» » » » Леонид Топчий - Теория социальной работы в основных понятиях и схемах


Авторские права

Леонид Топчий - Теория социальной работы в основных понятиях и схемах

Здесь можно купить и скачать "Леонид Топчий - Теория социальной работы в основных понятиях и схемах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентКвант Медиа9593aed6-3f71-11e6-9ba0-0cc47a1952f2, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Топчий - Теория социальной работы в основных понятиях и схемах
Рейтинг:
Название:
Теория социальной работы в основных понятиях и схемах
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-7139-0927-7, 978-5-7139-1260-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория социальной работы в основных понятиях и схемах"

Описание и краткое содержание "Теория социальной работы в основных понятиях и схемах" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии представлены разделы учебного курса «Теория социальной работы», предусмотренные Государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению «Социальная работа», в основных понятиях и схемах.

Автор, изучая особенности восприятия слабослышащими студентами РГСУ теоретического материала по проблемам социальной работы, обратил внимание на то, что значительная часть студентов на лекциях и семинарских занятиях с особым вниманием относится к изучению схем по основным разделам учебного курса, фиксируя их в своих конспектах. В процессе обучения были выявлены способности слабослышащих студентов к поэтапному усвоению системы знаний по теории социальной работы. Затем к схемам были добавлены основные положения различных тем учебного курса, которые в обобщенном (тезисном) виде давали представления студентам об изучаемом материале.

В последующий период возникла необходимость в создании мультимедийного курса и раздаточного материала на бумажных носителях по всем изучаемым темам, что позволило перейти к созданию учебного пособия для слабослышащих студентов. Главным приемом интерактивного обучения является сравнение текстов различных учебников и учебных пособий, что, по мнению автора, является действенным способом интеллектуального развития не только студентов с нарушениями слуха. Учебно-методические и учебные материалы, а также конспекты лекций в таблицах и схемах были изданы в РГСУ в 2006/2007 учебном году.

Учебное пособие предназначено для студентов факультета социальной работы, а также преподавателей, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов и бакалавров социальной работы, работников социальных служб и органов управления социальной сферой.






Перед студентами стоит актуальнейшая задача в области теоретического осмысления особенностей социальной работы в подсистеме социальной защиты (социальное обслуживание), в образовании (социально-педагогическая и психологическая поддержка, социальная защита малообеспеченных студентов и учащихся), здравоохранении (социальные услуги и медикосоциальная поддержка в процессе реабилитации, защита прав граждан на лечение в системе здравоохранения), подсистеме пенитенциарных учреждений (защита прав осужденных, обеспечение социально полезных связей, ресоциализация личности бывшего осужденного и т. д.), культурно-досуговой сфере (социокультурная анимация), на промышленном производстве и в сельской местности (социальная поддержка и защита). Имеется острая потребность в формировании научно-теоретических представлений об основных направлениях, уровнях, формах и методах социальной работы с различными категориями населения и отдельными личностями. Изучить эти вопросы – значит приобщиться к социальной работе как профессии, понять место и роль профессионального социального работника в системе социальной работы, сложившейся в Российской Федерации.

Осваивая основы теории социальной работы, студент не может упустить из вида такие проблемы, как теоретические подходы к определению эффективности и результативности социальной работы, перспективы развития теории социальной работы в XXI веке и становления в России профессии «социальная работа». Этим проблемам посвящены последние две темы учебного курса.

Хорошо известно, что теория социальной работы, как и другие социальные науки, постоянно развивается. В этом нет сомнения. Но цели и задачи исследования будут постоянно уточняться. То, что в начале 90-х годов прошлого века было целью отечественных исследователей в области социальной работы, сегодня, в начале XXI века, постоянно корректируется, а завтра – будет кардинально пересматриваться и снова уточняться. Одни положения теории будут развиваться, другие – опровергаться как не подтвержденные практикой социальной деятельности. Это нормальный, закономерный процесс (см. подробнее: Топчий Л. В. Методологические проблемы теории социальной работы: учебное пособие для магистров. – М.: Изд-во РГСУ, 2011; Топчий Л. В. Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика: учебное пособие. – М.: РГСУ, 2011).

Известный поэт Э. Верхарн пророчески заметил:

Что виделось вчера как цель глазам твоим, —
Для завтрашнего дня – оковы.
Мысль – только пища мыслей новых,
Но голод их неутолим…

Изучая учебный курс дисциплины «Теория социальной работы», не удивляйтесь, что в разных учебниках и учебных пособиях появляются новые подходы и различные суждения по одним и тем же вопросам. Так было всегда и во всех социальных науках, особенно на этапах становления новой научной дисциплины. Автор настоящего пособия старался избегать двух крайностей: абсолютизации какого-либо подхода к теории социальной работы и эклектизма, всеядности и соединения несопоставимых точек зрения на теорию социальной работы. Читателю предоставляется возможность их сравнения и выбора своего пути к усвоению основ теории социальной работы.

Междисциплинарные исследования, проводимые современными учеными и педагогами, позволяют утверждать, что отечественная теория социальной работы в различных ее проявлениях постоянно развивается и модифицируется в процессе преодоления целого ряда противоречий и трудностей, сложившегося кризиса в науке и просто – человеческих заблуждений. Но признание теории социальной работы как разновидности социальной науки, создание научной среды и формирование российской научной школы в области социальной работы позволяют надеяться, что в XXI веке произойдут существенные изменения в определении границ теории социальной работы и ее статуса, уточнение ее объекта и предмета, обогащение понятийно-категориального аппарата, появится углубленное представление о принципах и закономерностях, методах и специфике технологии исследования.

