» » » Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек


Авторские права

Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек

Здесь можно купить и скачать "Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек
Рейтинг:
Название:
Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-9907452-3-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек"

Описание и краткое содержание "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек" читать бесплатно онлайн.



В работе анализируются зарубежные и отечественные подходы к изучению феномена репрезентации в психологии и смежных науках. Рассматриваются особенности репрезентации самосознания личности при переходе от отрочества к юности. Изучается понятие автобиографического нарратива и личного дневника как одного из его типов, а также различные культурно опосредованные формы бытования автобиографических текстов, задающие специфику репрезентации внутреннего плана развития личности.

Издание адресовано специалистам в области психологии, философии и других научных дисциплин, изучающих личность, внутренний план развития личности, особенности ее самосознания.






В литературе используется множество самых разнообразных терминов: «самосознание», «Я», «Я-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», образ «Я» и т. п. Понятие «самосознание» используется, как родовое, для обозначения всей области в целом, включая, как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины «самосознание», «представление о себе» применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». Образ «Я» рассматривается как структурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывной деятельности трех его сторон – когнитивной, эмоциональной и регуляторной[52].

Наибольший интерес у отечественных психологов вызывает проблема возникновения самосознания, его структура и уровневая организация. К примеру, И. И. Чеснокова[53] предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека». Сначала некое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самосознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, то есть в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самосознания указывается самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей, своей общественной ценности, собственного достоинства.

И. С. Кон[54] несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа «Я». Образ «Я» понимается, как установочная система; установки обладают тремя компонентами когнитивным, аффективным и производным от первых двух – поведенческим. Нижний уровень образа «Я» составляют «неосознанные», представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и сам этот образ «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием его целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей.

По мнению В. В. Столина[55], самосознание осуществляется на трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей.

Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. С. Л. Рубинштейн[56], отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности». Он говорил также, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой»[57].

Среди зарубежных ученых, занимающихся психологией самосознания, У. Джемс один из первых начал разрабатывать проблематику «Я-концепции»[58]. Глобальное, личностное «Я», он рассматривал, как двойственное образование, в котором соединяются «Я»-сознание и «Я», как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая – содержание этого опыта («Я», как объект). По мысли Джемса, «Я», как объект, – это все то, что человек может назвать своим. В этой области У. Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное «Я», материальное «Я», социальное «Я» и физическое «Я».

Представители интеракционной школы (Ч. Кули, Дж. Мид и др.)[59] полагают, что человеческое «Я» изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Они указывают на то, что самосознание и ценностная ориентация личности, как бы зеркально отражают реакции на нее окружающих людей. Под действием механизма взаимного обогащения происходит становление «Я-концепции» индивида.

В теории Э. Эриксона[60] проблематика «Я-концепции» рассматривается сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Формирование идентичности – «Я»-процесс, который служит основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Э. Эриксон рассматривал развитие личности, ее самосознания как последовательную смену стадий, имеющих свои особенности.

К. Роджерс понимает под «Я»-концепцией восприятие человеком самого себя, механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида. Он рассматривает самосознание с точки зрения развития у человека позитивного самовосприятия[61].

Проблема самосознания является одной из центральных во многих психологических теориях. Большинство исследователей проблемы самосознания считают, что самосознание – это, прежде всего, процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. «Самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе»[62].

«Самосознание – осознание человеком своих чувств, мыслей, мотивов поведения, ценностных ориентаций, своего положения в обществе, а также осознание вытекающих из этих психических свойств и ориентаций особенностей своего поведения. Самосознание предполагает рефлексию человека на самого себя и способность с достаточной степенью объективности оценить свое «Я», свою уникальность как человека среди других людей, каждый из которых также обладает своей уникальностью… Развитое сознание является условием развития личности»[63].

Самосознание – это динамическая система, которая на разных возрастных этапах имеет свои особенности. А одной из поставленных нами в данном исследовании задач является как раз определение содержания и особенностей развития самосознания с подросткового по юношеский возраст. Данная задача нами будет реализована посредством: теоретического анализа работ В. С. Мухиной, посвященных универсальной структуре самосознания на этапах отрочества и юности; сопоставления полученного материала с другими работами по возрастной психологии и психологии личности, посвященными изучению подростков и юношей, структурных звеньев самосознания в отроческом и юношеском возрастах, а также проследим их динамические изменения.

В подростковом возрасте начинается активное становление рефлексивного самосознания на фоне физического, психического и социального развития. «Вместе с позитивными достижениями закономерно возникают негативные образования и специфические психологические трудности»[64].

В. С. Мухина[65] говорит о том, что развивающееся самосознание подростка определяет духовную работу в отношении определения «внутренней позиции», в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свои личностные качества, за свое мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения.

Особенности внутреннего плана развития личности в нашей работе рассматриваются, с одной стороны, исходя, из идей И. Канта[66], как процесс самопознания и становление «внутреннего чувства» личности, а с другой – вслед за С. Л. Рубинштейном и В. С. Мухиной, – как становление «внутренней позиции» личности.

И. Кант самопознание рассматривал как главный человекосозидающий механизм, как условие морально-нравственного становления, духовного саморазвития личности, как начало всей человеческой мудрости, а «самость» (от нем. selbst – «я», собственная личность) – как двоякое сознание самого себя: как субъект мышления (рефлектирующее «Я») и как объект восприятия, внутреннего чувства, что делает возможным построение внутреннего опыта. «Внутреннее чувство», в основе которого лежит внутреннее созерцание, представляет собой сознание того, что человек испытывает в процессе мыследеятельности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек"

Книги похожие на "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Екатерина Чурилова

Екатерина Чурилова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек"

Отзывы читателей о книге "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.