» » » Анатолий Зикеев - Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи. Пособие для педагога-дефектолога


Авторские права

Анатолий Зикеев - Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи. Пособие для педагога-дефектолога

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Зикеев - Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи. Пособие для педагога-дефектолога" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Зикеев - Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи. Пособие для педагога-дефектолога
Рейтинг:
Название:
Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи. Пособие для педагога-дефектолога
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-691-01903-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи. Пособие для педагога-дефектолога"

Описание и краткое содержание "Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи. Пособие для педагога-дефектолога" читать бесплатно онлайн.



 В данном пособии рассматриваются особенности речевого развития младших школьников с ограниченными возможностями, как правило, имеющими те или иные нарушения речи. В зависимости от состояния их речи представлены два типа обучения языку – формирующее и коррекционно-развивающее.

Методически обоснованы и описаны три взаимосвязанных направления практического овладения речевым материалом на уроках развития речи: на уровне лексики, на уровне грамматического строя языка и на уровне связной речи (текста).

Пособие предназначено для учителей-дефектологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений; оно будет полезно и для учителей интегрированных групп учащихся в начальных классах общеобразовательной школы.






Для нас при отборе и организации лексики существенным становится тематический принцип, обозначенный выше как принцип семантической ценности лексики. Реализация этого под хода требует такой разработки тематики, которая, будучи связана с речевыми ситуациями, могла бы обеспечить усвоение наиболее употребительной и необходимой по изучаемой теме лексики и определенного ее грамматического оформления. Содержание тем могут составлять: жизнь учащихся в школе и в семье, сведения о них и о семье, события школьной жизни и т. п. Внутри тем и подтем выделяются речевые ситуации, которые взаимно перекрещиваясь, обеспечивают повторяемость лексики. Примерный словарь-минимум, которым должны овладеть учащиеся с ограниченными речевыми возможностями в течение первого года обучения представлен в пособии: Зикеев А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. – М., 2002. – С. 118–126.

Тематический, «содержательный» подход к отбору лексики содействует реализации и другие важных принципов, в частности ориентации на лексическую сочетаемость слов, на их способность вступать в синтаксические и смысловые связи с иными словами. Совокупность этих принципов позволяет избе жать изолированного заучивания отдельных слов.

При отборе лексики следует также учитывать ее словообразовательную ценность. Руководствуясь этим критерием, надо отбирать словообразовательные модели с типичными для русского языка элементами словообразования (для глаголов наиболее типичны приставки, для существительных – суффиксы).

Большое значение при отборе и группировке лексики имеет принцип строевой способности слов. Под такой способностью Л. В. Щерба (1947) понимал возможность слова выполнять строевую функцию в широком смысле, т. е. не только лексическую, но и грамматическую. Этот подход служит основанием для включения в изучаемый материал местоимений, предлогов и союзов.

На раннем этапе обучения при отборе лексики существенную, но все же на уроках раз вития речи подчиненную роль играет учет произносительного аспекта: по отношению к усвоению семантики слова работа над произношением на этих уроках занимает подчиненное положение.

Отбирая слова, нельзя забывать о познавательном и воспитательном значении усваиваемой лексики. При этом предпочтение отдается словам, обозначающим природные явления и события, с которыми учащиеся встречаются в быту, в учебной практике, при проведении игр, классных и школьных мероприятий. Важно, чтобы школьники как можно раньше овладели понятиями, используемыми в воспитательных целях, словами, связанными с характеристикой и оценкой поступков людей.

Положительный эффект от реализации перечисленных принципов достигается только в том случае, если отобранные слова соответствуют уровню речевого развития учащихся, близки их интересам и потребностям.

Эти общие положения, а также особенности организации словесного общения в условиях специального обучения должны быть учтены при группировке лексики, предназначенной для усвоения на уроках по развитию речи. Практика обучения показывает, что наиболее эффективны группировки слов, образуемые на основе тематической близости или общности морфем. Поэтому отобранная лексика может составить две группы: тематическую группировку, в которой слова объединены по смысловым темам на основе содержательной связи, и группировку по словообразовательному признаку, когда объединение осуществляется на базе общего основного или дополнительного значения, которое несут одинаковые элементы структуры слов данного ряда.

4.1.1. Тематическая группировка лексики

В программах большинства специальных школ основные пласты лексики сгруппированы по темам.[42]

На возможность тематической группировки слов в языке указывает ряд лингвистов. При этом большинство из них опираются на анализ лексического значения слов. А. И. Смирницкий (1956), ссылаясь на целесообразность выделения в словарном составе языка по тем или иным признакам лексических групп, типов, разрядов слов, отмечает трудности такой группировки, связанной как с условным характером принципов подобной классификации, так и с многозначностью самих слов. Вместе с тем он приходит к выводу, что даже с чисто лингвистической точки зрения говорить о возможности тематической группировки слов уместно. В таких группировках слова объединяются на основе реальных взаимосвязей тех предметов и действий, которые они отражают. Например, слова дерево и расти могут быть отнесены к одной семантической области, но вместе с тем названия деревьев (сосна, береза и др.) могут составить иной логический ряд видовых понятий по отношению к родовому понятию дерево.

