» » » Наталья Мякишева - Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников


Авторские права

Наталья Мякишева - Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников

Здесь можно купить и скачать "Наталья Мякишева - Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Мякишева - Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников
Рейтинг:
Название:
Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-4263-0023-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников"

Описание и краткое содержание "Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлены результаты изучения личностных особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников в контексте рассмотрения проблемы соотношения личностного и когнитивного развития ребенка. Автором выявлено, что определяющим в развитии интеллектуальной одаренности младших школьников является личностное побуждение к развитию собственного интеллекта, основу которого составляет внутренняя позиция личности, проявляющаяся в сознательном отношении одаренного ребенка к окружающему миру и к собственному развитию. Выявленные личностные особенности, а также особенности самоотношения и социальной позиции одаренных младших школьников расширяют знания о возможных способах развития интеллектуальной одаренности, а также способствуют выстраиванию эффективной системы образования с учетом особенностей личности одаренного ребенка.

Монография предназначена для широкого круга читателей, включая преподавателей, студентов педагогических вузов, педагогов образовательных учреждений, психологов, родителей и всех интересующихся вопросами развития интеллектуальной одаренности ребенка.






В своей монографии «Развитие детской одаренности в образовательной среде» А.И. Савенков выделяет мотивы деятельности одаренных детей, которые им условно разделяются на две группы, каждая из которых подразделяется на подгруппы.

1. Мотивы, заложенные в самой деятельности (учебной, художественной, и пр.), связанные с ее прямым продуктом:

«мотивация содержания». Это может характеризовать ситуация, когда, например, побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений; побуждает заниматься математикой (биологией, живописью, музыкой и т. п.) интерес к самой математике;

«мотивация процессом». Характеризуется ситуацией, когда актуализированы мотивы, связанные с процессом деятельности. Если речь идет об учении, то увлекает уже не столько содержание, сколько процесс общения с педагогом, возможности взаимодействия с соучениками, привлекают игровые приемы, технические средства обучения и др. Применительно, например, к занятиям живописью, привлекает процесс работы с материалом, инструментами и пр.

2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом деятельности:

«широкие социальные мотивы», которые можно условно разделить на подгруппы:

– общественно-ценные – мотивы долга, ответственности, чести и т. п.;

– узколичные (престижная мотивация) – мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования;

– «мотивы избегания неприятностей». Деятельность на основе принуждения, страха быть «наказанным» и т. п.

Автор отмечает, что каждому учащемуся свойственны чувство долга и ответственность, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, в какой-то мере интересны и содержание, и процесс учебной деятельности, свойственна боязнь неудачи. Но, характеризуя мотивацию учащегося, следует говорить не об отсутствии каких-либо мотивов, а об их иерархии. То есть о том, какие мотивы доминируют в мотивационно-потребностной сфере личности, а какие находятся в подчиненном положении. С точки зрения одаренности, наиболее желательно, чтобы доминировали мотивы, связанные с содержанием деятельности. Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного индивида [106].

Познавательная мотивация, мотивация к достижению признаются в большинстве исследований одаренности в качестве важнейших факторов развития одаренности. Из современных концепций одаренности этот аспект в наибольшей степени акцентируется, например, в работах Дж. Рензулли [118].

Дж. Рензулли – известный исследователь одаренности – разработал концепцию, согласно которой одаренность есть сочетание трех компонентов:

1. Интеллектуальные способности выше среднего или таланты;

2. Высокий уровень включенности в задачу, проявляющийся в настойчивости, усердии;

3. Креативность как особенность поведения личности, выражающаяся в оригинальных способах получения продукта, достижения решения проблемы и т. д.

Одаренность проявляется как результат взаимодействия всех трех факторов, как бы на их стыке. При этом все три фактора выступают как взаимосвязанные переменные. В своей концепции Дж. Рензулли также указывал на фактор знания, полученного на основе опыта, и на благоприятную окружающую среду [169].

Заслуга Дж. Рензулли в том, что он выдвинул идею считать одаренными не только тех, кто соответствует всем трем параметрам согласно его концепции одаренности, но и тех, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Данная идея существенным образом изменила взгляд на вопросы, связанные с идентифицированием одаренных детей, расширив тем самым диапазон контингента детей с потенциальными способностями.