Студенты, изучающие учебный курс «Теория социальной работы», должны учитывать, что предлагаемое учебное пособие не заменяет существующие учебники и учебные пособия, а лишь дополняет и частично обобщает современные представления о предмете теории социальной работы. Эргономичность материалов, простота и краткость, организация и структурирование текста в соответствии с законами запоминания позволяют повысить читаемость текста, что имеет особое значение для студентов слабослышащих или вообще не слышащих лектора на учебных занятиях.

Автор надеется, что студент будет работать с различными учебными изданиями, сравнивая их и анализируя разные подходы в изложении ключевых положений теории социальной работы. При этом будет иметь в виду, что используемые учебники и учебные пособия относятся к разным поколениям учебной литературы по социальной работе.

Такие учебные пособия для высших учебных заведений, как «Теория и методология социальной работы» под ред. проф. С. И. Григорьева (М.: Наука, 1994), «Теория и методика социальной работы» (в 2-х ч., под ред. проф. В. И. Жукова и И. Г. Зайнышева. – М.: Союз, 1994) и «Теория и методика социальной работы» (Краткий курс; под ред. В. И. Жукова. – М.: Союз, 1994), относятся к первому поколению учебной литературы.

Вслед за ними были изданы такие учебные пособия, как «Основы теории социальной работы» (авт.: Л. Г. Гуслякова, Е. И. Холостова. М.: ИСР АРСС, 1997), «Основы социальной работы» (учебник / отв. ред. проф. П. Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М., 1997), «Теория социальной работы» (под ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: Юрист, 1998) и др.

Завершается этот этап выходом в свет учебного пособия М. В. Фирсова и Е. Г. Студеновой «Теория социальной работы» (М.: Владос, 2000). Данное пособие дважды переиздавалось (в 2005 и 2007). В этот же период переиздаются учебные пособия под редакцией П. Д. Павленка и Е. И. Холостовой. В начале XXI века студенты стали пользоваться учебными пособиями «Социальная работа: теория и практика» (отв. ред. Е. И. Холостова, A. С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004) и «Социальная работа» / под общей ред. В. И. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003). К сожалению, крайне редко используются ими учебное пособие И. А. Григорьевой и В. Н. Келасьева «Теория и практика социальной работы» (Изд-во СПб. ун-та, 2004). Студенты мало информированы об учебных пособиях Т. Е. Демидовой «Современные модели социальной работы» (М., 2003) и «Социальная работа: теория и практика» (М., 2003). Многие не знают учебные пособия под ред. Н. Ф. Басова, А. А. Козлова, К. М. Оганяна, Е. П. Агапова и др. Далеко не все эти пособия равнозначны и в научном плане полноценны, но они изданы и их читают студенты. Следовательно, с ними необходимо работать, анализировать на семинарских и практических занятиях.

Официальным учебником для студентов вузов, разработанным в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, считается учебник «Теория социальной работы» (под ред. академика РАН B. И. Жукова. М„2011).

Каждое из данных учебных изданий имеет свои достоинства и недостатки. Это необходимо иметь в виду и не искать совершенного учебника или «самое лучшее» учебное пособие. Сегодня их в природе просто нет. Необходимо использовать пособия, которые имеются в библиотеках и книжных магазинах, но относиться к ним конструктивно-критически, опираясь в своей учебно-познавательной работе на официальные документы (в том числе нормативные правовые акты), статистические данные и критические статьи, помещаемые в профессиональных журналах по социальной работе, учитывая комментарии, замечания лекторов и руководителей семинарских занятий.

Учебный курс «Теория социальной работы» невозможно изучить, не используя статьи и материалы, помещаемые в таких журналах, как «Отечественный журнал социальной работы», «Социальная работа», «Социальное обслуживание», «Работник социальной службы», «Социальная защита» (Социономия), «Социальное обеспечение», Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы, Ученые записки и материалы конгрессов РГСУ, «Человеческий капитал» и профессиональных изданиях различных вузов страны.

Особый интерес для студента представляют энциклопедические издания – «Энциклопедия социальной работы» в 3-х томах (пер. с англ.) под науч. ред. Л. Э. Кунельского и М. С. Мацковского. – М.: ЦОЦ, 1993–1994), «Словарь социальной работы» (сокр. пер. с англ. – Т. Е. Демидова) Роберта Баркера. – М.: ИСР, 1994), – «Российская энциклопедия социальной работы» в 2-х т. (под ред. A. М. Панова и Е. И. Холостовой. – М.: ИСР, АРСС, 1997) и, конечно, «Современная энциклопедия социальной работы» под ред. B. И. Жукова (М.: РГСУ, 2008).

Большой интерес для студентов представляет Словарь персоналий 1992–2000 гг. (Топчий Л. В. «Отечественные исследователи проблем социальной работы» – М.: МОО «Ассоциация работников социальных служб», 2005–2006), в котором на основании трехкратной экспертизы определены первые исследователи проблем теории социальной работы в России. Среди исследователей прежде всего – преподаватели РГСУ, которые внесли заметный вклад в подготовку учебной литературы по теории социальной работы: В. И. Жуков, |И. Г. Зайнышев|, Т. Е. Демидова, Л. И. Кононова,!П. И. Нещеретный], Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова, Е. И. Холостова, М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова и др.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория социальной работы в основных понятиях и схемах"

Книги похожие на "Теория социальной работы в основных понятиях и схемах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Топчий

Леонид Топчий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Топчий - Теория социальной работы в основных понятиях и схемах"

Отзывы читателей о книге "Теория социальной работы в основных понятиях и схемах", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.