» » » » Лилия Глазкова - Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография


Авторские права

Лилия Глазкова - Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография

Здесь можно купить и скачать "Лилия Глазкова - Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лилия Глазкова - Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография
Рейтинг:
Название:
Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография"

Описание и краткое содержание "Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография" читать бесплатно онлайн.



История борьбы с коррупцией, насчитывающая столько же лет, сколько пишется история различных государств, знает примеры удач и провалов на этом сложном пути. С коррупцией боролись и в Древнем Вавилоне, и в Греции, и в Риме. История России, начиная с древнейших времен, также изобилует примерами коррупционных дел и отчаянными стараниями искоренить это зло. В данной монографии предпринята попытка осознать, чему учит эта история, какие ошибки и достижения были на этом пути, какие уроки нужно извлечь из опыта предков и как в нынешних условиях победить коррупцию.






В том же 1735 г. после двухлетних неурожаев народ так обеднел, что повсюду появились разбойничьи шайки. Для борьбы с ними составлялись команды из отставных солдат, которыми руководил подполковник Редкий. Вскоре обнаружилось, что Редкий задерживал не столько виновных в разбоях, сколько невинных, у которых вымогал взятки за прекращение преследований. Наказание для подполковника было далеко не такое строгое, каким наказывали взяточников при Петре: он отделался выговором. А разбои продолжались, и в 1738 г. от них уже страдали не только в Москве и Петербурге, но и купцы, торговавшие на Волге и Оке.

В царствование Елизаветы Петровны (1741–1761) произошел возврат к порядкам, установленным Петром I. Сенат был полностью восстановлен в правах. Ему было поручено пересмотреть все ранее принимавшиеся указы и отменить те, которые не соответствовали государственным интересам. Так, полностью была изменена деятельность Тайной канцелярии, и ее роль значительно снизилась. В то же время возобновилась борьба со взяточничеством и казнокрадством, что подтверждается изданием 187 указов, направленных против этих явлений.

Под властью и присмотром Сената в губерниях управляли губернаторы. В 1749 г. было решено строить для них за казенный счет восьмикомнатные дома с хозяйственными пристройками и, кроме того, губернскую канцелярию с конторой для сбора подушных платежей. В провинциях, на которые делились губернии, для правивших в них воевод строили пятикомнатные дома с хозяйственными пристройками и, кроме того, дома для провинциальной канцелярии.

Трудности в сборе налогов заставили императрицу прекратить выплату жалованья чиновникам низшего разряда, что привело к возрождению системы кормлений, росту поборов и злоупотреблений.

Необходимы были преобразования, и их провела Екатерина II Великая (1762–1796), пришедшая к власти в результате дворцового переворота, организованного ею и гвардейскими офицерами во главе с братьями Орловыми.

Придавая большое значение законодательству, императрица за годы своего правления издавала по 12 законов в месяц. Абсолютизм при Екатерине приобрел законченный вид. Реформировав Сенат, Екатерина Великая добилась большей централизации власти и улучшила управление страной. Однако Сенат лишился функции законодателя, так как им стал единолично монарх.

В 1767 г. Екатерина обратилась к лучшим гражданам, в основном к дворянству, созванному для работы над новым Сводом законов Российской империи, который должен был заменить устаревшее Соборное уложение 1649 г. и укрепить самодержавную власть. Сама императрица составила наказ, в котором отразила идеи просветителей и собственные взгляды на право и политику просвещенного абсолютизма. Новые идеи захватили русское общество. И хотя из-за начавшейся войны с Турцией новое уложение так и не было составлено, однако просветительское значение работы над новыми законами нельзя недооценивать.

В условиях русско-турецкой войны 1768–1774 гг. бедственное положение народа усугубилось, что привело в 1771 г. к Крестьянской войне под предводительством Пугачева. Отряды восставших захватывали крупные города (Оренбург, Кунгур, Красноуфимск, Казань) и осаждали Уфу, Екатеринбург, Челябинск. Только в 1774 г. после неудачной попытки взять Царицын Пугачев, преданный зажиточными казаками, был схвачен и в 1775 г. казнен в Москве на Болотной площади.

Крестьянская война заставила Екатерину принять меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. В 1775 г. впервые в российском законодательстве был принят документ, регламентировавший деятельность местных органов и суда, – «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Введенное Екатериной Великой новое административное устройство просуществовало в России до 1917 г.

Страна была поделена на губернии из расчета 300–400 тысяч душ мужского пола на губернию. К концу Екатерининской эпохи в стране было 50 губерний, во главе которых стояли губернаторы, подчинявшиеся императрице. В столицах и нескольких крупных городах учреждались должности генерал-губернаторов. При губернаторе создавались губернские правления; губернатору подчинялся губернский прокурор. Казенная палата во главе с вице-губернатором занималась финансами. Землеустройством ведал губернский землемер. Впервые в российской истории были созданы государственные учреждения с социальными функциями: Приказ общественного призрения (от слова призирать – присматривать, опекать, заботиться), ведавший школами, больницами и богадельнями67.

