» » » Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе


Авторские права

Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе

Здесь можно купить и скачать "Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе
Рейтинг:
Название:
Работа с картинами русских художников на уроках в школе
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-691-02001-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Работа с картинами русских художников на уроках в школе"

Описание и краткое содержание "Работа с картинами русских художников на уроках в школе" читать бесплатно онлайн.



В методическом пособии представлены учебно-тематические планы и конспекты уроков для учащихся начальной и средней школы по ознакомлению с видами и жанрами изобразительного искусства, с отечественной историей и культурой, с творчеством русских мастеров XVIII–XX веков. В основе предлагаемой программы и конспектов занятий положен принцип изложения материала «от простого к сложному».

Издание адресовано педагогам для использования на уроках русского языка и литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, для бесед по эстетике в дополнительном образовании.






– Состоит из двух корней: «авто» и «портрет».

У. Вы правы, слово это произошло от слова «портрет».

Но что же значит «авто»?

Д. Может это «автор»?

У. Правильно. Автор, в данном случае художник, пишет свой портрет. С чьим автопортретом мы уже встречались на предыдущих уроках?

Д. С автопортретом Виктора Михайловича Васнецова.

– Это художник-сказочник.


«Портрет»

У. Сегодня я вам предлагаю рассмотреть репродукцию портрета Павла Михайловича Третьякова, написанного Ильей Ефимовичем Репиным.

Что вы видите? Как Репин изобразил Третьякова?

Учитель показывает портрет П.М. Третьякова художника И. Репина.

Д. Третьяков изображен на фоне картин.

– У него большой лоб. Взгляд сосредоточен.

– Он немного хмурый, с длинной бородой. Сейчас такие бороды можно встретить редко.

– Он не полный, даже худой.

– Руки сложены. Пальцы на руках худые.

– Видны стулья; лестница ведет на нижний этаж.

– На лестничном заграждении очень красивый узор.

– Рисунки картин не видны.

У. Художники Репин, Серов, Кустодиев писали множество заказных портретов. Одновременно с заказными портретами Илья Ефимович Репин создавал портреты своих выдающихся современников – писателей, художников, музыкантов. Среди них выделяется прекрасный портрет собирателя картин русской живописи – Павла Михайловича Третьякова. Этот портрет после смерти Павла Михайловича заказала художнику Третьяковская галерея. Репин близко знал и любил Третьякова.

Это был настоящий друг художников. Каждый год на исходе зимы, когда художники заканчивали свои работы к весенним выставкам, на улицах Москвы появлялись широкие, запряженные парой лошадей, сани Третьякова. Он отправлялся смотреть картины, и художники уже с нетерпением ждали его посещения.

Представьте – легкий стук в дверь – и Павел Михайлович появляется на пороге в длинной, до полу, шубе, в глубоких калошах, с покрытой инеем бородой. Сняв высокую меховую шапку, он трижды, по русскому обычаю, целовался с хозяином и тихим голосом просил разрешения посмотреть картины. Входил в мастерскую. Говорил мало. Смотрел работы любовно, пристально. Отступал на шаг, снова смотрел и все молчал. Потом благодарил. Иногда спрашивал, будто стесняясь: «Не уступите ли картину для галереи?» Это было большой радостью для художников. Знали: тонко чувствует и понимает живопись молчаливый Третьяков, и если берет картину в свою коллекцию, значит, не напрасными были труды художника.



Но как изобразить его? Только в галерее, только среди картин! Другого решения быть и не могло.

Друзья! Еще раз посмотрите на портрет, точнее, картину. Почему художник, изобразив Третьякова в картинной галерее, не написал что-либо на виднеющихся картинах?

Д. Может, Репин торопился написать портрет Третьякова и поэтому не успел написать что-либо на картинах?

– На этой картине детали не важны.

У. А что же тогда здесь главное?

Д. Главное – сам Третьяков.

У. Вы правы! Главное то, что мы понимаем: Третьяков и картинная галерея – это единое целое. А его детище – картины, собранные им в течение долгих лет и впоследствии подаренные народу.

Глубокое уважение и признательность к этому скромному и замечательному человеку вложил в свою работу Илья Ефимович Репин.


«Пейзаж»

У. Сегодня мы разобрали с вами понятия «портрет», «автопортрет», узнали, что такое живопись. Осталось поговорить о пейзажах. Как вы думаете, что должно быть изображено на картинах, о которых говорят «красивый пейзаж»?

Д. Красивый фон.

– Возможно, только природа изображена.

У. Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. И только в XVII в. (запись даты на доске) появились пейзажи – картины, в которых природа стала главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы.

