» » » Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек


Авторские права

Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек

Здесь можно купить и скачать "Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек
Рейтинг:
Название:
Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-9907452-3-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек"

Описание и краткое содержание "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек" читать бесплатно онлайн.



В работе анализируются зарубежные и отечественные подходы к изучению феномена репрезентации в психологии и смежных науках. Рассматриваются особенности репрезентации самосознания личности при переходе от отрочества к юности. Изучается понятие автобиографического нарратива и личного дневника как одного из его типов, а также различные культурно опосредованные формы бытования автобиографических текстов, задающие специфику репрезентации внутреннего плана развития личности.

Издание адресовано специалистам в области психологии, философии и других научных дисциплин, изучающих личность, внутренний план развития личности, особенности ее самосознания.






Внутренняя позиция личности определяется телесными самоощущениями, переживанием единства тела, психики и духа, а также чувством личности и представляет собой ценностное отношение к себе, к другим людям, к своему жизненному пути и жизни в целом. Внутренняя позиция сопряжена со структурными звеньями самосознания, которое представляет собой осознание человеком себя как уникальности, индивидуальности, понимание самого себя, своих возможностей и потребностей, своих жизненных ориентиров личностного развития. С. Л. Рубинштейн[67], отмечал, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой».

«Внутренний план развития личности» обусловливает индивидуальность всей психической жизни: психических состояний, особенности личностного развития, которые с помощью самопознания, саморегуляции и самоорганизации, репрезентируются в дневниковых текстах. Внутренний план развития личности регулируется рефлексивными процессами, становление которого активно происходит с отрочества до юности, а также он включает в себя систему чувств, идей, переживаний.

Особенности внутреннего плана развития личности и самосознания также находят свое отражение в эпигенетической теории Э. Эриксона[68], в которой он основное внимание сконцентрировал не на биологических изменениях развивающегося организма и иерархии структур личности, а на роли среды, культуры и социального окружения ребенка.

Особое внимание Э. Эриксон[69] уделял подростковому и юношескому возрастам. Подростковый возраст, который он относит в своей теории к генитальной стадии или к стадии половой зрелости, имеет следующие особенности, характеризующие самосознание человека. В качестве основной тенденции в изменении самосознания личности при переходе от отрочества к юности автор выделяет кризис подростково-юношеского периода, который сопровождается важными биолого-психологическими трансформациями – изменение образа тела и образа собственного «Я» развивающейся личности. Кризис идентичности, по Э. Эриксону[70], происходящий в этот период, составляет основу личностной и социальной идентичности, которая с этого времени начинает осознаваться, благодаря активному развитию рефлексивных способностей личности. Основой нормального личностного развития автор считал осознанное чувство цельности, идентичности, которое на наш взгляд, возможно, благодаря репрезентации самосознания в текстах интимных дневников, которые зачастую опосредуют рефлексию на данных возрастных этапах.

Говоря о развитии самосознания в подростковом и юношеском возрастах, И. С. Кон[71] писал, что именно оно является центральным психическим процессом этого переходного этапа онтогенеза. Одним из значимых факторов, обусловливающих развитие личности при переходе от отрочества к юности выступает, по мнению И. С. Кона, открытие своего внутреннего «Я», которое вместе с постижением внешних изменений активно рефлексируется. В качестве центрального психологического процесса, занимающего все больше места в самосознании по мере приближения к юношеству, выступает «формирование личностной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства»[72].

В юности же самосознание человека становится все более интимным, ориентированным на свои чувства, переживания, мысли. Юноша способен к более глубокой и частой рефлексии, в первую очередь на самого себя. В этот период человек осознает свою индивидуальность, пытается самоутвердиться.

Отношение к своему имени, как и к внешнему и духовному «Я» неодинаково в отрочестве и в юности.

Подросток сензитивен к своему духовному развитию, поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания. Его начинает волновать он сам в своем физическом и духовном воплощении. В этой связи его волнует имя и внешние данные, что также может обусловливаться тем, что ведущей деятельностью на данном возрастном этапе является общение.

В универсальной структуре самосознания, согласно концепции В. С. Мухиной, первым звеном является имя собственное, включающее в себя образ телесного и духовного «Я». «Имя – личное название человека, даваемое ему, прежде всего, при рождении; знак, позволяющий причислить его к определенному социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу. Имя – это кристалл личности, который в течение жизни формирует и индивидуализирует человека»[73].

