» » » Наталья Мякишева - Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников


Авторские права

Наталья Мякишева - Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников

Здесь можно купить и скачать "Наталья Мякишева - Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Мякишева - Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников
Рейтинг:
Название:
Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-4263-0023-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников"

Описание и краткое содержание "Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлены результаты изучения личностных особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников в контексте рассмотрения проблемы соотношения личностного и когнитивного развития ребенка. Автором выявлено, что определяющим в развитии интеллектуальной одаренности младших школьников является личностное побуждение к развитию собственного интеллекта, основу которого составляет внутренняя позиция личности, проявляющаяся в сознательном отношении одаренного ребенка к окружающему миру и к собственному развитию. Выявленные личностные особенности, а также особенности самоотношения и социальной позиции одаренных младших школьников расширяют знания о возможных способах развития интеллектуальной одаренности, а также способствуют выстраиванию эффективной системы образования с учетом особенностей личности одаренного ребенка.

Монография предназначена для широкого круга читателей, включая преподавателей, студентов педагогических вузов, педагогов образовательных учреждений, психологов, родителей и всех интересующихся вопросами развития интеллектуальной одаренности ребенка.






Согласно основным положениям концепции А.М. Матюшкина, одаренность характеризуется интегральностью: включает во взаимосвязи познавательную, эмоционально-потребностную и волевую сферы.

Таким образом, исследователем были выделены факторы, составляющие структуру одаренности, понимаемую им как интегральную, проявляющуюся на всех уровнях индивидуального развития:

1. Доминирующая роль познавательной мотивации;

2. Исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;

3. Возможность достижения оригинальных решений;

4. Возможность прогнозирования и предвосхищения;

5. Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Предлагаемая автором концепция направлена на преодоление односторонних представлений о высших способностях как преимущественно интеллектуальных; она также позволила раскрыть одаренность как общее основание творчества в любой профессии, как предпосылку становления и развития творческой личности [67].

Известный исследователь в области одаренности К.А. Хеллер в разработанной им Мюнхенской многоаспектной модели определяет одаренность как индивидуальные (когнитивные и мотивационные) личностные предпосылки высоких достижений в одной или более областях. При этом развитие способностей понимается им как взаимодействие или как продукт взаимодействия индивидуальных внутренних задатков и внешних факторов социализации [130].

Многомерные модели одаренности были разработаны также Ф. Ганье или К.А. Хеллером и Хани. В модели Ф. Ганье были выделены интеллектуальные, креативные, социально-аффективные, сенсомоторные и другие виды способностей, а также различные области приложения таланта (искусство, спорт, экономика, естественные науки и техника, воспитание, здравоохранение и т. д.). Оформление таланта происходит под влиянием надежного Moderatoransatz (интра- и интерличностного катализаторов). В Мюнхенской модели «одаренность» и «талант» не рассматривались как различные понятия, разграничивались различные формы одаренности, относительно независимые в содержательном плане, которые важны для достижения в отдельных областях [130].

По мнению К.А. Хеллера, определения одаренности не являются самоцелью, а служат, например, для диагностирования учеников, которым стоит помочь. Было бы полезным следующее определение: «одаренность» – это индивидуальные способности к выдающимся достижениям по сравнению с референтной группой. Достоинство определений одаренности, связанных с критерием достижений, – в относительно ясном решении того, действительно ли человек одаренный. В тоже время им присущ один серьезный недостаток, а именно: риск не заметить тех одаренных, развитию потенциала которых препятствовали мотивационные или иные некогнитивные личностные характеристики и условия социализации, и не предоставить им помощи [130].

Мюнхенская многоаспектная модель одаренности показала влияние на критерии достижений не только когнитивных предсказателей одаренности, но и некогнитивных (например, мотивационных) личностных факторов, а также связь социокультурных условий. Среди компонентов данной модели выделяются: личностные характеристики (некогнитивные); факторы одаренности (интеллект, креативность, социальная компетентность и т. д.); характеристики окружения; области достижений.

В Мюнхенском лонгитюдном исследовании одаренных школьников были проанализированы различные аспекты развития одаренности в школьном возрасте, рассмотрено влияние личностных факторов и факторов окружения на успешность школьной и внешкольной деятельности. Согласно результатам исследований высокоодаренные отличались от среднеодаренных диагностически значимыми личностными параметрами:

• высокие интеллектуальные способности;

• выдающиеся креативные способности (например, оригинальность, гибкость, разработанность);

• способность к более быстрому усвоению и выдающаяся память;

• интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям;

• интернальный локус контроля и высокая личностная ответственность;

• убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений;

• позитивная академическая «Я-концепция», связанная с адекватной самооценкой.

