» » » » Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие


Авторские права

Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Этические основы социальной работы. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Этические основы социальной работы. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Этические основы социальной работы. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа». В пособии раскрываются аксиологический потенциал и историко-культурная динамика социальной работы как социально-помогающей деятельности и профессии, представлены ценностно-нормативные основы профессионального взаимодействия субъектов социальной работы, специфика профессионального взаимодействия в поликультурной среде российских регионов. Особое внимание уделяется тезаурусу дисциплины, отраженному в ее ключевых понятиях. Представленный в пособии практикум включает этические дилеммы, вопросы для обсуждения, ситуационные задачи и другие задания, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих успешно выполнять функции социальной работы как социально-помогающей деятельности. Учебное пособие рекомендовано студентам, аспирантам, преподавателям и практическим работникам социальной сферы.






В этот период отношение к благотворительности как социальному явлению было свойственно многим государственным лицам и частным благотворителям. Основу благодеяния составляла необходимость соответствия традиционным нормам, базирующимся на христианской философии «деятельной любви во имя спасения своей души» (С. Зеньковский), способствующая усилению политических позиций правителя.

Несмотря на попытки развития государственной системы призрения, ведущими субъектами социально-помогающей деятельности оставались сельская община и церковь (приход и монастырь). Именно христианская идеология определяла общественные ценности и нормы жизнедеятельности, формируя альтруистическое поведение индивидуального («нищелюб», благотворитель, церковнослужащий и др.) и коллективного (община, церковь, государство и др.), субъектов социально-помогающей деятельности.

Основной функцией деятельности остается адаптивная или приспособительная, обеспечивающая процесс социализации индивида (социальной группы). Именно в этот период развития социально-помогающего труда просматривается функция сохранения и воспроизводства ценностей помогающего поведения как социальной нормы, развивающейся в конкретных ментальных условиях. Являясь регулятором жизнедеятельности русского общества в целом и личности в частности, менталитет определял формы и специфику формировавшейся в России системы социальной защиты населения. Формирующиеся культурные традиции этнических групп определяли систему жизнедеятельности и нормы поведения помогающего субъекта.

Формирование ментальных особенностей национального института социальной защиты населения в России соотносятся с указом Петра I, на законодательном уровне происходит формирование основных подходов к организации государственного призрения, определяются его субъекты (государство, церковь, нищелюбцы), складываются механизмы взаимодействия между субъектом социально-помогающей деятельности и теми группами, которые попадают под опеку и защиту государства. В основе взаимоотношений между субъектами и объектами призрения закрепился принцип «дара – отдара» или «ты – мне, я – тебе», сложившийся в архаический период развития социально-помогающей деятельности. Это четко определяло позиции государства как ведущего субъекта деятельности, оказывающего помощь прежде всего, тем, кто служил ему и по ряду причин (увечье, старость, инвалидность и др.) не мог самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность.

Характерными особенности социально-помогающей деятельности на этапе формирования системы государственного призрения является трансформация коллективного (государство и его социальные институты) и индивидуального (благотворители, меценаты, деятели различных общественных организаций) субъекта социальной помощи. Направленность деятельности определяет и требования к личности ее субъектов, процессы интериоризации и экстериоризации ценностей и норм социально-помогающей деятельности.

На данном этапе общественного развития четко прослеживаются все основные функции деятельности. Наиболее ярко просматривается функция нормативно-регулятивная, обеспечивающая формирование в России государственного института призрения, развивающаяся на традиционных нормах и ценностях социально-помогающей деятельности и включающая формирование различных социальных институтов государственного призрения и частной благотворительности.

На рубеже веков (XIX–XX вв.) российская система включала государственное, общественное призрение, а также частную благотворительность. В сельской местности достаточно большая доля отводилась общинной и церковной помощи. К этому времени четко выделились основные субъекты социально-помогающей деятельности: государство, общественные благотворительные организации, частные лица (отдельные общественные деятели, купцы, меценаты и др.), церковь (прежде всего приход), сельская община.

