» » » » Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие


Авторские права

Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Этические основы социальной работы. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Этические основы социальной работы. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Этические основы социальной работы. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа». В пособии раскрываются аксиологический потенциал и историко-культурная динамика социальной работы как социально-помогающей деятельности и профессии, представлены ценностно-нормативные основы профессионального взаимодействия субъектов социальной работы, специфика профессионального взаимодействия в поликультурной среде российских регионов. Особое внимание уделяется тезаурусу дисциплины, отраженному в ее ключевых понятиях. Представленный в пособии практикум включает этические дилеммы, вопросы для обсуждения, ситуационные задачи и другие задания, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих успешно выполнять функции социальной работы как социально-помогающей деятельности. Учебное пособие рекомендовано студентам, аспирантам, преподавателям и практическим работникам социальной сферы.






Коллективные объекты социально-помогающей деятельности — те группы людей, которым свойственно использовать средства помощи для передачи их в преобразованном виде индивидуальным объектам и которые способны возмещать общественные затраты за счет повышения эффективности социально-помогающей деятельности в обществе.

К ним относятся:

малообеспеченные:

– семьи. Испытывают потребности в материальной помощи, информационной поддержке, в постороннем уходе для нетрудоспособных членов;

занимающиеся социально-значимой деятельностью:

– общественные организации. Нуждаются в материальной помощи, среди которых предпочитают устойчивые источники, юридической и информационной поддержке;

– временные коллективы, выполняющие социально значимые проекты. Нуждаются в информационной и юридической поддержке, в деятельности волонтеров;

– учреждения социального обслуживания. Испытывают финансово-экономические проблемы, нуждаются в юридической поддержке, деятельности волонтеров.

Можно утверждать, что объекты социально-помогающей деятельности присутствуют во всех обществах. Постоянно происходит трансформация сущности и потребностей объектов социально-помогающей деятельности в зависимости от социально-экономической и социально-политической ситуации в обществе. Потребности людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, диктуют введение новых и разнообразных форм предоставления помощи, что ведет за собой соответствующую трансформацию субъектов социально-помогающей деятельности, норм и правил взаимодействия меду всеми участниками социальной помощи.

В отличие от других форм социального содействия социальная работа – двустороннее взаимодействие. Социальный работник должен учитывать мнение и возможности клиента, опираться на его ресурсы, организовывать и побуждать клиента на принятие собственных решений по выходу из трудной жизненной ситуации.

2.2. Семья как объект и субъект социальной работы

Семье по праву принадлежит специфическая субъектная роль, так как она является посредником и ретранслятором социальной помощи от государства (общества) к отдельным гражданам.

Семья – это открытая система, подверженная внешним воздействиям. На современную семью, ее социально-психологический микроклимат оказывают влияние внешние и внутренние факторы (Л. Б. Шнейдер). К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности семейных партнеров: интеллектуальные, характерологические и социально-психологические особенности супругов и др. К внешним факторам относятся совокупность материальных и духовных условий, где важнейшим является система социальной защиты населения, базирующаяся на демократических ценностях и нормах жизнедеятельности общества и индивида в нем.

Особенностью семьи как коллективного получателя социальной помощи является отсутствие четких и гарантированных правил распределения помощи среди членов семьи, недостаток методов и приемов мобилизации членов семьи на выполнение коллективной функции. По этой и другим причинам помощь семье выражается в виде помощи отдельным ее членам (ребенку, инвалиду, пожилому человеку) с одновременным ожиданием того, что остальные члены семьи (мать, бабушка) будут выполнять функции по-волонтерски.

Особое значение для оценки возможности помощи семье как клиенту социальной работы, выявления особенностей профессионального взаимодействия (этических норм взаимодействия и общения) с семьей и ее отдельными членами имеет готовность семьи к решению собственных проблем в тесном сотрудничестве с профессионалом. В связи с этим в деятельности социального работника особое значение придается процессу выявления типа внутрисемейных взаимоотношений, готовности семьи (ее отдельных членов) взаимодействовать с социальным окружением (социальная позиция семьи).

Наиболее полно современные типы и виды семей характеризует следующая типология, предусматривающая выделение четырех категорий семей.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в помощи социального работника, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к изменяющимся условиям жизни. В случае возникновения проблемы им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные и снижающие адаптивные способности этих семей. Чаще всего в категорию таких семей включают:

1) семьи беженцев и вынужденных переселенцев;

2) малообеспеченные семьи;

3) семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе инвалида), в которых на одного работающего приходится более одного иждивенца;

4) семьи, воспитывающие детей-инвалидов;

5) неполные семьи;

6) семьи военнослужащих срочной службы;

7) опекунские семьи.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на семью функциями, их адаптивные способности существенно снижены. В зависимости от характера проблем специалист по социальной работе с семьей оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях родители (или один из них) ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. Социальный работник сотрудничает с этими семьями в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

В процессе взаимодействия с семьей профессионал должен учитывать социальную позицию семьи и ее отдельных членов, отражающую желание семей (отдельных членов семьи) решать свои проблемы, взаимодействовать с профессионалами. К таким позициям относятся ученые (Т. Ф. Золотарева, М. Р. Минингалиева) относят следующие:

Позитивная позиция: члены семьи в основном всегда спокойные, позитивно относятся к жизни, активны, открыты к общению, стремятся помогать другим, из своих проблем трагедии не делают, настроены на активное сотрудничество с социальным работником, верят в то, что получат разрешение своих проблем (наиболее редко встречающаяся позиция).

Зависимая позиция: члены семьи не очень доверяют себе, пассивны, слабовольны, чувствуют себя несчастными и обиженными, ждут помощи, уверены, что разрешение их проблем находится вне семьи.

Защитная позиция: члены семьи не стремятся к сближению с другими людьми, в том числе и со специалистом по социальной работе, замкнуты, скрывают свои чувства, с трудом идут на контакт, тяготятся тем, что вынуждены обращаться за помощью к специалисту.

Враждебная позиция: члены семьи настроены агрессивно, никому не верят, специалисту по социальной работе не доверяют, не хотят пускать в свою семью, посвящать в семейные проблемы, часто конфликтны, нередко ведут аморальный образ жизни (чаще всего такие семьи относятся к асоциальному типу).

Позиция, враждебная к себе и собственной жизни: члены семьи пассивные, склонные к депрессии, без интересов и инициатив, в помощь не верят, жизнь оценивают как неудавшуюся (чаще всего это семьи, пережившие сильное потрясение, стресс или имеющие в своем составе тяжелого больного, наркомана или алкоголика).

Социально-психологическая характеристика современных семей позволяет социальному работнику выделить специфику работы с той или иной семьей, найти конструктивные способы взаимодействия с отдельными ее членами, выделить этические принципы и нормы профессионального поведения в процессе решения социальных проблем семьи как целостного социального института.

Среди центральных позиций в современной системе социальных отношений между обществом и гражданами (группой), нуждающимися в социальной помощи, выделяются прежде всего следующие:

– право индивидов на поддержку со стороны государства и общества в тех случаях, когда они сталкиваются с жизненными трудностями и не могут их решить из-за отсутствия или недостатка ресурсов жизнедеятельности;

– право на уважение собственного человеческого достоинства;

– право на реализацию своих потенциальных возможностей;

– право на самоопределение в той мере, в какой это не создает угрозы собственной личности или окружающим и др.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Этические основы социальной работы. Учебное пособие"

Книги похожие на "Этические основы социальной работы. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Горлова

Елена Горлова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Этические основы социальной работы. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.