» » » Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек


Авторские права

Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек

Здесь можно купить и скачать "Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек
Рейтинг:
Название:
Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-9907452-3-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек"

Описание и краткое содержание "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек" читать бесплатно онлайн.



В работе анализируются зарубежные и отечественные подходы к изучению феномена репрезентации в психологии и смежных науках. Рассматриваются особенности репрезентации самосознания личности при переходе от отрочества к юности. Изучается понятие автобиографического нарратива и личного дневника как одного из его типов, а также различные культурно опосредованные формы бытования автобиографических текстов, задающие специфику репрезентации внутреннего плана развития личности.

Издание адресовано специалистам в области психологии, философии и других научных дисциплин, изучающих личность, внутренний план развития личности, особенности ее самосознания.






Личный (интимный) дневник спонтанного ведения может выступать для подростков и юношества в различных значениях: как средство организации рефлексии; опосредовать процесс эмоциональной саморегуляции; служить для фиксации значимых жизненных событий, для отображения и регуляции социальной позиции личности автора; выступать способом проработки значимых проблем возраста и др. Посредством ведения интимного дневника автор репрезентирует в знаковой форме свой внутренний мир.

Личность представляет собой феномен становящейся, постоянно развивающейся персоны, в первую очередь, подразумевающий самосознание. Исследование личности правомерно осуществлять посредством изучения особенностей самосознания, которое репрезентируется через культурно заданные формы (в том числе личный (интимный) дневник). Изучение репрезентации самосознания в дневниках спонтанного ведения позволяет проследить живой процесс становления и формирования внутреннего плана развития личности, ценностных ориентаций и интенциональных норм.

Сейчас большое распространение получают другие современные формы репрезентации (точнее – презентации) самосознания, которые ориентированы скорее на публичность, на социальность (социальные сети, блоги и др.). При этом такая форма культурного бытования нарративного текста, как личный дневник, продолжает свое бытование. Она менее доступна для исследования в силу своей «закрытости» и непубличности. При этом интимный дневник выражено несет в себе развивающий потенциал для личности, способствуя самопознанию, переживанию собственной уникальности, структурированию своего «Я». Изучение репрезентации самосознания, отображенного в текстах интимных дневников, предоставляет возможность исследовать глубинные процессы становления внутреннего плана развития личности; позволяет выявить средства становления рефлексивности самосознания.

Тексты личных дневников, становящиеся доступными исследователям, обычно имеют мужское авторство, а также чаще принадлежат перу известных людей, а их изучение возможно зачастую уже после их публикации. При этом, по различным данным, среди представителей современного отрочества и юношества дневники чаще ведут девушки. В исследованиях, опирающихся на материалы закрытого, непубличного типа, зачастую, более доступны тексты представителей своего пола. В связи с этим в нашей работе изучаются личные дневники именно девушек с регулярными записями на протяжении всего времени ведения с подросткового по юношеский возраст[1].

В качестве проблемного для нашего исследования выступает вопрос о том, каким образом посредством репрезентации самосознания в интимных дневниках современных девушек отображается становление внутреннего плана развития личности, выраженного через развитие форм, средств и содержания структурных звеньев самосознания, а также становление рефлексивности с подросткового по юношеский возраст?

Методологической основой нашего исследования, посвященного изучению особенностей репрезентации самосознания в личных дневниках современных девушек, стали утвердившиеся в отечественной психологии: идея о понимании развития внутренней позиции личности во взаимосвязи с социокультурными условиями, опосредуемыми знаковой функцией сознания, раскрытая в культурно-исторической теории Л. С. Выготского[2]; идея диалогичности сознания и самосознания человека, раскрытая в работах М. М. Бахтина[3].

В качестве фундаментальной теоретической опоры выступила концепция В. С. Мухиной[4] об универсальной структуре самосознания личности, состоящей из пяти звеньев, содержательное наполнение которых определяется реалиями развития и бытия личности и специфично на каждом этапе онтогенеза.

В своей работе мы также опираемся на субъектно-деятельностный подход С. Л. Рубинштейна, который позволяет рассматривать ведение дневника как особый вид психической деятельности, а сам текст личного дневника – как один из инструментов становления субъектности и внутренней позиции личности[5].

