» » » Коллектив авторов - Экспериментальная психология. Курс лекций


Авторские права

Коллектив авторов - Экспериментальная психология. Курс лекций

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Экспериментальная психология. Курс лекций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Экспериментальная психология. Курс лекций
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экспериментальная психология. Курс лекций"

Описание и краткое содержание "Экспериментальная психология. Курс лекций" читать бесплатно онлайн.



Учебно-методическое пособие содержит рабочую программу, тематический план и курс лекций по дисциплине «Экспериментальная психология», специальности 01 «Психология». В пособии изложены методологические основы психологических исследований и эксперимента, дана характеристика этапов подготовки и проведения эксперимента, освещены вопросы обработки и интерпретации полученных данных. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов.






Целесообразно по аналогии с другими науками выделить в психологии три класса методов:

1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатом применения этой группы методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др.

2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта. Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической форме. Такими методами являются: дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный) как восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному; индуктивный (обобщение фактов, восхождение от частного к общему); моделирование (конкретизация метода аналогий, умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования).

3. Интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами). Это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов, место их взаимодействия. Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и подтверждение или опровержение гипотезы. Интерпретационно-описательные методы играют важнейшую, хотя и не очевидную роль в целостном психологическом исследовании. Зачастую именно отрефлексированное исследователем владение данными методами предопределяет успех научной программы.

В. Н. Дружинин выделил три класса методов: 1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования; 2) теоретические, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования); 3) интерпретации и описания, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическими представлениями объекта.

Психологические эмпирические методы В. Н. Дружинин делит на группы по двум основаниям, связанным с познавательной деятельностью исследователя: активность – пассивность; опосредованность – непосредственность. В психологическом исследовании объект также может быть активным, идет ли речь о человеке или животном. Человек в качестве испытуемого является субъектом общения, познания и деятельности, как и исследователь. Следовательно, при классификации эмпирических психологических методов необходимо учесть и эту особенность.

В психологии имеет значение интерпретация и понимание поведения испытуемого. Процесс понимания в каком-то смысле противоположен процессу измерения. При измерении ученый максимально стремимся объективировать результаты исследования, а используя понимание, наоборот, субъективно интерпретирует поведение испытуемого в своих личных смысловых единицах (рис. 4).


Рис. 4. Классификация В. Н. Дружинина


Удобно располагать все психологические эмпирические методы в двухмерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования. Первый – наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. Оно максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (исследователь и исследуемый – одно лицо). Второй – объективированность или субъективированность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и «чистое» понимание поведения другого человека путем чувствования, эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий. Нельзя сказать, что во втором случае исследователь не использует никаких средств: они есть, но «внутренние», т.е. личный опыт исследователя, индивидуальные смыслы, приемы интерпретации и т. п. Средства, которые исследователь использует в измерении, называют внешними (приборы, тесты и др.).

В квадратах, образованных этими осями, можно расположить основные психологические эмпирические методы.


2. Эксперимент как основной метод исследования, его виды. Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями.

Эксперимент как метод психологического исследования имеет некоторую специфику. Как отмечает В. Н. Дружинин, в качестве ключевой особенности психологического эксперимента выделяют «субъектность объекта» исследования [13]. Человек как объект познания характеризуется активностью, сознательностью и тем самым может оказать влияние как на процесс изучения самого себя, так и на результат, поэтому к ситуации эксперимента в психологии предъявляются особые этические требования, а собственно эксперимент может рассматриваться как процесс общения экспериментатора с испытуемым. Психологический эксперимент связан с возможностью активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт.

Специфика экспериментальных методов состоит в том, что они предполагают организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых и изменение этих условий в ходе исследования.

В. В. Никандров указывает, что достижение главной цели эксперимента – предельно возможной однозначности в понимании связей между явлениями внутренней психической жизни и их внешними проявлениями – возможно благодаря следующим основным характеристикам:

1) инициатива экспериментатора в проявлении интересующих его психологических фактов;

2) возможность варьирования условий возникновения и развития психических явлений;

3) строгий контроль и фиксация условий и процесса их протекания;

4) изоляция одних и акцентирование других факторов, обусловливающих изучаемые феномены, что дает возможность выявления закономерностей их существования;

5) возможность повторения условий эксперимента для многократной проверки получаемых научных данных и их накопления;

6) варьирование условий для количественных оценок выявляемых закономерностей [26].

Существует множество взглядов на дифференциацию видов экспериментов и значительное число обозначающих их терминов. Совокупность основных разновидностей эксперимента можно представить следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Виды эксперимента



I. По действительности проведения и полноте процедуры

Реальный (конкретный) эксперимент – это опыт, проводимый в действительности в конкретных экспериментальных условиях. Именно реальные исследования дают фактический материал, используемый как в практических, так и в теоретических целях. Результаты опыта справедливы для конкретных условий и популяций. Их перенос на более широкие условия носит вероятностный характер.

Мысленный (абстрактный) эксперимент – воображаемый опыт, невыполнимый в действительности. Иногда к этому разряду относят и мысленные манипуляции по поводу организации и проведения в будущем планируемого реального эксперимента. Но такое предварительное «проигрывание» в уме реального опыта – фактически его обязательный атрибут, реализуемый на подготовительных этапах исследования (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, планирование). Мысленный эксперимент применяется в основном с целью более четкого осознания выдвигаемой гипотезы и для сравнения с реальным опытом в качестве эталона. В качестве основных разновидностей мысленного эксперимента выступают идеальный, бесконечный и безупречный эксперименты.

Идеальный эксперимент – это эксперимент, в котором отсутствуют любые влияния на зависимую переменную кроме одной независимой переменной. В реальности исключить дополнительные влияния множества факторов невозможно, поэтому идеальный эксперимент в действительности неосуществим. На практике приближение реального опыта к идеальному реализуется путем контроля дополнительных переменных.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экспериментальная психология. Курс лекций"

Книги похожие на "Экспериментальная психология. Курс лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Экспериментальная психология. Курс лекций"

Отзывы читателей о книге "Экспериментальная психология. Курс лекций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.