работы в основных понятиях и схемах"

Книги похожие на "Теория социальной работы в основных понятиях и схемах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Топчий

Леонид Топчий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Топчий - Теория социальной работы в основных понятиях и схемах"

Отзывы читателей о книге "Теория социальной работы в основных понятиях и схемах", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.