» » » Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек


Авторские права

Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек

Здесь можно купить и скачать "Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек
Рейтинг:
Название:
Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-9907452-3-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек"

Описание и краткое содержание "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек" читать бесплатно онлайн.



В работе анализируются зарубежные и отечественные подходы к изучению феномена репрезентации в психологии и смежных науках. Рассматриваются особенности репрезентации самосознания личности при переходе от отрочества к юности. Изучается понятие автобиографического нарратива и личного дневника как одного из его типов, а также различные культурно опосредованные формы бытования автобиографических текстов, задающие специфику репрезентации внутреннего плана развития личности.

Издание адресовано специалистам в области психологии, философии и других научных дисциплин, изучающих личность, внутренний план развития личности, особенности ее самосознания.






В своей работе мы исследуем особенности репрезентации самосознания, самости, «Я» личности, базируясь на позициях нарративного подхода, который в последнее время стал активно применяться в научных психологических исследованиях (чаще – зарубежных[32]). При этом жизненный путь каждой личности воспринимается как осмысленное целое, существующее для других в форме завершенной (или рассказанной как завершенной) истории, текста/рассказа/легенды о себе. Дневник – это разновидность существования нарративного текста, отражающего автобиографические события автора дневника и рефлексии на себя и на других. Все события, выделяемые автором как личностно значимые, переживаемые, как оказывающие влияние на жизнь автора, важные в своих последствиях, вызывающие яркие переживания, эмоции и чувства нарратор отображает в своих дневниковых записях посредством текстовых репрезентаций. Психические репрезентации «Я» обязательно связаны с репрезентациями людей, персонажей, лиц, с которыми человек (автор нарратива – нарратор) встречается в повседневной жизни. Репрезентации «Я с другими» играют важную роль в обеспечении внутриличностной согласованности и вариабельности личностного функционирования[33]. В связи с этим Дж. Капрарад[34] говорит о важности идеографических репрезентаций, основанных на самоотчетах, для выявления паттернов взаимосвязей в системе представлений индивида. Это позволяет получить информацию об особенностях когнитивных процессов личности.

В своей работе репрезентацию самосознания личности мы будем понимать как отображение внутреннего мира личности через знаковую систему, которое, с одной стороны, является преломлением внешних событий (через систему личностных смыслов), а с другой, организует рефлексивный план личности, систему чувств, идей, переживаний.

В своем исследовании мы разводим данное понятие с термином «презентация», обозначающим, в свою очередь, «опубликование» себя, представление кому-нибудь. Термин «презентация» в контексте нашего исследования несет в первую очередь публичный характер (представление другому, другим), а термин «репрезентация» – субъективную нагрузку (представленность внутреннего плана личности во внешних формах).

1.2. Развитие самосознания личности с отрочества до юности

Рассмотрим особенности и закономерности личностного развития и становления рефлексивного самосознания, специфику социальной ситуации развития и характер построения межличностных взаимоотношений в подростковом и юношеском возрастах. Особое внимание уделим особенностям структуры самосознания и динамическим изменениям содержания всех звеньев самосознания с подросткового по юношеский возраст, репрезентируемым в личных дневниках современных девушек. Рассмотрение смыслового наполнения звеньев структуры самосознания мы будем осуществлять не отдельно для каждого из обозначенных возрастных этапов, а прослеживать особенности развития самосознания личности, репрезентируемые в дневниковых текстах, в динамике – при переходе от отрочества к юности.

Определим, каковы возрастные границы изучаемых периодов развития личности. В нашей работе мы будем основываться на традиционном понимании возрастной периодизации, где «подростковый возраст, отрочество – период жизни человека от детства до юности… (от 11–12 до 14–15 лет)», а «юношеский возраст – период жизни человека между отрочеством и взрослостью. В разных периодизациях возрастные границы юности расходятся, в следствие того, что возраст – объективная на конкретно исторический момент, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития поколения в онтогенезе…»[35]. Условная граница юношеского возраста, на который мы будем ориентироваться: от 16–17 до 21–25 лет. «Условность возраста обусловлена тем, что юность – исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов»[36].

