» » » » Ирина Кузина - Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие


Авторские права

Ирина Кузина - Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Ирина Кузина - Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Кузина - Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии излагается содержание основных проблем теории социальной работы, в систематической форме анализируются ее практические и методологические основания, важнейшие концепции и понятия. Содержание учебного пособия соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 040400 «Социальная работа» и рабочему учебному плану подготовки социальных работников в Школе гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета. Учебное пособие предназначено для бакалавров и магистров направления «Социальная работа» высших учебных заведений, а также для специалистов социальной сферы, аспирантов, исследователей, преподавателей и всех интересующихся теорией и практикой социальной работы.






Принципы


Содержательные

Альтруизм, демократизм отношений с клиентом, социальная справедливость


Психолого-педагогические

Эмпатия, аттракция, толерантность


Методические

Дифференцированный подход к клиенту, преемственность, компетентность


Организационные

Посредничество, доступность, комплексность


Одним из основных содержательных принципов социальной работы, на которых основана практическая реализация гуманистического идеала, является принцип социальной справедливости.

Принцип социальной справедливости выступает идеологической и нравственной ценностью, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества – Организации Объединенных Наций, Международной Федерации социальных работников и проч. На его основе возможна обобщенная нравственная оценка социальных отношений в конкретном социуме.

Поскольку в сложной сети социальных взаимодействий формируются структуры экономического, политического и иного неравенства, социальная справедливость предстает в виде оценочного понятия, определяющего меру равенства и неравенства в социальной сфере.

Путем сравнения статусов людей и их характеристик складываются индивидуальные и групповые суждения, касающиеся справедливости или несправедливости социальных отношений. Понятие справедливости при этом может касаться как социальных статусов, так и интересов людей по поводу распределения социальных благ. Следовательно, уровень справедливости в обществе не может быть выше, чем уровень представлений о ней большинства населения.

Кроме нравственной стороны, проявляющейся в общественном сознании как эталон, по которому устанавливается мера человеческих поступков, социальная справедливость имеет деятельностную сторону, которая реализуется в процессе целедостижения, позволяя людям улучшать свои социальные характеристики.

Американский исследователь Д. Ролз сформулировал два принципа, способствующих социальной справедливости: принцип свободы, согласно которому человек должен иметь доступ к свободам (правам и благам), равный с другими людьми; и принцип различия, согласно которому неравенство допустимо, если оно идет на пользу наиболее обездоленным людям. Рассматривая справедливость как честность, Ролз выдвигает понятие всеобщей справедливости, проявляющей себя в социальной стабильности, сбалансированности интересов людей, целесообразности деятельности и в возможности для групп и индивидов, находящихся в худшем социальном положении, улучшить его (Ролз Дж. 1995. С. 158).

В современном обществе осуществление принципа социальной справедливости связано с равенством граждан перед законом, созданием экономических, политических, социальных гарантий реализации прав личности, обеспечением необходимого для нормальной жизнедеятельности человека уровня социальной защищенности.

При этом справедливость может быть достигнута посредством распределения между гражданами основных социальных благ по уравнительному принципу (ценностная справедливость) или путем применения к ним универсальных критериев, которые дают каждому доступ к жизненным шансам в профессиональной, образовательной и других сферах на основе собственных усилий (меритократическая справедливость).

Единого представления о справедливости не существует. Если в западном постиндустриальном обществе большинство граждан понимает под справедливостью наделение личности возможностью использовать свой потенциал, предоставление людям равных стартовых возможностей, то в современной России преобладают уравнительные представления о социальной справедливости, она по-прежнему выступает как общественная ценность, а доступность социальных благ отождествляется с их бесплатностью.

Эти различия следует учитывать при разработке конкретных программ социальной политики и социальной работы. При этом необходимо сознавать, что справедливость в современном понимании цивилизованных стран включает в себя обеспечение равной оплаты за равный труд, необходимость поддержки социально ущемленных слоев общества, предотвращение социальной дискриминации, предоставление социальных гарантий всем членам общества.

