» » » Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе


Авторские права

Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе

Здесь можно купить и скачать "Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе
Рейтинг:
Название:
Работа с картинами русских художников на уроках в школе
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-691-02001-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Работа с картинами русских художников на уроках в школе"

Описание и краткое содержание "Работа с картинами русских художников на уроках в школе" читать бесплатно онлайн.



В методическом пособии представлены учебно-тематические планы и конспекты уроков для учащихся начальной и средней школы по ознакомлению с видами и жанрами изобразительного искусства, с отечественной историей и культурой, с творчеством русских мастеров XVIII–XX веков. В основе предлагаемой программы и конспектов занятий положен принцип изложения материала «от простого к сложному».

Издание адресовано педагогам для использования на уроках русского языка и литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, для бесед по эстетике в дополнительном образовании.






У. Да, эти богатыри, или, точнее, люди, похожие на них, когда-то существовали.

Послушайте о прототипах этих героев.


Богатыри

Сказочные богатыри, которых изобразил на своей картине Васнецов, имели вполне реальных прототипов.

Прототипом Алеши Поповича был Ольбег Ратиборович. Ученые определили дату одного из подвигов Алеши – убийства Тугарина Змеевича. Оказалось, что это не кто иной, как половецкий хан Тугаркан, убитый во время его похода на Русь. Его звали Змеевичем, потому что он принадлежал к династии Шаруканидов, а имя Шарукан в переводе с половецкого означает «змей». Известна и дата второго подвига Алеши Поповича – победа над Идолищем Поганым. Под этим именем скрывается знатный половчанин Итларь. Изначально былины называли его пренебрежительно Итларищем. Но шли столетия, и имя половчанина изменилось на Идолище, что превратило реальную историческую фигуру в сказочный персонаж. Былины сохранили обстоятельства убийства Идолища в княжеском дворце. Разгадано и имя героя – летопись прямо называет его. Языческое имя Ольбег временем вышло из употребления и было заменено похожим Ольбеже – созвучным с именем Алеша…



О том, что прототип Ильи Муромца реально существовал, ученые узнали из записей некоего Эриха Лясоты. На рубеже XVI и XVII вв. он был послан германским императором с дипломатическим поручением к запорожцам, а по дороге заезжал в Киев. Там ему показали гробницу Ильи Муромца в главном храме Киевской Руси – Софии Киевской. Сама могила в то время была уже разграблена. В записях Лясоты Муромец был назван Моровлиным. Слово «мур» и его производные на Руси означали землю, камень, стену. Из этой же группы и слово «муром» – крепость. Таким образом имя Илья Муромец было расшифровано как «Илья из пограничной крепости». Возведенная им система оборонительных сооружений впервые прикрыла от набегов печенегов всю Южную Русь. Это и объясняет, почему так велика была популярность Ильи Муромца…

Меньше всего сложностей у ученых было с определением прототипа Добрыни Никитича. Добрыня – заметная фигура во многих летописях. Он – крупный русский полководец и политик конца Х в., дядя Владимира, брат его матери Малуши. В 970 г. Святослав посылает своего младшего сына княжить в Новгород. В регентство вручает Добрыне, и тот много лет правит Новгородом. В 980 г. Владимир становится великим князем Киевским и назначает Добрыню посадником в Новгород.


Проникнув в поэтическую основу народного эпоса, Васнецов возродил в этой картине своей чуткой фантазией облик Древней Руси, образы истинно национальные, исполненные красоты и мощи.


Картина В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» У. В 1888 г. Васнецов создает еще одно из своих монументальных полотен – «Иван-царевич на Сером Волке».

– Друзья! Вспомним еще одну сказку – «О сером волке и Иване-царевиче». Как впервые встретились эти герои в сказке?

Д. У царя было три сына. Они поехали в разные стороны разыскивать жар-птицу.

– Волк разорвал коня Ивана-царевича, потом пожалел Ивана и предложил поехать на нем.

– Заканчивается сказка тем, что волк помог оживить убитого Ивана-царевича и Иван женился на Елене Пре красной.

У. Как и все сказки с благополучным концом. А сейчас давайте внимательно рассмотрим репродукцию, написанную Васнецовым. Какое настроение несет эта картина?



Д. Мы видим на заднем плане дремучий лес с толстыми деревьями, ветви кривые.

– Вся картина написана темными красками.

– Только вдали виднеется просвет.

– Волк быстро бежит и несет на себе Ивана-царевича и Елену Прекрасную.

– Он (волк) такой большой, потому что сказочный.

– Волки злые и опасные, страшные, а этот волк не такой злой.

