» » » Ольга Аверина - Рим в любую погоду. «Над миром вознесенный Латеран»


Авторские права

Ольга Аверина - Рим в любую погоду. «Над миром вознесенный Латеран»

Здесь можно купить и скачать "Ольга Аверина - Рим в любую погоду. «Над миром вознесенный Латеран»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Рим в любую погоду. «Над миром вознесенный Латеран»
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рим в любую погоду. «Над миром вознесенный Латеран»"

Описание и краткое содержание "Рим в любую погоду. «Над миром вознесенный Латеран»" читать бесплатно онлайн.



Вниманию читателей предлагается серия книг под общим названием «Рим в любую погоду», посвященная наиболее интересным, богатым событиями и тайнами римским достопримечательностям. Первой книгой серии стало настоящее издание. Это подробное описание комплекса исторических зданий, сформировавшихся в течение более чем двух тысяч лет в римском районе Латеран, некогда означавшем для мира то, что ныне представляет собой Ватикан.






Обрадованный Константин немедленно отправился на поиски Сильвестра и, найдя его в указанном старцами месте, рассказал христианскому священнику о своем сне. Сильвестр немедленно крестил и миропомазал покаявшегося в грехах императора, после чего проказа благополучно отступила. Благодарный Константин, продолжает легенда, повелел построить на Латеранском холме христианский храм, для чего лично принес на своих плечах 12 корзин земли – по числу апостолов Христа. А в благодарность за исцеление, физическое и душевное, Константин передал папе Сильвестру весь принятый в народных сказаниях набор – коня, дворец и полцарства в виде западной части Римской империи.

Озвученная документом передача Константином верховной власти над Западной Римской империей главе римской церкви означала не что иное как полное верховенство церкви на всей указанной территории. Римские папы безоговорочно становились наследниками самых могущественных земных владык того времени – римских императоров, а значит монополистами земной власти как таковой. Подобные документы дорогого стоят.

Местом сосредоточения и символом этой новой власти стал Латеран. Как бы иллюстрируя данную преемственность, новый центр управления утвердился неподалеку от полуразрушенных императорских дворцов соседнего Палатинского холма.

Чтобы все знали, кто теперь в доме хозяин, папы использовали не только слово божье и манипуляции с историческими документами, но привлекли такое мощное оружие пропаганды (в лучшем смысле этого слова) как изобразительное искусство и архитектура. Уже в VIII веке на площади перед дворцом Патриархии с Римских форумов был перенесен важнейший символ могущества Рима – конная статуя императора Марка Аврелия31. В средневековых путеводителях по Риму она называлась (то ли ошибочно, то ли с намеком) конной статуей Константина – caballus Constantini. В Х столетии к бронзовому всаднику добавили и статую «мир вскормившей волчицы». Под этими символами земной власти несколько сот лет вершились суды и казни, пока эпоха Возрождения не изменила правила игры – фигуры «Матери римлян» в 1450 году и «Философа на троне» в 1538 году передвинули на Капитолийский холм.

Подтверждением могущества церкви были и внутренние покои Патриархии. При папе Захарии (741—752) появился роскошный банкетный зал, аналогичный римским триклиниям32, украшенные мозаикой и фресками. Папа Лев III (795—816) добавил к нему еще один – Большой триклиний. Его фрагмент, называемый в настоящее время Триклиний Льва (Triclinio Leoniano), находится на площади Сан-Джованни-ин-Латерано, но речь о нем пойдет чуть позже в отдельной главе.

Весь фасад дворца был занят длинным коридором богато убранного Зала Церковных Соборов, или Sala del Concilio. В средние века здесь утверждались решения пяти Латеранских соборов, признанных Католической церковью Вселенскими, на которых в том числе были осуждены ересь катаров и симония33, провозглашены запрет на использование луков и арбалетов в войнах между христианами и запрет священникам и монахам иметь жен и наложниц.

Сохранилась подробная информация с описанием внутреннего интерьера Патриархии, в котором многоцветье мраморного пола дополнялось многочисленными фресками и мозаикой. Изображенная на них «наглядная агитация» укрепляла веру адептов и вносила смятение в души отступников. Тем более, что с каждым веком папы становились все смелее в выборе сюжетов. Так, в XII веке при папе Калликсте II (1119—1124) приемные залы Патриархии были расписаны фресками с изображением триумфального шествия церковной власти, на которых папы и отцы Церкви попирали ногами еретиков и раскольников, а сам папа Калликст восседал на троне, перед которым смиренно стоял император Генрих V34.

Папа Иннокентий II Папрески деи Гвидони (1130—1143), продолжая дело своего предшественника, пошел еще дальше. В Латеранском дворце появилось изображение коронации германского короля Лотаря II35, на котором приезд короля в Рим сопровождался надписью: «Король встал перед вратами и вначале подтвердил честь Рима, потом он стал вассалом папы, и тот дал ему корону».