Губернии были разделены на уезды из расчета по 20–30 тысяч душ мужского пола. В уездах главными органами власти становились нижние земские суды, возглавляемые капитаном-исправником (выбирался уездным дворянством). Популярная в то время в Европе теория разделения властей была хорошо знакома просвещенной императрице, постаравшейся отделить судебные органы от исполнительных. Французские просветители с их идеями равенства всех людей были поняты в России по-своему: как необходимость с помощью закона регламентировать жизнь каждого общественного слоя. Поэтому сословия получали свой особый суд. Исключение составляли крепостные, для которых помещик по закону был и хозяином, и судьей. Помещиков судил верховный земский суд в губерниях и уездный суд в уездах; горожан – городовой и губернский магистраты; государственных крестьян – верхняя расправа в губернии и нижняя расправа в уезде. Все эти суды были выборными. Сенат становился высшим судебным органом, а в губерниях создавались палаты уголовного и гражданского суда, члены которых назначались государством.

Город выделялся в отдельную административную единицу, которую возглавлял городничий. Городские районы контролировал частный пристав, которому подчинялись квартальные надзиратели. Реальная власть в городе находилась в руках губернатора, городничего и управы благочиния, осуществлявшей предварительное расследование дел. Как и в эпоху Петра, реформирование органов управления имело побочным эффектом резкий рост количества чиновников: на местах их число увеличилось вдвое68.

Считая важной борьбу с изжившей себя системой кормлений, 15 декабря 1763 г. Екатерина II издала Манифест, в котором регламентировала выплату государственным служащим фиксированных платежей. «Все судебные места, – указывала императрица, – наполнить достойными в знании и честными людьми, а чтобы прямо таковых иметь, то необходимо нужно дать им к безбедному пропитанию по мере каждого довольное жалованье…»69

С тех пор жалованье чиновникам стали выплачивать регулярно, и оно значительно превышало прежнее, установленное Петром 1. В 1763 г. годовой средний оклад служащего составлял 30 рублей в уездных, 60 рублей в губернских и 100–150 рублей в центральных и высших учреждениях, при том, что пуд зерна стоил 10–15 копеек. Но проблема коррупции и воровства по-прежнему стояла очень остро. Сама Екатерина с возмущением описывала злоупотребления некоего регистратора Якова Ренберга, который брал взятки с людей за присягу на верность императрице70.

С целью искоренить произвол исполнительной власти, Екатерина II Указом от 20 марта 1730 г. ввела ограниченные сроки для занятия должности воевод. Только в случае отсутствия жалоб на их деятельность полномочия продлевались.

Под давлением дворянства в 1764 г. Екатерина II изменила порядок прохождения государственной службы, установленный Петром I в Табели о рангах. Согласно петровской Табели, каждый поступающий на службу должен был пройти все ее ступени, независимо от происхождения. Целью такого порядка было повышение профессионализма чиновников и продвижение по карьерной лестнице наиболее способных государственных слуг. При Екатерине каждый государственный чиновник, прослуживший не менее семи лет в одном ранге, автоматически переводился в следующий. Затем срок службы в одном ранге был сокращен, и установился порядок перевода на более высокую ступеньку должностной карьеры по выслуге лет, без учета квалификации служащего.

Такая политика привела к росту количества чиновников с 38 тысяч до 115 тысяч. При этом кадры государственной службы по социальной принадлежности распределялись следующим образом: в начале XIX в. выходцы из крестьян и горожан составляли 11,5 % от всего количества чиновников, выходцы из родового дворянства – 40 %, выходцы из чиновного дворянства – 21 %. В середине XIX в. эти пропорции изменились: выходцы из простого народа составляли 5,3 %, из родового дворянства – 40,4 %, из чиновного дворянства – 30,4 %. Из этого с очевидностью следует вывод о том, что чиновничество стало ускоренно воспроизводить само себя. Государственная служба приобрела главное значение в повышении социального статуса, и с тех пор в истории России госслужба этого своего значения никогда не утрачивала71.

Следующий император – Павел I (1796–1801), приверженец строгой дисциплины и порядка, уволил почти 20 тысяч чиновников, подозреваемых в коррупции, выгнал с государственной службы многих фаворитов Екатерины, но вызвал только неприязнь и в конце концов при участии наследника престола будущего императора Александра I был убит в результате последнего в истории России дворцового переворота.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография"

Книги похожие на "Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лилия Глазкова

Лилия Глазкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лилия Глазкова - Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография"

Отзывы читателей о книге "Государственный чиновник: история коррупции в России. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.