Авторы исследуемых нами современных личных дневников, в большинстве своем, делают записи под своими настоящими именами и фамилиями (к примеру, Таня Иванова, Ольга Смирнова и т. п.), которые обычно фиксируются на обложке или на первом листе дневника. У некоторых авторов имя заменяет псевдоним (или же кличка, данная друзьями и присвоенная человеком, которая является частью его «Я» – «Такса», «Рыжая» и т. п.). Свое поименование они фиксируют достаточно аккуратно, максимально красиво и «прочно» (чтобы не стерлось, не запачкалось) и чтобы любой видел сразу, чей это дневник. В тексте же авторы иногда обращаются сами к себе по имени (когда ведут диалог с дневником: «Так, Ульяна, успокойся, ничего страшного не произошло…»). В содержимом дневников, в записях подросткового возраста, у многих авторов выявляется характерная проблема – это или собственное недовольство своим именем, или же депривация подростка посредством отношения к его имени (оскорбления, обесценивание имени, обращение к нему по фамилии или обзывание). В результате – уменьшение уверенности в себе, снижение чувства доверия к людям, снижение самооценки и т. д.

«Имя нерасторжимо с местоимением «я», с физическим обликом, с индивидуальной духовной сущностью»[74]. Каждый человек идентифицируется с именем собственным или же с тем поименованием, которое принимает и присваивает.

И. С. Кон[75] писал о том, что интерес подростка и юноши к собственному «Я» и развитие самосознания, в первую очередь, обусловливаются тем, как он относится к изменениям, происходящим с его внешним «Я», опосредованным половым созреванием. Именно анатомо-морфологические изменения активируют нарастающий интерес к своему телу и самому себе. Тяга к самопознанию в этот период происходит также потому, что физическое созревание имеет значение социальности, знаком взросления. Наряду с этим происходит активное познание своего внутреннего мира.

В нашем исследовании в личных дневниках нескольких авторов происходит некий диссонанс. В таких записях внутренний мир девушки-автора, ее духовное «Я» расходится с внешним миром, с телесным «Я». Ее переживания, размышления, мысли и чувства диктуют ей одно (к примеру, рефлексируя, она приходит к выводу, что необходимо срочно предпринимать серьезные и активные действия, чтобы помириться с любимым человеком или родителями). Но внешне она никогда не станет подходить, извиняться, говорить соответствующие слова и принимать «заискивающие» позы, поскольку боится казаться со стороны глупой и нескладной. Или же, наоборот, девушка хочет подружиться с новеньким одноклассником, подойти, заговорить, улыбаться, но внутреннее, духовное «Я» не позволяет ей сделать этого из-за определенных убеждений или ожиданий.

Э. Эриксон[76] также в качестве основных образований развивающемся самосознании подростка выделял специфическое отношение к своему телесному и духовному «Я». В качестве основной тенденции при переходе от отрочества к юности он выделяя то, что подросток активнее начинает интересоваться своими внешними телесными особенностями и трансформациями образа тела, а продвигаясь к юности, его все более увлекает собственное внутреннее «Я».

Специфика нашего исследования опосредована во многом изучаемой выборкой – девушки-авторы личных дневников (21–25 лет). Возможно, поэтому именно внешность, как неотъемлемая часть первого звена структуры самосознания репрезентируется в наших дневниковых текстах как предмет самоисследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности. Подростку предстоит в сфере развития его самосознания приспособиться к своему телесному, физическому облику. Процесс полового созревания находит свое отражение в интимных дневниках, в которых активно описывается нашими авторами (преимущественно в записях, приходящихся на подростковый возраст). Посредством ведения дневниковых записей, авторы зачастую могут прийти к принятию своей физической уникальности и принять ее как единственно возможную материальную форму своего бытия. Особое значение для подростка обретает его лицо, которое продолжает постепенно меняться. И в этот момент затруднение вызывает идентификация со своим новым «Я». Также именно в отрочестве человек отстаивает свои притязания на признание, утверждая себя через свое собственное имя. Большинство наших респондентов отказывается от употребления прозвищ или других поименований себя, обращаясь к самим себе в дневниках по имени, а в нескольких – по имени и отчеству. Подростки остро отстаивают свое право на приемлемое обращение к себе с должным уважением. Должное обращение по имени – показатель социального признания, которое проще регулировать, чем другие притязания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек"

Книги похожие на "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Екатерина Чурилова

Екатерина Чурилова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Екатерина Чурилова - Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек"

Отзывы читателей о книге "Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.