» » » » Ирина Кузина - Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие


Авторские права

Ирина Кузина - Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Ирина Кузина - Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Кузина - Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии излагается содержание основных проблем теории социальной работы, в систематической форме анализируются ее практические и методологические основания, важнейшие концепции и понятия. Содержание учебного пособия соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 040400 «Социальная работа» и рабочему учебному плану подготовки социальных работников в Школе гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета. Учебное пособие предназначено для бакалавров и магистров направления «Социальная работа» высших учебных заведений, а также для специалистов социальной сферы, аспирантов, исследователей, преподавателей и всех интересующихся теорией и практикой социальной работы.






Плодотворным в изучении социальной работы как целостности является системный подход, который предполагает выявление и синтез ее структурно-функциональных связей и разнопорядковых взаимодействий.

Задание

Раскройте сущность системного подхода, основываясь на знаниях, полученных в процессе изучения курсов математики и концепций современного естествознания, а также материала раздела 4.2 данного учебного пособия.

Статическая составляющая системы социальной работы связана с ее структурой и уровнями.

В качестве элементов структуры социальной работы исследователи называют субъект; объект; цели; средства; функции; сам процесс социальной работы и управление эти процессом (Павленок П. Д. 2012. С. 32; Курбатов В. И. 2006. С. 66). При этом каждый из элементов структуры выступает и причиной, и следствием развития других ее элементов.

Специалисты отмечают, что преобразовательная деятельность в социальной работе осуществляется одновременно на макро-, мезо- и микроуровнях (Рамон Ш., Сарри Р. 1996. С. 16; Шапиро Б. Ю. 1996. С. 11).

На макроуровне социальная работа направлена на прогрессивные изменения социума. Этот уровень характеризуют как социетально-федеральный, где социальная работа осуществляется с помощью системы социальных институтов. Государство в лице федеральных министерств, ведомств и комитетов принимает на себя обязательства по отношению к гражданам и реализует социальные отношения, касающиеся развития социального законодательства, регламентации процессов социальной защиты населения, интеграции работы федеральных органов социальной инфраструктуры и проч. Содержанием социальной работы здесь является формирование и осуществление социальной политики, направленной на обеспечение социального здоровья общества.

На мезоуровне, т. е. муниципально-региональном, социальная работа проводится внутри больших социальных групп и институтов и связана с разработкой концепции социальной защиты населения территории (области, края, национальной республики, муниципального округа и т. д.), а также с контролем за ее реализацией. Основное внимание здесь уделяется взаимодействиям учреждений и организаций социальной защиты с целью осуществления экономической и иной помощи социально уязвимым слоям населения. Их деятельность определяется спецификой региона, города и т. п., которая формирует приоритетные направления социальной работы, особенности реализации ее целей и задач. На микроуровне, являющимся индивидуально-групповым, социальная работа означает работу со случаем, помощь индивиду или малой группе, находящимся в трудной жизненной ситуации. На этом уровне специалисты непосредственно взаимодействуют с клиентами, содействуют их саморазвитию, усилению их потенциала в направлении оптимальных социальных изменений, а также воздействуют на человека или группу с целью сохранения позитивно влияющих социальных связей.

Придерживаясь системного подхода, можно установить, что основным фактором функционирования и развития социальной работы на любом ее уровне выступает социальное взаимодействие, ориентированное на изменение и развитие. В улучшении взаимодействия между человеком и окружающим социальным пространством многие специалисты видят одну из важнейших функций социальной работы (Тэмплэн Ш. Б. 2006. С. 85). В ее системе важно выявлять разнообразные взаимодействия, а также способы установления, сохранения и изменения социальных связей между людьми, общностями и внешней по отношению к ним средой.

Динамическую составляющую системы социальной работы характеризуют ее особенности как социального процесса. Процесс можно определить как последовательную серию действий, направленных на достижение определенных целей и решение необходимых для этого задач. Серия социальных явлений рассматривается в виде процесса, если они происходят в едином времени, предшествующие обусловливают последующие, а итогом их являются определенные устойчивые состояния.

