Лилия Глазкова - Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография"
Описание и краткое содержание "Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография" читать бесплатно онлайн.
История борьбы с коррупцией, насчитывающая столько же лет, сколько пишется история различных государств, знает примеры удач и провалов на этом сложном пути. С коррупцией боролись и в Древнем Вавилоне, и в Греции, и в Риме. История России, начиная с древнейших времен, также изобилует примерами коррупционных дел и отчаянными стараниями искоренить это зло. В данной монографии предпринята попытка осознать, чему учит эта история, какие ошибки и достижения были на этом пути, какие уроки нужно извлечь из опыта предков и как в нынешних условиях победить коррупцию.
Следующий император – Павел I (1796–1801), приверженец строгой дисциплины и порядка, уволил почти 20 тысяч чиновников, подозреваемых в коррупции, выгнал с государственной службы многих фаворитов Екатерины, но вызвал только неприязнь и в конце концов при участии наследника престола будущего императора Александра I был убит в результате последнего в истории России дворцового переворота.
1.5. Государственный аппарат и право в период разложения крепостнического строя и становления капитализма в России (XIX в.)
Вступив на престол в 1801 г., Александр I, получивший благодаря своей бабке Екатерине II блестящее образование, принялся за реорганизацию органов государственного управления. В 1802 г. устаревшие петровские коллегии были заменены отраслевыми министерствами и установлена прямая ответственность министров перед императором. Таким образом, была усилена централизация власти и укреплялось самодержавие. Количество чиновников увеличилось многократно, и в России стала появляться прослойка бюрократии, которая всецело зависела от императора и получаемого жалованья. Проведенная в 1810–1811 гг. очередная реорганизация министерств привела к увеличению их числа и к еще большему росту количества государственных служащих.
Указами от 1809 и 1811 гг. Александр I подтвердил законодательство, направленное на борьбу с коррупцией, принятое еще при Павле I. В суды периодически поступали дела на проворовавшихся чиновников, которые изобретали все новые способы получения выгод от должности. Так, известна история иркутского губернатора Николая Трескина, правившего губернией 13 лет, с 1806 по 1819 г. Сам он взяток не брал, но позволял своей жене пользоваться привилегированным положением супруги высокопоставленного чиновника. Как описывал Михаил Пыляев, «прием у нее был следующий: купи у нее мех соболий. Принесут мех, сторгуются тысяч за пять: и мех возьмут назад, и деньги. Другому и третьему тоже. Один этот мех раз пятьдесят продавали»72.
При императоре Александре I был применен нестандартный подход к борьбе с коррупцией на таможне. В 1811 г. он издал именной указ, по которому все контрабандные товары и штрафы, налагаемые на контрабандистов, поступали не в казну, а самим таможенникам: в их пенсионный фонд, правлению таможен, непосредственно таможенникам, обнаружившим контрабанду (до 70 % от стоимости задержанного груза). Этот порядок в 1819 г. был закреплен Таможенным кодексом и фактически просуществовал до 1935 г. Взятки таможенникам стали не нужны. Престиж профессии возрос, сформировался настоящий клан таможенных служащих со своими традициями и понятиями чести и долга73.
Александр I в своей правотворческой деятельности оказался между двумя противоборствующими силами: консерваторами, представителем которых был в то время граф А. А. Аракчеев, стремившийся к усилению личной власти царя и укреплению бюрократической системы, и либералами во главе с М. М. Сперанским, предлагавшим проект государственно-правовых реформ, целью которых было установление конституционной монархии в России. Противники Сперанского одержали победу, и все реформы оказались направленными на укрепление абсолютизма и крепостничества. Российская элита в очередной раз продемонстрировала неприятие всего нового, существовавшего к тому времени в практике других государств, и упустила шанс пойти по пути исторически назревших реформ.
Не кардинальные, а лишь отдельные преобразования коснулись судебной системы: судами теперь управляло министерство юстиции; были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа; уголовные и гражданские палаты в губерниях стали судами второй инстанции; возникли ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, духовные, сельскохозяйственные; высшей судебной инстанцией стал Государственный Совет, учрежденный царским манифестом в 1810 г. (просуществовал почти 100 лет, до 1906 г.).