Рефлексивность в нашей работе рассматривается, вслед за В. И. Слободчиковым, как центральный феномен человеческой субъективности, без которой личность не может развиваться. При этом рефлексивность в личном дневнике понимается как средство конструирования целостной идентичности – личностной (рефлексия на себя) и социальной (рефлексия на других) (Л. Б. Шнейдер).

Целью исследования было определено выявление динамики содержания и средств репрезентации самосознания личности в интимных дневниках современных девушек с отрочества до юности.

В ходе работы были выявлены психологические особенности репрезентации самосознания личности на этапах отрочества и юношества, которая становится все более личностно-рефлексивной к юности; была определена специфика организации рефлексивного самосознания и содержательного наполнения структурных звеньев самосознания в процессе ведения личного дневника (с подросткового по юношеский возраст), репрезентированность в дневниках которого становится менее социально ориентированной; были определены особенности репрезентации форм внутреннего диалога при переходе от отрочества к юности, что выражается в смене диалогичности на монологичность; были выделены особенности возрастных проблем развития личности от отрочества к юности посредством ведения личного (интимного) дневника у современных девушек, изучена динамика изменения возрастных проблем развития личности с отрочества до юности, репрезентируемых в текстах личных (интимных) дневников, в том числе – в аспекте развития психологических средств личностной саморегуляции личностного развития авторов дневников. Выработан инструментарий для проведения семантико-психологического анализа текстов личных дневников. Данная работа дополняет научные данные в области психологии личности на этапах развития с отрочества до юности посредством изучения репрезентации самосознания, отображающегося в дневниковых текстах девушек, репрезентирующие глубинные процессы становления внутреннего плана развития личности.

Глава I. Проблема репрезентации самосознания личности в дневниковых текстах

Особенности самосознания личности являются объектом изучения междисциплинарных направлений гуманитарных наук. В научной литературе существуют разнообразные подходы к исследованию самосознания. При всем разнообразии теоретических разработок в области психологии самосознания, наиболее продуктивной для нашего исследования стала концепция самосознания, раскрытая в работах В. С. Мухиной. Данная концепция обусловила логику нашего исследования. Согласно ей, самосознание может изучаться через призму универсальной структуры, состоящей из пяти звеньев: 1 – имя, образ тела и духовный образ «Я»; 2 – притязание на признание; 3 – половая идентификация; 4 – психологическое время; 5 – социально-нормативное пространство (права и обязанности)[6].

Структура самосознания по В. С. Мухиной не только раскрывает сущностные многоаспектные особенности личности, но также является «продуктом» отражения системы отношений личности к себе и к окружающему миру. Это, в свою очередь, опосредует все действия, эмоции, чувства, переживания и эмоции личности.

Для исследования содержательного наполнения структурных звеньев самосознания требуются различного рода репрезентации – естественные (существующие и бытующие в культуре) и искусственные (спровоцированные и организованные исследователями). Дневники закрытого типа – одна из естественных форм репрезентации самосознания.

1.1. Проблема репрезентации самосознания личности в психологии и смежных науках

Одно из центральных понятий нашего исследования – репрезентация. Рассмотрим данное понятие и историю его становления; основные подходы к изучению репрезентации в психологии и смежных науках; основные направления психологии, обсуждающие данное понятие.

Само понятие «репрезентация» – междисциплинарное и используется в разнообразных областях научного знания, в том числе таких, как: социология[7], филология[8], психолингвистика[9], психосемантика[10], в каждой из которых ему дается свое определение и предлагаются соответствующие методы, позволяющие изучить феномен репрезентации.

В ряде филологических и психолингвистических исследований на материалах английского языка изучается репрезентация эмоций в личном письме, эссе, мемуарах, детской литературе, психологическом детективе, в фольклоре и в сказках[11]. Активно изучается эмотивность в поэзии, в политическом тексте, в анекдотическом жанре. Изучение репрезентации эмоций в текстах осуществляется посредством выявления особых эмотивных фрагментов текста. Исследование репрезентации эмоций в тексте способствует расширению существующих взглядов об эмоциональной картине мира, выражении и описании эмоций, эмотивном смысловом пространстве языковой личности, о специфике описания и выражения настоящих и прошлых эмоциональных переживаний и др.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек"

Книги похожие на "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Екатерина Чурилова

Екатерина Чурилова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек"

Отзывы читателей о книге "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.