С точки зрения содержания деятельности социальная работа может быть представлена в качестве процесса взаимодействия субъектов и объектов социальной работы. Российский ученый В. А. Никитин характеризует социальную работу следующим образом: это многофакторный и многоуровневый процесс взаимодействия людей, со своими этапами, скоростью и ритмом (Никитин В. А. 2002. С. 28). Этот процесс разворачивается между элементами систем «человек – человек», «человек – группа», «группа – общество» и т. д. Взаимодействия здесь выступают как средства социального конструирования общества, обеспечивающие позитивные социальные изменения и необходимую помощь в социализации и ресоциализации его членов. Признаком оптимального протекания процессов в социальной работе следует считать эволюцию социальных отношений ее участников. Следовательно, социальная работа имеет процессное, диалогическое, субъект-субъектное начало, объединяющее людей в процессе деятельности прямыми и обратными социальными связями и наделяющее клиента правом участия в решении своих проблем.

Взаимодействия в системе социальной работы носят универсальный характер. Их специфика заключается в том, что при решении социальных проблем прямо или косвенно затрагиваются все виды общественных отношений и деятельности людей. Этот интегрированный и многофункциональный вид деятельности включает в себя множество форм и направлений, использует различные технологии и методы, отвечая на разнообразные запросы ее объектов. Соответственно, от социального работника требуются знания и умения по широкому кругу вопросов в области социальной защиты, помощи и социальной политики.

Специалисты решают проблемы регуляции межличностных и межгрупповых отношений в семье, организации, микрорайоне; коррекции девиантного поведения; предупреждения и локализации конфликтов; социального консультирования; организации социального обслуживания; социального проектирования и проч. В процессе изменения в среде деятельности появляются новые требования, поэтому функции, технологии, формы социальной работы постоянно обновляются. При этом универсализм конкретного вида помощи и поддержки имеет четкие предметные и пространственно-временные границы, связанные с содержанием проблем клиентов и социальными условиями их решения в обществе.

Интенсивность изменений современного общества обусловливает инновационный характер взаимодействий в системе социальной работы. Современный социум, являясь самостоятельным источником нововведений, остро нуждается в применении инноваций в теории, технологии и практике. Особенно возрастает роль инновационных процессов в социальной работе в кризисном состоянии общества.

Инновация представляет собой целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения относительно стабильные элементы – новшества. C помощью инновационных процессов, состоящих в признании инновационной идеи и ее последующей реализации в виде технологии в практической деятельности, можно достичь позитивных социальных изменений в развитии социума и личности.

Поскольку процесс развития социальной работы в России является инновационным и по форме, и по содержанию, следует выделить условия, способствующие успеху нововведений в этой области деятельности и ведущие к повышению эффективности социальной политики и социальной защиты населения. Основными среди них выступают проработанность инновационных программ, указывающих на этапы деятельности по внедрению нового; преемственность процесса социальной работы на всех его стадиях; усилия органов управления, направленные на поддержку новшеств; наличие ресурсов осуществления нововведения; инновационные установки непосредственных участников социальных взаимодействий и др. (Червякова Г. А. 1998).

При этом важно, чтобы инновационные процессы в социальной работе сочетались с социокультурными традициями оказания помощи в России, не противоречили ценностям и нормам граждан, их устоявшимся отношениям.

Задание

На основе знаний, полученных во время прохождения учебной практики, приведите пример инновационной деятельности субъектов социальной работы.

Особенностью взаимодействий в социальной работе является также их посреднический характер. Он выступает следствием интегральности, пограничности социальной работы по отношению к смежным видам деятельности, направленности на решение проблем конкретных людей. С одной стороны, социальный работник своими действиями пытается преодолеть отчуждение индивида от социума, обеспечить его эффективную адаптацию в среде, с другой – он способствует процессу гуманизации самого общества путем участия в социальной политике.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие"

Книги похожие на "Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Кузина

Ирина Кузина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Кузина - Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.