Ведущим мотивом филантропических поступков общественных благотворителей, простых людей, подававших милостыню, оставалось следование христианским ценностям, церковным заповедям милосердия и человеколюбия. Совершенно очевидно, что, помимо богатства и честолюбия, стремления выделиться, заслужить милость двора, главным источником, определявшим размах меценатства и благотворительности, оставались внутренние побуждения российских жертвователей, обусловленные религиозным воспитанием, социокультурными особенностями Российской империи конца XIX в.

Базовые функции деятельности наполняются новым содержанием. Более четко просматривается функция сохранения и воспроизводства ценностей социально-помогающей труда, а также нормативно-регулятивная, обеспечивающая формирование в России национального института социальной защиты населения, включавшего на рубеже веков государственное, общественное и частное призрение, отражающее традиционные формы поддержки и нормы социального поведения (альтруистическое поведение).

Советский период развития отечественной системы социальной защиты населения (1917–1991 гг.) детерминирован экономическими, политическими и социокультурными изменениями, трансформировавшими ценностно-нормативное содержание социально-помогающей деятельности, психологию ее субъекта.

На смену системы общественного призрения приходит модель государственного патернализма. Происходит трансформация идеологических основ социальной поддержки. Основы практики социальной поддержки перестраивались в соответствии с марксистко-ленинскими установками понимания социальных процессов. Государство становится ведущим и практически единственным субъектом социальной поддержки. Приоритеты в развитии государственной системы социального обеспечения отодвигают вначале на второй план, а затем полностью исключают благотворительность как форму поддержки, а ее субъекта как активного участника социально-помогающей деятельности.

Вместе с тем особенности коллективных ценностей и норм жизнедеятельности россиян (взаимопомогающее поведение, альтруизм как личностное качество и норма поведения и др.) продолжали определять поступки и общую направленность деятельности, отражая ментальные характеристики функций социально-помогающего труда в России.

1.2. Роль этнической культуры в формировании ценностно-нормативного содержания социально-помогающей деятельности

Этническая культура основана на ценностях, связанных с разнообразными потребностями и интересами представителей конкретной социокультурной (этнической) группы, имеет широкие возможности для социализации и культурной самореализации личности. Этнокультурные ценности как структурные компоненты культуры (языковый, соционормативный, этнопсихологический, компонент материальной культуры) характеризуют качественную системную определенность этноса и выполняют этноинтегрирующую и этнодифференцирующую функции этнической культуры; ценности и нормы этнической культуры находятся в тесной взаимосвязи; являясь своего рода защитным механизмом, этническая культура способствует выживанию этнических групп; этническая культурная традиция представляет собой один из важнейших механизмов поддержания, сохранения и устойчивости норм, ценностей, образцов поведения, а также специфики этнокультурного опыта в целом.

Этико-аксиологический потенциал этнической культуры заложен в содержании ее структурных компонентах (языковый компонент, компонент материальной культуры, соционормативный компонент, этно-психологический компонент) (Т. А. Сафронова).

Языковой компонент является особой формой отражения действительности и специфическим фактором интегрированности этноса, через которую структурируется система моральных ценностей и идеологических установок в обществе.

Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек, – это важнейший элемент культуры общения в деятельности социального работника. Выполняя функциональные обязанности, он не только должен учитывать специфику этических норм общения в конкретном многонациональном регионе в своей профессиональной деятельности, но, используя гуманистический потенциал этики общения различных этнических культур, развивать и обогащать культуру межнационального общения, этические нормы взаимоотношений.

Этнопсихологический компонент отражает установки людей относительно внутри- и межнационального общения и играет важную роль в процессе культурного взаимодействия. Изучение данного компонента позволяет специалисту учитывать стереотипы поведения представителей различных этносов и их влияние на жизнедеятельность как отдельного члена общества, так и этнической группы в целом. Данный компонент является ярким примером взаимообусловленности и тесной связи всех выделенных компонентов этнической культуры. Он вытекает из предыдущего (языкового) и находит свое продолжение в последующем (материальном) компоненте.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Этические основы социальной работы. Учебное пособие"

Книги похожие на "Этические основы социальной работы. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Горлова

Елена Горлова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Этические основы социальной работы. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.