Законодательно содержательные принципы выражены в Международной декларации этических принципов социальной работы, принятой Международной Федерацией социальных работников в 1994 году. В Российской Федерации с учетом этого документа были разработаны «Кодекс этики социального педагога и социального работника» и «Профессионально-этический кодекс социальной работы в России» 1994 г.

В этих документах утверждается, что действия специалиста должны быть этически оправданными и соответствовать международным стандартам. Он должен, основываясь на принципе социальной справедливости и полученных знаниях, проявлять уважение к правам человека, соблюдать принципы личной неприкосновенности и уникальности, оказывать помощь каждому, кто в ней нуждается, стараться не применять методов принуждения, сотрудничать с клиентом во благо, а не во вред другим людям.

В свою очередь, в обязанности государства входят предоставление максимума благ своим гражданам, поддержка индивидуальности каждого человека и предоставление ему права на самореализацию. Осуществление этих принципов позволяет соотносить социальную деятельность в обществе с интересами конкретных людей, обеспечивая гарантии социальной защиты всем нуждающимся в сочетании с активизацией усилий человека по самозащите.

Следующая группа принципов – психолого-педагогические принципы социальной работы (эмпатия, толерантность и др.), которые выражают требования к характеристикам процесса взаимодействия специалиста и клиента, к формам и средствам воздействия, используемым социальным работником. Они указывают не только на роль внимания к уникальности клиента и учета его индивидуальных качеств в ходе оказания помощи, но и на необходимость формирования у специалиста ряда профессионально желательных качеств, которые характеризуют его как личность и обусловливают успешность его деятельности.

Задание

На основе знаний, полученных при изучении курса психологии, дайте определение эмпатии, аттракции, толерантности.

Методические принципы социальной работы (дифференцированный подход к клиенту, преемственность в оказании помощи и др.) предлагают систематизированный свод правил, позволяющих последовательно действовать в данной области социальной работы, ориентируясь как на объект деятельности, так и на конкретную социальную ситуацию. Эти принципы уделяют особое внимание профессиональной компетентности специалиста, соответствию уровня его знаний и умений уровню и содержанию выполняемых им должностных задач.

Организационные принципы социальной работы (доступность, комплексность и др.) отражают сложность и многообразие функциональных связей в процессе оказания социальной помощи и предъявляют требования к обязанностям и ответственности специалистов. Они лежат в основе управленческого воздействия в системе социальной работы, нацеливая ее на обеспечение возможности оперативного и эффективного решения проблем каждого клиента.

Следование специалистов взаимосвязанным принципам социальной работы обеспечивает оптимальное соотношение между содержанием социальных проблем и результатами их решения и легитимность социальной работы как особого, социогуманистического вида деятельности в российском обществе.

Контрольные вопросы и задания


1. Назовите основные характеристики социальной деятельности.

2. Является ли результат деятельности компонентом его структуры?

3. Чем действие отличается от поведения?

4. Является ли нормативное регулирование основной чертой социального взаимодействия?

5. Является ли нормативное регулирование основной чертой социальных отношений?

6. Приведите пример взаимодействия в практике социальной работы.

7. Назовите основные отличия профессиональной и непрофессиональной социальной работы.

8. Объясните суть интегративного характера практики социальной работы.

9. Приведите примеры продуктивной и репродуктивной деятельности в практике социальной работы.

10. Схематически изобразите взаимосвязь четырех основных компонентов практики социальной работы.

11. На основе знаний, полученных при изучении учебного курса отечественной истории, выделите преимущества и недостатки патернализма в функционировании советской системы социальной защиты.

12. Перечислите возможности актуализации потенциала клиентов при организации их самопомощи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие"

Книги похожие на "Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Кузина

Ирина Кузина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Кузина - Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Теория социальной работы. 2-е издание. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.