Митрополит Владимир (Иким) - Вечное сокровище. Заря Богоявления

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Вечное сокровище. Заря Богоявления"
Описание и краткое содержание "Вечное сокровище. Заря Богоявления" читать бесплатно онлайн.
Книга «Вечное сокровище: Заря Богоявления» представляет собой сборник из 112 кратких богослужебных слов митрополита Омского и Таврического Владимира на каждодневное литургическое Апостольское и Евангельское чтение в течение восьми (26–33) недель по Пятидесятнице. В этих проповедях святоотеческая экзегеза совмещается с современной духовно-нравственной проблематикой, преломляясь через личный многолетний опыт архипастырского служения автора. Книга предназначена для самого широкого православного читателя.
Об этом, в частности, шла речь в сегодняшнем Апостольском чтении (1 Тим. 4, 4–8), предложенном Святой Церковью для нашего поучения.
Апостол Павел пишет: Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.
Иудеи придерживались очень многих условностей и ограничений, часть из которых была дана для них Богом через Моисея, а многое иудейские учителя сами предписали своему народу, введя в обязательное исполнение – как закон, без которого, как считали они, невозможно было быть оправданным перед Богом и войти в Царство Божие.
Но постепенно, руководимые одними лишь плоскозаконническими побуждениями, они извратили сам смысл закона Моисея, ибо стали ревностно служить не духу, а букве закона, возлагая на плечи соплеменников неудобоносимые и тяжкие бремена в ущерб истинной вере в Бога. Они подменили вероисповедание усложненной обрядностью и установленными не столько Богом, сколько человеками традициями. Многое из Моисеева закона, где говорилось о пищевых и иных ритуальных запретах, но в чем содержался глубокий таинственный и нравственный смысл, они стали толковать буквально, боясь зла в том, в чем никакого зла и не было, но настоящего зла в себе не видя.
В гармонично же созданном Творцом мире ничто не предосудительно и не лишено Божественного общения и любви, ибо сотворено не человеческим несовершенным мудрованием, а высшей премудростью Божией, недоступной для нашего понимания. И мы можем с уверенностью говорить о том, что зло не имеет своего самостоятельного бытия, ибо Богом не содеяно, но пришло вместе с грехом, совершенным ангелами и людьми; грех это и есть настоящее зло и состоит в уклонении свободной воли разумных существ (ангелов и людей) от добра – от исполнения Божией воли.
Когда люди научились грешить, они вступили на путь погибели. И зло, пленив человеческую душу, стало затмевать первозданную Божественную красоту в человеке, образ Божий, по которому мы все созданы Вседержителем; а подобие Божие, состоявшее в добродетелях, исчезло.
Когда же грех начинает иметь над человеком всепобеждающую власть, то он, естественно, начинает довлеть и над всеми человеческими мыслями, чувствами и поступками… Вот это-то и есть настоящая скверна.
Но разве Богу угодно, чтобы Его любимое творение пребывало в грязи и скверне греховной, чтобы оно все более увязало в пучине нераскаянного беззакония? Конечно же, нет. Небесный Отец наш, как и всякий любящий отец, заботится о Своих чадах и, конечно, скорбит о совершаемых нами согрешениях.
Между тем что толку называть что-то чистым или нечистым, придерживаться каких-то условностей и предписаний, если нет в душе главного – любви к Богу, страха Божия, желания самоотверженно послужить Господу и ближним?! Это-то и есть обличавшееся Господом фарисейство – мнимая и мнящая о себе праведность.
Святитель Василий Великий писал: «Достойным смеха показалось мне, что некто дал обет воздерживаться от свиного мяса. Поэтому благоволи научить их, чтобы удерживались от невежественных зареканий и обетов. Между тем дозволь, чтобы употребление почиталось безразличным, ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением. Почему и обед достоин смеха, и воздержание не необходимо».
Другими словами, не нечистой пищи мы должны бояться, а нечистой похоти, страстных и пагубных своих желаний, оскверненных мыслей и недобрых поступков. Когда же одна приманка пищи является для нас причиной совершения греха, то искажается здоровый и добрый дар Божий, ибо все ниспослано нам Творцом для блага и по великой милости.
Святитель Иоанн Златоуст говорил, что в своем Послании апостол Павел «…высказывает две главные мысли: во-первых, что нет ни одного создания, которое было бы скверно; во-вторых, что если бы что-нибудь и было скверно, то ты имеешь против этого врачевство – осени это знамением Креста, возблагодари, воздай славу Богу, и всякая нечистота исчезнет».
