» » » » Лилия Глазкова - Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография


Авторские права

Лилия Глазкова - Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография

Здесь можно купить и скачать "Лилия Глазкова - Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лилия Глазкова - Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография
Рейтинг:
Название:
Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография"

Описание и краткое содержание "Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография" читать бесплатно онлайн.



История борьбы с коррупцией, насчитывающая столько же лет, сколько пишется история различных государств, знает примеры удач и провалов на этом сложном пути. С коррупцией боролись и в Древнем Вавилоне, и в Греции, и в Риме. История России, начиная с древнейших времен, также изобилует примерами коррупционных дел и отчаянными стараниями искоренить это зло. В данной монографии предпринята попытка осознать, чему учит эта история, какие ошибки и достижения были на этом пути, какие уроки нужно извлечь из опыта предков и как в нынешних условиях победить коррупцию.






По указу 1702 г. вводилось коллегиальное управление на местах: воеводы должны были управлять совместно с выборными дворянскими советами, состоявшими в больших городах из 3–4, а в небольших – из 2 дворян.

Всю территорию России с 1708 г. разделили на губернии, которых к 1719 г. было уже 11, и на провинции, делившиеся, в свою очередь, на дистрикты (округа). Стремясь поставить под контроль деятельность губернаторов, государство учредило при губернаторе институт ландратов (советников) из местного дворянства. Исполнительным органом губернатора была губернская канцелярия.

Для управления городами в 1721 г. был учрежден Главный магистрат, который должен был создавать магистраты в городах и руководить ими. Главные магистраты являлись выборными коллегиальными учреждениями, состоявшими в основном из крупного купечества. Обо всех городских нуждах приходилось обращаться в Главный магистрат. Как отмечают исследователи, система местной власти была громоздкой и дорогостоящей, что привело уже после смерти Петра I к значительной перестройке аппарата на местах60.

Указом от 24 января 1722 г. Петр установил новый порядок государственной службы, разделив ее на воинскую, статскую и придворную, в каждой из которых предусматривалась должностная лестница из четырнадцати ступеней («Табель о рангах»). В этом документе впервые появляется положение о выплате денежного жалованья государственным служащим, что должно было прекратить злоупотребления, вытекающие из системы кормлений.

В отличие от существовавшего когда-то принципа местничества при замещении должностей теперь в заслугу ставились лишь успехи в службе, которые помогали и недворянину получить потомственное дворянское звание. Царю предоставлялось право как жаловать дворянским званием за заслуги, так и лишать этого звания в случае совершения преступлений. Установление различных рангов (ступеней, классов) означало право (так называемую почесть) на определенную сумму жалованья, особую ливрею, головной убор и экипаж. Фискалам вменялось в обязанность следить, чтобы все пользовались почестями в соответствии со своим рангом и не присваивали себе высшего почета. Из-за введения почетов в обществе стало развиваться чванство и высокомерное отношение высших рангов к более низшим. Н. И. Костомаров справедливо отмечал, что такие настроения зачастую не оправдывались истинными заслугами, так как «по общечеловеческой слабости чины не всегда могли достигаться по достоинству и заслугам, а часто могли добиваться в силу связей, пролазничества и низкопоклонства младших перед старшими»61.

Период правления Петра характеризуется усилением роли государства во всех сферах общественной жизни. Принятие Табели о рангах свидетельствовало о стремлении государства заставить дворянство служить ему до самой смерти, подчинить абсолютной власти дворян и их детей. Другим классом, который нужно было создать, подчинить абсолютной власти, был класс нарождающейся буржуазии. Петр I строил верфи, фабрики, заводы и целые города с условием сохранения государственной монополии, государственного надзора за их деятельностью. Если бы он мог одновременно присутствовать на всех стройках и предприятиях того времени, он бы лично осуществлял тотальный контроль над всеми. Но это было невозможно, а его ставленники часто отличались корыстью, равнодушием и безразличием к делу, что приводило к непроизводительным потерям. Результатом такой деятельности по вмешательству государства в экономику было подавление и устрашение частного предпринимательства. К сожалению, петровская политика в дальнейшем превратилась в политическую традицию русского государства, которая не преодолена до сих пор.

1722 г. ознаменовался целым рядом царских указов, касающихся устройства государственной службы, издания законов и их исполнения. Так, указ от 17 апреля был напечатан и выставлен в Сенате и во всех присутственных местах: «Всуе законы писать, – говорилось в указе, – когда их не хранить или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти». Понимая, что не все указы могут быть правильно истолкованы, Петр установил порядок толкования законов в Сенате, по которому следовало всем коллегиям в полном сборе «об оном мыслить и толковать под присягою, однако ж не определять, но, положа, например, свое мнение, объявлять государю». Последнее слово должно было оставаться за самодержцем.