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Поведение человека, так или иначе, соотносится с его представлением о самом себе (образ «Я») и о том, каким он должен или хотел бы быть. Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры и функций образа «Я» представляет, поэтому, не только теоретический, но и практический интерес в связи с актуализацией в условиях динамически изменяющегося мира содействия развитию активной жизненной позиции личности.

Долгие годы психология оперировала понятием некоего усредненного социального субъекта, наделенного системой разнообразных функций, признаков, свойств. В последние время, под влиянием распространяющихся идей экзистенциальной психологии и расширяющейся практики консультирования, наметился поворот к анализу уникального жизненного опыта человека, субъективных способов проживания жизни отдельным человеком, их осмысления и упорядочивания. Психологии снова становится интересен отдельный субъект с его уникальным внутренним миром, автобиографией, самосознанием, обретенными смыслами существования.

С отделением личной жизни от общественной, самосознание также «приватизируется». М. М. Бахтин вспоминал в связи с этим сатирико-ироническое или юмористическое изображение себя и своей жизни («самоизображение») у Горация, Овидия, Проперция (кстати, ироническое остранение вообще часто используется для «приглушения» личностного начала, как своего рода симбиоз «внутреннего» и «внешнего» взгляда на себя), дружескую переписку (например, письма Цицерона к Аттику) и, наконец, стоический тип автобиографии – различные «консолации» (утешения), письма Сенеки, размышления Марка Аврелия и т. д. – одинокие беседы с самим собой (термин Августина) – обращены уже не столько вовне, сколько внутрь, причем предметом их все больше становятся внутренние переживания и экзистенциальные проблемы. Всякое размышление и действие, учил Сенека, должно исходить не из внешних условий, а из собственного «Я». Основа нравственности – внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором сам он и обвинитель, и защитник, и судья. Людей делает плохими и безответственными, главным образом то, что никто не размышляет о своей жизни.

Проблема самосознания относится не только к сфере психологических исследований. С античных времен по настоящее время она представляет собой интерес и для философии. Сфера интересов философского и психологического (и социологического) познания различны, но именно философские концепции стали своеобразными предтечами для психологических. Так, к примеру, Августин Аврелий[37] (354–430 гг.) говорил о том, что самосознание представляет собой осознание человеком своих устремлений и мыслей. Знание извлекается из души благодаря направленности воли, а основанием истинности знания выступает внутренний опыт. При этом душа пытается постичь достоверно саму себя и продукты своей деятельности, поэтому меры истинного знания – в самосознании личности. Рассмотрение проблемы самопознания, в контексте диалогичности сознания, начинает еще Сократ[38], постулат которого «Познай самого себя», обращенный к сознанию человека, представляет собой своего рода возможность самопознания и самопонимания человеком своей уникальности и сущности. В нашей работе такое познание самого себя, своего внутреннего мира, своей самости происходит посредством диалога, вынесенного во внешние текстовые формы (личный дневник).

В концепции Пьера Абеляра самопознание человека неразрывно связано с его нравственным развитием, которое возможно только в том случае, если человек находится в согласии с самим собой[39].

Нидерландский ученый Б. Спиноза говорил о том, что всякое материальное обладает мышлением, а мышление человека является частью всеобщего мышления[40]. Ученый считал, что самосознание (природы) представляет собой мышление. Человек может лишь постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь, желание и поступки. Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей с которыми человек вступает в контакт.

Проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии эти исследования сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов:

• философско-методологические, историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием (И. С. Кон[41], А. Г. Спиркин[42] и др.); общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности (Л. И. Божович[43], И. И. Чеснокова[44], С. Л. Рубинштейн[45] и др.);

• социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности (Л. И. Божович[46], И. И. Чеснокова[47], С. Л. Рубинштейн[48], В. С. Мухина[49]);

• социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей (А. И. Липкина[50], В. В. Столин[51] и др.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек"

Книги похожие на "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Екатерина Чурилова

Екатерина Чурилова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек"

Отзывы читателей о книге "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.