Кроме того, высокоодаренным была свойственна мотивация к достижениям, настойчивость, устойчивость к стрессу и другие личностные качества [130]. В России мюнхенские тесты, специально предназначенные для измерения высоких уровней интеллектуальной одаренности, были адаптированы и используются в исследовательских целях [1].

На взаимосвязь между уровнем интеллекта и личностными особенностями указывала Н. Хаан. На основе данных лонгитюдного исследования Н. Хаан сделала вывод, что механизмы преодоления трудностей связаны с ускорением роста интеллекта (позитивными изменениями интеллекта), а защитные механизмы – с замедлением роста интеллекта (негативные изменения интеллекта) [164].

Российский ученый, применившая лонгитюдный метод в изучении одаренности школьников, Е.И. Щебланова, определяет ее как высокий творческий потенциал – единую и целостную характеристику ребенка, складывающуюся в процессе его психического развития в результате системного взаимодействия познавательных, мотивационных, эмоциональных и других личностных свойств, а также условий окружения, и составляющую особо благоприятную внутреннюю предпосылку дальнейшего развития. В структуру одаренности автор включает интегральные характеристики (внутренние факторы, подсистемы): интеллект, креативность, мотивацию развития (познавательная активность, надежда на успех, академическая самооценка), мотивацию адаптации (боязнь неудачи и тревожность), особенности саморегуляции и самосознания. Эти характеристики представляют системные качества, отражающие общевозрастные, особенные (специфичные для одаренных) и индивидуальные закономерности развития одаренного ребенка [148].

При наличии широко распространенных подходов, связывающих одаренность с определенными личностными чертами, примечательна мысль А. Танненбаума о том, что самое трудное в определении личностных особенностей одаренности – это отсутствие полной уверенности того, какие из этих личностных особенностей отвечают хотя бы частично за человеческий талант, какие просто ассоциируются с ним, а какие сами являются его продуктами [174].

Еще одна линия современного рассмотрения проблемы одаренности заключается в признании роли социальной среды, культуры как такой инстанции, которая оценивает и определяет феномен одаренности.

С этой точки зрения «одаренность» – это то, что считается и признается таковой в данном конкретном культурно-историческом контексте. Литература по вопросу одаренности последних лет изобилует примерами того, как одно и то же научное открытие, одно и то же творение искусства может быть причислено к рангу гениальных, а может попросту остаться незамеченным в зависимости от установок, идеалов и представлений конкретного общества. В этом смысле одаренность понимается уже не как свойство самого индивида как отдельной самостоятельной (и изолированной) единицы, а как некое новое качество, возникающее в контексте взаимодействия индивида с его конкретным социальным окружением.

Идеи социокультурной парадигмы в наибольшей степени созвучны культурно-исторической школе Л.С. Выготского, а также представлениям об одаренности как продукте высокого уровня развития исследовательской активности [118].

Итак, одаренность с точки зрения этой концепции – это не одномерная (односторонняя) жестко фиксированная черта или качество отдельно взятого индивида, а многомерное и многоплановое проявление человеческой индивидуальности, которое не фиксировано от рождения, а претерпевает развитие на протяжении всего жизненного пути человека и получает свою определенность (конструируется) только в контексте взаимодействия человека и его социального окружения. Одаренность в этом смысле – уже не просто «дар», посланный человеку, но продукт творческих усилий самого человека в контексте отпущенных ему культурно-исторических обстоятельств [118].

Таким образом, важной особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается не как статическая, а как динамическая характеристика. С этой точки зрения интересным представляется рассмотрение динамической теории одаренности, название для которой было предложено Л.С. Выготским. Он указывал, что на смену весьма распространенному статическому подходу к изучению одаренности должен прийти новый – динамический подход [30].

Основные положения динамической теории одаренности:

1. Принцип социальной обусловленности развития (неприспособленность ребенка к окружающей его социально-культурной среде порождает различные препятствия на пути развития его психики).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников"

Книги похожие на "Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Мякишева

Наталья Мякишева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Мякишева - Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников"

Отзывы читателей о книге "Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.