Указом от 27 апреля была учреждена должность генерал-прокурора, который обязан был наблюдать за ходом дел в Сенате, имел право протестовать, делать замечания и наставления. Вводились также должности обер-прокуроров, а в областях – должности прокуроров. Фискалы в коллегиях и судах доносили прокурору, а в случае его медлительности через своего обер-фискала доносили генерал-прокурору.

Еще в 1720 г. Петр назначил «знатных особ», а с ними секретарей для приема челобитных, которые после приема рассылались по соответствующим коллегиям и канцеляриям, однако ошибок в определении подведомственности споров было очень много, что приводило к волоките в рассмотрении дел. Для борьбы с этим злом в 1724 г. царь ввел новое требование к служащим: военные обязаны были знать воинский артикул, а статские – генеральный регламент. С этого времени никому не позволялось отговариваться незнанием закона, никто не мог ссылаться на неведение о том, в какой суд ему следовало обращаться по своему делу.

Реформы Петра, руководствовавшегося идеями «общего блага», «государственного интереса», привели к коренным преобразованиям в государственном устройстве России, но одним из последствий этих реформ был значительный рост количества чиновников. Только в центральных органах на конец петровского царствования их насчитывалось более 3 тысяч человек.

Соответственно росли расходы на их содержание, которые казна не могла себе позволить из-за обнищания основной массы населения, не способного платить непомерные налоги. К 1723 г. недоимка таможенных сборов доходила до суммы 402 523 руб., канцелярских и оброчных – до 309 322 руб. Опустевшая казна задолжала чиновникам к концу царствования Петра I астрономическую сумму за 2,5 года62. Возможно, это стало одной из причин провала петровской антикоррупционной кампании.

Другой, и, возможно, наиважнейшей причиной, было отсутствие нравственных и духовных начал в преобразованиях Петра. Создав много новых учреждений, стараясь изменить быт и внешность народа, Петр не изменил нравственности, не смог вдохнуть в Россию новую душу63.

Об этом писал и Н. М. Карамзин в «Записках о старой и новой России», которую историк передал Александру I в 1811 г.: «У нас были Академия, высшие училища, народные школы, умные министры, приятные светские люди, герои, прекрасное войско, знаменитый флот и великая монархия – не было хорошего воспитания, твердых правил и нравственности в гражданской жизни»64.

Некоторые современные исследователи указывают, что сущностью политики Петра I была бюрократизация общества и его реформы ничуть не сделали Россию современным государством, а реализовали направление тотальной бюрократизации общества65.

Период времени от смерти Петра I до воцарения Екатерины II называют эпохой дворцовых переворотов, длившейся 37 лет. Страной правили шесть монархов, сменявших друг друга с помощью гвардии, участвовавшей в дворцовых интригах и переворотах. Два правителя – Иван IV Антонович и Петр III были свергнуты с престола силой и убиты. Борьба за власть, отнимавшая все силы правящей элиты, не оставляла времени и сил для реформ, и во второй четверти – середине ХVIII в. крупных реформ не проводилось, хотя предпринимались отдельные попытки приспособить к новым условиям государственный аппарат, созданный Петром I. Продолжал действовать Сенат, но его деятельность ограничил вновь созданный Верховный тайный совет, в который входили вельможи, особенно близкие верховному правителю. При Анне Иоанновне (1730–1740) была создана Тайная канцелярия для расследования преступлений и выступлений против императрицы. Тогда же было указано назначать воеводами только людей, имевших знатное происхождение. Таким образом надеялись уменьшить воровство и взяточничество на местах, однако ожидания не оправдались. Злоупотребления должностным положением продолжались, а один губернатор даже был за взятки казнен. Наблюдались нарушения и в делопроизводстве. Приказные в своих корыстных целях делали подчистки и исправления в приходно-расходных книгах и даже в текстах высочайших указов. При повальной безграмотности во всех слоях общества нетрудно было грамотным плутам обманывать темный народ. Для предотвращения подобных обманов в 1735 г. был принят указ, по которому предписывалось считать подлинными только такие императорские документы, на которых имеется подпись не только самой императрицы, но и трех ее кабинет-министров66.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография"

Книги похожие на "Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лилия Глазкова

Лилия Глазкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лилия Глазкова - Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография"

Отзывы читателей о книге "Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.