» » » Виктор Журавлев - От азбуки до учебно-методического комплекта


Авторские права

Виктор Журавлев - От азбуки до учебно-методического комплекта

Здесь можно купить и скачать "Виктор Журавлев - От азбуки до учебно-методического комплекта" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Журавлев - От азбуки до учебно-методического комплекта
Рейтинг:
Название:
От азбуки до учебно-методического комплекта
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-4263-0013-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "От азбуки до учебно-методического комплекта"

Описание и краткое содержание "От азбуки до учебно-методического комплекта" читать бесплатно онлайн.



В монографии рассматривается история создания первых учебных пособий по словесности, дополняющих основную учебную книгу (учебник), определяется их роль, функции, значение в учебном процессе. Характеризуются первые опыты учебных комплектов по словесности в российской школе XIX – начала XX в. Исследуются социальные и педагогические стимулы разработки дополнительных учебных пособий по литературе, расширивших предметную образовательную среду, обогативших виды учебной деятельности в советской школе 70–80-х гг. XX столетия и подготовивших создание линий учебно-методических комплектов по литературе в отечественной школе начала XXI в.

Книга адресована учителям литературы, студентам филологических факультетов, преподавателям вузов, методистам.






Так, важнейшим событием в истории отечественного литературного образования в начале XX столетия стал Первый Всероссийский съезд преподавателей русского языка средней школы (декабрь 1916 – январь 1917). Сам съезд, предшествовавшая ему активная дискуссия имели важнейшее значение для определения направлений дальнейшего творческого поиска педагогов-словесников. Решения и резолюции съезда оказали заметное влияние на концепции первых советских школьных программ по русскому языку и литературе.

Рассмотрение в нашем исследовании первых школьных программ и учебных пособий по литературе советской эпохи, в особенности «рабочих книг», было необходимо потому, что в программах частично были реализованы идеи решений Всероссийского съезда словесников, а в «рабочих книгах» заложены дидактические возможности, возрожденные и продолженные десятилетия спустя в учебных пособиях, дополнивших учебник и ставших компонентами учебно-методических комплектов.

Для понимания генезиса некоторых активных форм современного литературного образования важен опыт творческих поисков педагогов 20-х гг. прошлого века – комплексные программы и учебники, мобильные, подвижные, рассыпные учебники. Не все из этого опыта «проросло», получило вторую жизнь в период активных инновационных педагогических поисков рубежа XX–XXI вв., но в некоторых рабочих тетрадях, раздаточных материалах, учебных материалах, обеспечивающих региональный компонент образования, неожиданно узнаются черты новаторских пособий, созданных в первой четверти прошлого века.

Завершением первого этапа исследования стал анализ первых стабильных учебников по литературе, выяснение их значения как важнейшей вехи в развитии системы учебных книг в отечественном литературном образовании.

На втором этапе исследования необходимо было уточнить содержание терминологических определений, широко используемых в настоящее время педагогами для обозначения различных по структуре и функциональному назначению систем средств обучения в общеобразовательной школе:

– учебный комплекс;

– учебно-методический комплекс;

– учебный комплект;

– учебно-методический комплект;

– предметно-методическая линия;

– линия учебно-методических комплектов.

При внимательном прочтении документации, создаваемой Министерством образования и науки, региональными органами управления системой образования, учреждениями повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, методическими центрами, обращает на себя внимание то обстоятельство, что нередко одни и те же системы учебных средств по тому или иному предмету учебного плана общеобразовательной школы обозначаются разными терминами, что усложняет практику обеспечения учебного процесса учебниками и пособиями, вызывает вопросы, требующие разъяснения, у педагогов-практиков – учителей, методистов, педагогов дополнительного образования и др. В условиях названной широко распространенной терминологической нечеткости мы сочли необходимым уточнить понимание перечисленных выше терминов, поскольку именно системы учебных средств школьного предмета «литература» являются основным объектом аналитического рассмотрения в нашем исследовании.

В эпоху жесткого образовательного монополизма типовой программы и линии стабильных учебников (30-80-е гг. прошлого столетия) творческая энергия педагогов в значительной степени находила реализацию в деятельности по созданию дополнительных учебных пособий для учащихся (учебных, справочных, познавательных и т. п.) и для учителя (методических, справочных, научных и др.). Поскольку все создаваемые в те годы пособия в большей или меньшей степени ориентировались на содержание образования, его качественные и количественные параметры, заданные типовой программой и стабильными учебниками, то образовавшаяся совокупность пособий, несмотря на широкое видовое и типологическое разнообразие, являла собой открытую, постоянно развивающуюся многоуровневую систему. К 80-м гг. прошлого столетия обозначенная система стала предметом специальных педагогических исследований.

В настоящее время стало очевидным, что сложившаяся тогда система учебных средств подготовила ресурсную базу для перехода к созданию иной модели образования, которая открывала новые возможности для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, для профилизации образования в старших классах. Типологическое многообразие и научный уровень системы учебных и методических средств открыл реальные перспективы для учета индивидуальных методических интересов и предпочтений учителя-словесника, создал необходимые методические ресурсы для его творческого профессионального поиска.