С 1815 г. Аракчеев стал пользоваться неограниченным доверием императора и фактически возглавил Государственный Совет, Комитет министров и Собственную его Императорского Величества канцелярию. Этот период русской истории вплоть до смерти Александра I в 1825 г. стали называть аракчеевщиной, отличавшейся введением палочной дисциплины не только в армии, но и повсюду: последовали чистки университетов, полицейско-репрессивные меры, направленные на подавление любого свободомыслия, мелочная регламентация государственного управления.
Особое место в этот период занимало III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии и корпус жандармов, в чьи функции входил политический сыск в России и за ее пределами. Созданное по именному указу Николая I, Третье отделение было направлено на борьбу с инакомыслием; в его ведении были также вопросы борьбы с казнокрадством, взяточничеством и другими служебными преступлениями.
В царствование Николая I (1825–1855) снова происходит расширение штата бюрократов, чиновников, разного рода столоначальников. Если при Павле I численность чиновников не превышала 16 тысяч человек, то к концу царствования Николая I это число составляло уже 74 тыс. человек. Рост почти в 5 раз!74
В некоторых губерниях численность чиновников возрастала еще стремительнее: например, в Воронежской губернии в 1829 г. в управлении было задействовано 9 чиновников, а в 1852 г. – уже 54.
С 1805 по 1851 г. расходы на государственную администрацию возросли в 4 раза, опережая в отдельные периоды рост расходов на армию. Таким образом, государство тратило деньги в основном на содержание самого себя, при этом нисколько не улучшая положения обывателей75.
В 70-тысячной армии чиновников половину составляли военные. Все высшие бюрократические посты занимали любимцы царя, лично ему преданные генерал и флигель-адъютанты. Бюрократизация имела двоякий результат: с одной стороны, на какое-то время она обеспечивала больший порядок в стране; с другой стороны, она приводила к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству76.
При Николае I чиновникам значительно увеличили оклады, на большинство постов в губерниях император назначал военных, считая их честными и неподкупными. Но и они не оправдывали надежд. Главе государства докладывали, что из 55 российских губернаторов только трое не брали взяток: очень богатый землевладелец Писарев, бывший декабрист Муравьев и сын знаменитого А. Н. Радищева – А. А. Радищев77.
Катастрофическим было положение дел в судах, где процветало взяточничество, а дела не рассматривались годами и даже десятилетиями. Показателен пример с делом о краже мелкой монеты на сумму 115 тыс. рублей, которое было начато в уездном суде в 1844 г., а закончено лишь в 1865 г.78
Работе судов мешал низкий образовательный уровень не только делопроизводителей, но и самих судей. Осложняло работу судей и то, что после издания в 1649 г. Соборного уложения в России не публиковались собрания законов, а многие указы просто переписывались от руки. Николай I поручил Сперанскому организовать работу по кодификации законодательства, и в 1830 г. были напечатаны 40 томов Полного собрания законов Российской империи. После завершения этой сложной работы Сперанский организовал издание Свода действующих законов, который был введен в действие в 1835 г. Вскоре выяснилось, что многие нормы права устарели, в связи с чем была начата работа по созданию нового Уголовного кодекса, и в 1845 г. после одобрения императором было утверждено Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.
Свод законов в 15 томах и Уложение о наказаниях превратились в официальное руководство для всех органов власти как в центре, так и на местах. Чиновникам стало легче ориентироваться в законодательстве, которое до кодификации насчитывало более трехсот тысяч правовых актов79.
В Своде законов конкретизированы составы многих должностных преступлений, к которым закон относил нарушение порядка службы и подчиненности, неисполнение должности и злоупотребление властью, ущерб вверенному по службе имуществу, противозаконные поступки при заключении подрядов и поставок, а также лихоимство (ст. 278)80.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография"
Книги похожие на "Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лилия Глазкова - Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография"
Отзывы читателей о книге "Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.