В исследовании О. Н. Трубачевой (1963) подчеркивается, что тематические группы лексики весьма различны по своей сущности. Есть такие, которые очерчены довольно четко и в общем остаются устойчивыми (например, части тела, родственные отношения, атмосферные явления и др.). Д. Шмелев (1964), отмечая возможность тематической группировки (указаны темы: часть тела, мебель, средства передвижения и др.), считает, что в основе таких объединений лежат не только взаимосвязи действительности, но и способы ее отражения в данном языке с помощью определенных наименований.

Признавая некоторую условность тематической группировки лексики, мы тем не менее считаем ее использование при формировании речи детей с ограниченными речевыми возможностями вполне оправданным.

На целесообразность введения в речь учащихся слов, сгруппированных в соответствии с той или иной темой, указывают и методисты массовой общеобразовательной школы (М. Т. Баранов, Н. Ф. Титова и др.); об этом писали и известные сурдопедагоги (И. А. Васильев, Н. М. Лаговский и др.). Тематическое распределение слов облегчает ведение словарной работы, помогает учителю отбирать наиболее употребительную лексику при изучении грамматических тем, использовать отдельные слова в практических упражнениях. Введение в речь учащихся новых слов, сгруппированных тематически, обеспечивает возможность на их базе строить сначала отдельные предложения, а в последующем – связные высказывания по жизненно важным темам из окружающей действительности. По мнению известных психологов (Л. В. Занкова, П. И. Зинченко, Б. В. Беляева и др.), объединение тематически близких слов заметно облегчает их запоминание.

Естественно, на любом этапе обучения невозможно исчерпать всю лексику по теме. Из множества входящих в тему ситуаций следует выделять лишь те, которые актуальны для ученика в коммуникативном отношении и на данном этапе обучения. В соответствии с этими установками и формируется определенный лексический запас.

Благодаря разработке сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО специализированных компьютерных технологий для обучения младших школьников, нуждающихся в особой помощи, были созданы формирующие и коррекционно-развивающие программы, не только решающие познавательные задачи, но и способствующие формированию и обогащению словарного запаса учащихся.[43]

Так например, в программу «Мир за твоим окном» входят пять тематических частей: «Времена года», «Погода», «Одежда», «Рассказы о временах года», «Календарь». Важно, что, работая в условиях компьютерной технологии, ребенок получает возможность действовать, экспериментировать, ошибаться и пробовать вновь. В результате он приходит к систематизации своего жизненного опыта, к обобщениям, включающим словарную речь и обеспечивающим овладение определенным тематическим словарем. Организация работы группами или парами позволяет включать ученика в коммуникативную деятельность, содействует его социально-эмоциональному развитию.

В данном пособии мы выделили восемь тематических разделов, внутри которых соответствующая им лексика распределяется в определенной последовательности. При выборе тем исходили из необходимости дать учащимся определенный словарный минимум для усвоения новых знаний и для общения.

Устанавливая последовательность изучения словарных тем, мы учитывали уровень речевого развития учащихся, актуальность темы, время знакомства с данной лексикой на занятиях по другим предметам (грамматике, чтению, естествознанию). Нам представляется желательным, чтобы работа над большинством тем на уроках развития речи или «Знакомства с окружающим миром» продолжалась в течение нескольких лет с повторным обращением к ним в течение года.

В первый раздел вошли темы, содержание которых определяется ближайшим обиходом учащихся: это прежде всего названия предметов (и действий с ними), с которыми школьники встречаются в учебной и игровой деятельности, в быту. Однако уже на первом и, особенно, на втором годах обучения лексика выходит за рамки тем, связанных с удовлетворением непосредственных потребностей учащихся в еде, одежде, отдыхе или с их учебной деятельностью («В семье», «В столовой», «В классе» и др.). Дети неизбежно знакомятся со словарем, который охватывает более широкий круг понятий. Сами названия тем – «На школьном дворе», «На школьной спортплощадке», «В школьном медпункте» и другие – указывают на то, что они связаны со школьным окружением. Дальнейшее пополнение словаря происходит при прохождении тем: «Школьные мастерские», «Работа в школьных кружках», «Спорт в школе» и др.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи. Пособие для педагога-дефектолога"

Книги похожие на "Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи. Пособие для педагога-дефектолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Зикеев

Анатолий Зикеев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Зикеев - Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи. Пособие для педагога-дефектолога"

Отзывы читателей о книге "Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи. Пособие для педагога-дефектолога", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.