У. Васнецов работал над картиной, находясь в Киеве, где он расписывал в это время Владимирский собор. Этюды к пейзажу были им написаны все в том же благодатном Абрамцеве. «Абрамцевский лес все время стоял перед моими глазами, пока я писал волка», – вспоминал впоследствии художник. Ивана-царевича и Елену Прекрасную окружают недобрые силы. Непроходимой преградой к счастью встает перед ними дремучий бор, зловеще слились причудливые ветви, напоминая костлявые руки Бабы Яги; вековые деревья-великаны, кажется, надвигаются на беглецов, а их цепкие лапы того и гляди вырвут у царевича его драгоценную ношу. Даже нежные цветы в этой хмурой, таинственной чаще кажутся обольстительно коварными и пугают своей неожиданной красотой. Художнику удалось придать реальному пейзажу – уголку подмосковной природы – черты фантастичности, создать ту особую атмосферу торжественной таинственности, которая присуща сказке.

Вот стремительно и плавно уносит волк от преследователей Ивана-царевича и Елену Прекрасную, что так испуганно приникла к нему, а впереди ожидают их еще новые преграды и опасности, и скоро вон там, у опушки, их друг – серый волк – покинет их и скажет: «Ну, Иван-царевич, послужил я тебе довольно верою и правдою. Вот на сем месте разорвал я твоего коня надвое, до этого места и довез я тебя. Слезай с меня, с серого волка, теперь есть у тебя конь златогривый, так ты сядь на него и поезжай, куда тебе надобно».

Убежит волк, ускачет златогривый конь с Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной в свою сказку, а мы простимся с великим художником Васнецовым.

IV. Итог урока

У. Васнецов внес богатейший вклад в отечественное искусство своими произведениями, где так ярко и глубоко прозвучала любовь к Родине. Творчество Васнецова, его стремление возродить дух народного искусства оказало несомненное влияние на целый ряд художников. Ему одному принадлежит слава открытия в нашей живописи волшебного мира былин, сказок, преданий. Это он широко распахнул двери мечте.

Урок 4

Живопись, портрет, пейзаж

Цели: Содействовать формированию у детей эстетической восприимчивости; развивать познавательный интерес.

Оборудование: Репродукции: И. Репин «Портрет П.М. Третьякова»; И. Левитан «Луг на опушке леса»; А. Саврасов «Грачи прилетели».


ХОД УРОКА

I. Вводное слово учителя: постановка проблемы

Мне хочется вас пригласить в картинную галерею. Чтобы наша экскурсия прошла плодотворно, сегодня мы попытаемся настроиться на нее.

Нас встретят величественные мраморные статуи, широкая лестница, застланная ковром, который заглушает шум шагов. В галерее никто не спешит, не шумит. Множество картин ожидает встречи с нами, и каждая из них в любой момент готовая вступить в беседу.

В ясный день на окнах опущены занавеси, чтобы лучи солнца не мешали смотреть на картины. Перед нами предстанет множество живописных полотен. Над каждым из них годы, а то и десятки лет трудились живописцы, вкладывая в работу все свое мастерство, все свои силы, весь свой талант.

В залах галереи мы услышим слова «пейзаж», «натюрморт», «композиция», «живопись», «портрет», «авто портрет»…А что означают эти слова, как понять их? С некоторыми из этих терминов мы сегодня познакомимся.

II. Изучение понятий

«Живопись»

У. На уроках эстетики и в музеях нам часто встречается слово «живопись». Вслушайтесь и в это слово. Как вы думаете, что оно значит?

Д. Оно значит живо писать.

У. Вы близки к ответу. Мне бы хотелось рассказать вам одну легенду.

Однажды греческий художник по имени Апеллес написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.

Легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя. Само слово «живопись» значит писать жизнь.

Произведение искусства, выполненное любыми красками, называется живописью.

Искусство живописи было известно еще в древности. В разные эпохи живописцы писали по-разному, потому что по-разному они видели и ощущали мир, от века к веку менялось их понимание красоты. Несколько столетий назад, в эпоху Возрождения, большинство художников писали картины так, что мы почти не различаем на них отдельных мазков.

Позднее многие художники стали писать, накладывая на холст краски так, что становились заметными мазки кисти. Одни писали мелкими мазками, как будто слегка притрагиваясь к холсту кистью. Другие писали крупными, смелыми мазками и не постепенно, а сразу добивались на холсте нужного им цвета. Сейчас художники работают и мазками, и гладко. Каждый выбирает себе манеру по душе.


«Автопортрет»

У. Друзья! Давайте вслушаемся в слово «автопортрет».

Д. Оно созвучно со словом «портрет».

– Оно однокоренное со словом «портрет».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Работа с картинами русских художников на уроках в школе"

Книги похожие на "Работа с картинами русских художников на уроках в школе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Зоя Барановская

Зоя Барановская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе"

Отзывы читателей о книге "Работа с картинами русских художников на уроках в школе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.