Ретроспективное аналитическое рассмотрение процесса становления и развития широчайшей системы учебных, дидактических, методических пособий, справочных, познавательных, научно-популярных и собственно научных изданий, системы, которая в 80-х гг. XX в. стала называться учебно-методическим комплексом, является основной задачей второго этапа предпринятого нами исследования. Решение названной задачи позволило проанализировать процесс формирования образовательного ресурса, обеспечившего отечественной школе возможность осуществить переход к работе по альтернативным программам и соответствующим им линиям учебно-методических комплектов.

Глава 1

Становление и развитие типологии учебных книг по литературе в Российской школе (XVI – первая половина XX в.)

1.1. История развития отечественной учебной книги по литературе в XVI–XIX вв

Типы учебных пособий, которые в условиях современной школы стали основными компонентами учебно-методических комплектов по литературе (учебник, хрестоматия, учебник-хрестоматия, практикум, словарь, сборник вопросов и заданий и др.), в той или иной степени определенности своих типологических признаков возникли столетия назад и постоянно находились в процессе развития, который в разные годы имел различную интенсивность.

Первые восточнославянские печатные учебные книги – «Азбука» Ивана Федорова (1574), «Наука по чтению и разумению письма словенского» и «Грамматика словенска»[3] (обе – 1596 г.) Лаврентия Зизания представляли собой учебники-хрестоматии. Так, более позднее издание «Азбуки» Ивана Федорова, напечатанное в 1578 г. в Остроге, уже с титульного листа обозначает учебно-педагогическое предназначение книги: «… напечатана сия книжка по-гречески “Альфа вита”, а по-русски “Аз буки” перваго ради научения детскаго многогрешным Иоанном Федоровичем»[4]. На первых страницах книги был дан греческий алфавит, греческие и славянские тексты для обучения чтению на греческом языке. Второй раздел книги представляет собой славянскую азбуку, двухбуквенные и трехбуквенные слоги для обучения чтению славянских текстов, а затем следует раздел грамматический, в котором даны примеры спряжения глаголов. Специальный раздел «по прозодии» был посвящен правильности ударений и интонированию речи («придыханий»). Значительная часть учебника посвящена «ортографии», здесь дети знакомились с системой склонения существительных и прилагательных, правилами написания слов под титлами.

В качестве связного текста для чтения Иван Федоров включает в «Азбуку» пересказ памятника болгарской литературы «Сказание Черноризца Храбра» о создании славянской азбуки Кириллом и Мефодием. Учебная книга завершается подборкой фрагментов из притч Соломона и апостольских посланий. Воспитательное воздействие текстов, подобранных Иваном Федоровым, позволило позднейшим исследователям его педагогического наследия говорить о нем как о «провозвестнике гуманной педагогики»[5].

Книга Лаврентия Зизания «Наука по чтению и разумению письма словенского» продолжает и развивает педагогические и редакторские идеи Ивана Федорова. Она состоит[6] из славянского алфавита (с включением некоторых греческих букв), двухбуквенных (согласная + гласная) и трехбуквенных (согласная + гласная + согласная) слогов (с. 1–4). Лаврентий Зизаний создавал книгу, по которой ребенок должен был научиться читать, а изучение сложных грамматических понятий, правил, заучивание парадигм предполагалось перенести на следующий этап обучения, для которого он составил и напечатал другую учебную книгу «Грамматика словенска». Самым большим разделом учебной книги Лаврентия Зизания был «Лексис» – один из первых толковых словарей, предназначенных для образовательных целей (с. 9–75). В «Лексисе» давалось толкование лексики (церковной, иноязычной; военных, географических, философских и других терминов; просторечных, диалектных, редко употребляемых слов и выражений), которая могла вызвать затруднения при чтении текстов.

Для первоначального чтения в учебную книгу были включены молитвы (с. 4–8) и сочинения брата составителя Стефана Зизания «Изложение о православной вере» (с. 76–88). Содержание учебной книги Лаврентия Зизания «Наука по чтению и разумению письма словенского», включавшей в свой состав, кроме собственно азбуки, учебный толковый словарь и хрестоматийные тексты образовательной и воспитательной направленности, свидетельствует о том, что автор стремился не только к тому, чтобы научить человека читать, но и к тому, чтобы дать ему необходимые сведения о христианской морали, то есть процессы обучения и воспитания были для средневекового педагога и издателя единым неразрывным процессом, как и для его предшественника Ивана Федорова.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "От азбуки до учебно-методического комплекта"

Книги похожие на "От азбуки до учебно-методического комплекта" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Журавлев

Виктор Журавлев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Журавлев - От азбуки до учебно-методического комплекта"

Отзывы читателей о книге "От азбуки до учебно-методического комплекта", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.