Учитель показывает репродукции картин И. Левитана «Луг на опушке леса» (см. вклейку), А. Саврасова «Грачи прилетели».

– Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко описать состояние природы. Давайте рассмотрим репродукцию пейзажа Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».

Д. Художник изобразил приход ранней весны.

– Снег рыхлый, розоватый.

– Деревья голые, и сквозь них видно далеко.

– Грачи вьют гнезда, один из них ходит с палочкой в клюве по снегу.

– Светит солнышко, от деревьев падают тени.

– На заднем плане видна церковь.

– Картина навевает радостное настроение.

У. Вы правы. Смотришь на картину, и охватывает предчувствие наступающей весны. Художник очень тонко описывает состояние природы.

Вряд ли кто-нибудь в нашей стране не слыхал имени художника Исаака Ильича Левитана, блестящего мастера пейзажа. Посмотрите репродукцию картины Левитана «Луг на опушке леса».

У пейзажиста Саврасова мы видели городской пейзаж. И. Левитан написал лесную опушку, но как написал!

Д. На переднем плане луг усеян цветами.

– Так и хочется полежать в этой траве и понюхать цветы.

– Деревья стоят спокойные, значит, нет ветра.

– Цветы написаны мазками.

У. О манере письма различных художников мы уже говорили. Левитан писал крупными мазками. Долгими часами художник наблюдал за природой, бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой весенней воде, мостики через реку, овражки, со склонов которых еще не сошел снег.

Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам не только о красоте природы, но и о чувствах и настроениях художника. Теперь нередко говорят, глядя на молодой лес или цветущее поле: «Это совсем так, как на картине Левитана».

О творчестве и жизни Левитана мы поговорим более подробно на следующем после экскурсии уроке.


III. Итог урока

Вопросы для повторения:

С какими терминами познакомились сегодня на уроке?

Репродукции каких художников видели?

Урок 5

Творчество Исаака Ильича Левитана

Цели: Познакомить детей с жизнью и творчеством художника И.И. Левитана; способствовать воспитанию у них добрых чувств к природе.

Оборудование: Репродукции: В.А. Серов «Портрет И.И. Левитана»; И.И. Левитан «Осенний день. Сокольники», «Владимирка», «Март».


ХОД УРОКА

I. Вводное слово учителя

Я обещала познакомить вас с живописью и творчеством великого русского пейзажиста, поэтом русской природы Исааком Ильичом Левитаном.

II. Изучение нового материала. Жизнь и творчество И.И. Левитана.

Учитель на доске записывает годы жизни художника (1860–1900) и показывает портрет Левитана кисти В.А. Серова.

– Посмотрите на портрет Левитана работы художника Валентина Александровича Серова.

Левитан родился в августе 1860 г. в небольшом литовском городке Кибартай. Почти нет сведений о детстве художника. Он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и близких. В его бумагах нашли пачку, на которой рукой Левитана было написано: «Сжечь, не читая». Воля умершего была исполнена. Но воспоминания людей, близко знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты его жизни.

Он родился в небогатой еврейской семье железнодорожного служащего. Рано потеряв отца и мать, остался без всяких средств к существованию. Его детство и юность были полны лишений, унижения. Как еврей он не раз подвергался различным гонениям. Даже будучи всеми признанным, знаменитым художником, он был вынужден оставить Москву, и только упорные хлопоты его друзей позволили ему вернуться и получить право жительства в ее окрестностях.

В студенческие годы Левитан, не имея денег на то, чтобы снять комнату, нередко оставался ночевать в пустых классах училища живописи и ваяния, прячась от сторожей.

Давайте вспомним, что такое живопись.

Д. Художники при помощи красок передают окружающий мир.

– «Живопись» – значит живо писать, т. е. писать жизнь.

– Произведения, выполненные любыми красками, называются живописью.

У. Левитан учился живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, часто его обед и ужин состояли из булки и стакана чая. Однако ни материальные лишения, ни оскорбительность бесправного положения не убили в Левитане любовь к Родине, оптимистическое отношение к жизни.

Вот что о нем писал близко знавший его Игорь Эммануилович Грабарь: «Левитан любил русскую природу фанатически, почти исступленно, и благодаря своей особой чуткости и нервной проникновенности он сумел вобрать в себя все мысли и чувства, которым горели его сверстники и товарищи. Претворив их в своем индивидуальном, ему одному присущем лиризме, он выразил все это в своих картинах, отразивших искания целого поколения. Он был самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Работа с картинами русских художников на уроках в школе"

Книги похожие на "Работа с картинами русских художников на уроках в школе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Зоя Барановская

Зоя Барановская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе"

Отзывы читателей о книге "Работа с картинами русских художников на уроках в школе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.