Животворящим Крестом Господним мы не только искуплены от греха и смерти. В нем – величайшая сила нашей веры, надежды, любви и Божиего благодарения. Перед ним отступают всякая нечистота и всякая скверна.
Вся наша благость в Боге! Все наше достояние в Боге! И в Боге же вся наша жизнь – временная и вечная! Так как же не воздать за то Творцу искреннее и истинное благодарение?
Из слова апостольского следует, что не по природе своей созданное Богом бывает нечисто, но по нашему дерзновенному произволению, злонравию и эгоистическому волеизъявлению, по нарушению Божественных заповедей и греховному поведению. Мы сами создаем себе проблемы, которых, право же, могло бы и не быть, если бы сильнее верили и больше доверяли Господу, а не пытались строить жизнь по своей несовершенной самости, если бы внимательно слушали слово Божие, усердно и плодотворно наставляющее нас в Божественной истине.
Но мы, как правило, к сожалению, всегда заняты своими земными проблемами. У нас не находится времени поразмышлять о духовном, что, по сути, есть главное для нас. Бесцельно проводя часы и минуты нашей драгоценной жизни, дарованной Богом для трудов праведных, мы погрязаем в каких-то мелочах, копаемся во временном и суетном, упускаем основное и вечное.
Возвращаясь к мнимой иудейской обрядности, святитель Иоанн Златоуст пояснял: «Неужели и свиное мясо не нечисто? Нисколько, когда вкушаешь его с благодарением, с крестным знамением; равным образом и все прочее не бывает нечисто. Нечисто произволение, которое не благодарит Бога».
Пища питает лишь тело, поддерживает в нас жизнь физическую, дает возможность для полноценного функционирования организма. Но нашей душе необходимо другое. Слова Божественной истины. А еще – Божественная любовь, милосердие, сострадание, правильные духовные устремления.
Апостол Павел наставляет Тимофея как епископа, ревностного пастыря Церкви Христовой: Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
Духовный наставник всегда идет впереди своих учеников, вразумляя их стойкостью веры, вдохновенной проповедью и примером собственной благочестивой жизни.
Добродетель является пищей для души, благодаря которой в человеке укореняются и плодотворно действуют – терпение, смирение, справедливость, кротость, стремление к благостному воздержанию и многое другое, необходимое для духовной жизни.
Ведь даже и Сам Господь говорит: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4, 34).
Апостол Павел далее пишет: Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии.
Бабьими баснями называет Павел иудейское перетолкование закона, основанное на человеческих измышлениях.
Святитель Иоанн Златоуст пояснял: «О каких баснях здесь говорит Павел? Об иудейских вычислениях и наблюдениях? И их называет баснями? Да, или потому, что они измышлены, или потому, что несвоевременны. Что благовременно, то полезно; то же, что не вовремя, то не только не полезно, но и вредно». То есть ветхозаветный закон потерял ныне свою силу и значение в связи с пришествием Христа и установлением христианства.
Впрочем, святитель Феофан Затворник допускает, что речь может идти и о языческих мифах (про прелюбодеяния и иные деяния так называемых богов), и об учении гностиков.
Павел призывает Тимофея упражнять себя в благочестии. Что означает этот апостольский призыв? По словам святого Феофана Затворника, «Благочестием называет апостол жизнь в духе веры христианской». Понятие благочестия всеобъемлюще и вмещает в себя как христианское учение, так и христианскую жизнь по заповедям и повелениям Божиим. Под упражнением же подразумевается аскеза, подвижничество. Потому упражняй себя — «то же значит, что: не пропускай ни одного случая, в коем можешь совершить дело по духу своей веры, или даже и более: изыскивай такие случаи, чтобы поскорее утвердиться в делах по вере нашей и потом уже без труда являть себя пред Богом и человеками делателем непостыдным (ер. 2 Тим. 2, 15). Опыт уже показал, что такое упражнение себя необходимо для стяжания совершенства в жизни, – и упражнение всестороннее, то есть и в том, как вести внешние свои дела, или держать свое поведение, и в том, как держать в порядке внутри возникающие разнообразные движения. Ревностное упражнение в том и другом всегда увенчивается успехом, – то есть навыком в угодной Богу жизни, и внутренней и внешней. Само собой это совершенство не приходит: надо обучать себя. Так у всякого верующего, тем паче у пастыря верных. Почему и святому Тимофею не излишне было сказать: упражняйся в благочестии».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вечное сокровище. Заря Богоявления"
Книги похожие на "Вечное сокровище. Заря Богоявления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Митрополит Владимир (Иким) - Вечное сокровище. Заря Богоявления"
Отзывы читателей о книге "Вечное сокровище. Заря Богоявления", комментарии и мнения людей о произведении.