По словам Д.Б. Богоявленской, выделение потенциальной одаренности продиктовано гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большому числу детей [16].

Помимо мотивационных факторов многие исследователи обращали внимание на ряд других внеинтеллектуальных факторов, определяющих одаренность. К ним относится, например, самооценка, «образ-Я», а также внешние (внеличностные) параметры окружения, в котором развивается ребенок.

Так, и с точки зрения исследователя в области психологии одаренности Дж. Фельдхусена, модель Дж. Рензулли необходимо дополнить такими составляющими, как «Я-концепция» и «самоуважение». Таким образом, Дж. Фельдхусен также рассматривает развитие не только когнитивной сферы одаренного ребенка, но и развитие его аффективной сферы, включающей позитивную «Я-концепцию». Создание теоретических моделей одаренности, в которые наряду с факторами, характеризующими потенциал личности, включены факторы окружающей социальной среды, также имеют право на существование. К таким, например, может быть отнесена модель Ф. Монкса – «мультифакторная модель одаренности». Ф. Монкс дополнил три уже традиционно пересекающихся «круга Дж. Рензулли» треугольником, обозначающим основные факторы микросреды: «семья», «школа», «сверстники» [167].

Разработанная группой отечественных авторов «Рабочая концепция одаренности» представляет одаренность не в виде трех, как в зарубежных моделях, а в виде двух основных компонентов: инструментального и мотивационного. Выделение мотивационного фактора наряду с инструментальным объясняется тем, что авторы предлагают рассматривать одаренность в двух аспектах: «могу» и «хочу». Итак, инструментальный компонент суммирует все, что относится к сфере способностей (в том числе интеллект, креативность и др.). Мотивационный аспект традиционно содержит пять основных признаков: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству [98].

Концепция одаренности, разработанная А.И. Савенковым, представляет данное психическое явление как неразложимую целостность, сочетающую в себе, кроме общих, выделяемых в традиционной психологии одаренности параметров (интеллект, креативность, мотивация), внешние проявления одаренности в сферах когнитивного, аффективного и физического развития. Такая модель, сочетая в себе ясность эксплицитных и глубину имплицитных моделей, является, с точки зрения автора, более надежной основой для разработки прикладных аспектов деятельности и прогнозирования развития детской одаренности в образовательной среде [107].

В работах еще одного отечественного ученого по проблемам одаренности, В.И. Панова, разрабатывается экопсихологический подход к исследованию выдающихся способностей. Суть его заключается в рассмотрении одаренности как особой формы проявления творческой природы психики, для реализации которой необходимо наличие не только природных задатков, но и соответствующих условий окружающей социальной среды. Она проявляется и развивается как системное качество психики, возникающее во взаимодействии разных сфер психики человека с образовательной средой (семейной, школьной и т. п.) и обретающее форму индивидуальности развития в виде психических процессов, состояний и сознания учащегося [80]. Образовательная среда, обеспечивающая возможность проявления и развития потенциальных способностей учащихся, позволяет создать условия для снятия психологических барьеров развития и тем самым способствует раскрытию творческого начала всех сфер психики ребенка [81].

Существуют и другие концепции, рассматривающие одаренность как совокупность когнитивных и некогнитивных факторов. Исследование природы одаренности на основе анализа творческого развития человека прослеживается в концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина. Согласно данной концепции, «одаренность» – это творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, духовных. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал [68]. Наиболее общей характеристикой и развивающим компонентом творческого потенциала является, по мнению ученого, ярко выраженная познавательная потребность, составляющая основу познавательной мотивации, которая у одаренного доминирует над другими типами мотивации.

Согласно основным положениям концепции А.М. Матюшкина, одаренность характеризуется интегральностью: включает во взаимосвязи познавательную, эмоционально-потребностную и волевую сферы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников"

Книги похожие на "Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Мякишева

Наталья Мякишева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Мякишева - Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников"

Отзывы читателей о книге "Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.