Подобные тексты всегда действовали на нервы земным владыкам, и дело дошло до того, что германский император Фридрих I Барбаросса во время переговоров с папскими посланниками в 1157 году потребовал уничтожения и фресок, и надписей, «чтобы не осталось этого вечного напоминания о споре между духовной и светской властью». В ответ противник императора папа Александр III Бандинелли (1159—1181) заказал уже не фреску во внутренних покоях, а видимую всем мозаику на архитраве36 портика Латеранской базилики с изображением истории папы Сильвестра и императора Константина. В ней знаменитый Константинов дар был проиллюстрирован сценами исцеления папой императора от проказы, крещением и письменной передачей прав на светскую власть в Западной Римской империи с надписью: Rex in scriptura Sylvestro dat sua iura (Король дает свои права Сильвестру в письменной форме). Дескать, что написано пером…

Окончательно же захватить государственную власть, потеснив как императора, так и римский патрициат, римской церкви удалось при папе Иннокентии III Конти (1198—1216), который стал считаться самым могущественным правителем в Европе.

Но то, что оказалось не под силу королям и римским республиканцам, сделало время. Пострадавший в пожарах 1308 и 1361 годах комплекс зданий Патриархии постепенно разрушался, а со строительством Апостолического дворца в Ватикане и вовсе терял былое значение. Поэт Франческо Петрарка с горечью писал в свое время, что «Латеран превращается в руины». С завершением «Авиньонского пленения» время зданий Патриархии, к тому времени обветшавших и заброшенных, закончилось окончательно, а с 1377 года местом постоянного проживания римских пап стал Ватикан.

Жизнь вернулась на Латеран только спустя 200 лет – в 1585 году, когда папский престол занял Сикст V (1585—1590), в миру Феличе Перетти. При нем развернулась активная борьба не только с разгулявшимся вовсю римским бандитизмом, но и с разрухой, царящей в Вечном городе на протяжении многих лет. Приводились в порядок улицы, обустраивались площади, на которых поднимались отреставрированные египетские обелиски, строились новые здания, в том числе и церкви. На руинах Патриархии также развернулось масштабное строительство, но речь об этом пойдет в следующих главах.

VI. Латеранская базилика:

Nomen est omen, или Имя говорит само за себя

Сердцем Латерана является Латеранская базилика, известная в просторечьи как Сан Джованни ин Латерано, или по-русски «Святой Иван в Латеране».


Титул «базилика» в католицизме присваивается Римским Папой особо значимым церквям. Греческое по происхождению, название переводится как «царский дом». Права и привилегии этих храмов связаны в первую очередь с их «царскими» достоинствами – возрастом, размерами или историческим значением. В архитектуре же базиликой называется тип строения прямоугольной формы, состоящий из нечетного числа (1,3,5) различных по высоте нефов. Римляне переняли его у греков для строительства общественных зданий, в которых проводили судебные процессы, решали финансовые вопросы, торговали. После Миланского эдикта 313 года этот тип строения стали использовать при строительстве христианских церквей как альтернативу традиционному устройству римских языческих храмов.

Латеранская базилика согласно надписи на ее фасаде есть «Мать и Глава всех церквей города и мира (OMNIUM URBIS ET ORBIS ECCLESIARUM MATER ET CAPUT)».37

В средние века сюда подъезжал на белом муле Преемник святого Петра – Папа Римский, подтверждая свое право власти над Вечным городам, и здесь же нашли вечный покой двадцать два понтифика.

В отличие от пышного титула на фасаде и почти фамильярного народного названия в официальном имени базилики корректно зафиксированы ее статус и небесные патроны – Архибазилика38 Святейшего Спасителя и святых Иоаннов – Крестителя и Евангелиста, в Латеране.


Изначально храм был назван Базиликой Константина (Basilica Costantiniana), так как возвел ее Константин Великий по языческому обычаю «ex voto suscerto», то есть по обету в благодарность за победу над Максенцием. В соответствии с древнеримской традицией здание получило имя построившего ее императора, а по месту расположения базилику вскоре начали называть Латеранской. Ее освящение папой Сильвестром I-м 9 ноября 318 (по другими источникам 324) года стало для христиан большим событием. Храм был освящен под именем «Базилики Спасителя» (Basilica Salvatoris)39 и до настоящего времени католики каждый год в этот день отмечают «Праздник освящения Латеранской базилики».

Воздвигнутый на собственных землях Константина Латеранский храм получил особое положение как дар императора покровительствуемой им некогда гонимой Церкви. Как известно «дорогой бриллиант дорогой и оправы требует». Потому оправил эту драгоценность Константин с поистине императорским размахом…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рим в любую погоду. «Над миром вознесенный Латеран»"

Книги похожие на "Рим в любую погоду. «Над миром вознесенный Латеран»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Аверина

Ольга Аверина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Аверина - Рим в любую погоду. «Над миром вознесенный Латеран»"

Отзывы читателей о книге "Рим в любую погоду. «Над миром вознесенный Латеран»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.