» » » » Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие


Авторские права

Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Этические основы социальной работы. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Этические основы социальной работы. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Этические основы социальной работы. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа». В пособии раскрываются аксиологический потенциал и историко-культурная динамика социальной работы как социально-помогающей деятельности и профессии, представлены ценностно-нормативные основы профессионального взаимодействия субъектов социальной работы, специфика профессионального взаимодействия в поликультурной среде российских регионов. Особое внимание уделяется тезаурусу дисциплины, отраженному в ее ключевых понятиях. Представленный в пособии практикум включает этические дилеммы, вопросы для обсуждения, ситуационные задачи и другие задания, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих успешно выполнять функции социальной работы как социально-помогающей деятельности. Учебное пособие рекомендовано студентам, аспирантам, преподавателям и практическим работникам социальной сферы.






Компонент материальной культуры отражает сферу жизнедеятельности людей, относящуюся к социально-организованному удовлетворению их витальных потребностей. В процессе адаптации этноса производственная сфера приобретает специфические черты, приспособленные к определенным условиям существования. Этническая общность начинает занимать свою собственную трудовую нишу в хозяйственной структуре страны, которая в значительной степени базируется на стереотипе поведения в экономической области. Специфика трудовой деятельности оказывает воздействие на общественные и семейно-бытовые формы культуры, психологию и ментальные характеристики личности, нормы поведения и всей системы жизнедеятельности человека (социальной группы).

Соционормативной компонент этнической культуры детерминирует и регулирует человеческое поведение через групповой социальный опыт, аккумулированный поколениями людей. Это институты религии, права, морали; обычаи, ритуалы, фольклор и различные социальные структуры. Они выполняют общие социальные и этнокультурные функции как средства стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и их последующего воспроизводства в жизни новых поколений.

Регулятивно-профилактическая деятельность основана на знаниях ценностно-нормативного содержания конкретной этнической культуры, аккумулируемых в ее соционормативном компоненте.

Базовые (вневременные) характеристики личности субъекта социально-помогающей деятельности

Для всех без исключения периодов социально-типологическими характеристиками «человека помогающего» являются следующие:

– альтруизм – система ценностных ориентаций личности, при которой центральный мотив и критерий нравственной оценки – это интересы другого человека или социальной общности;

– моральность — высокая честность, порядочность, совестливость – осознаваемая мораль;

– рациональный самоконтроль – способность здраво оценить ситуацию, контролировать свое поведение и эмоции;

– актуальная энергия – жизнерадостность, оптимизм, стремление к активности;

– интеллект – прозорливость, высокое развитие познавательных способностей, эрудированность.

Эти качества становятся базовыми «вневременными» личностными характеристиками, позволяющими принять ценности и нормы социально-помогающего труда, развивающиеся в конкретном социокультурном пространстве и времени.

Проблемы для обсуждения

1. Архаический период развития национальной системы социальной защиты населения в формировании ценностной системы жизнедеятельности человека.

2. Обычаи, обряды и их роль в развитии взаимоотношений в древнерусском государстве.

3. Принципы нравственного регулирования коллективного поведения и индивидуального поступков субъектов социальной помощи.

4. Духовность как нравственная основа философии поступка «человека помогающего».

5. Этническая культура и ее ценностно-нормативное содержание.

6. Этические ценности культурных традиций российских народов.

7. Характерные особенности российского менталитета и система ценностей социальной работы.

Литература

Основная

1. История социальной работы: учебник / под ред. В. И. Жукова. М., 2011.

2. История социальной работы: документы и практикумы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / сост. М. Н. Коныгина и др. М.: «Дашков и К°», 2011.

3. Фирсов М. В. История социальной работы: Для бакалавров высших учебных заведений. М., изд. «КноРус», 2012.

Дополнительная

1. Антология социальной работы в России. В 5 т. / сост. М. В. Фирсов. М., 1994. Т I.

2. Антология социальной работы в России и на Ставрополье в 3 выпусках / сост. М. Н. Коныгина, Т. Ф. Маслова и др. Ставрополь, 2002, 2004, 2006.

3. Коныгина М. Н. Отечественный опыт социально-помогающей деятельности в формировании национальной модели социальной работы в России / М. Н. Коныгина, Н. П. Клушина // Социальная работа: Традиции и инновации. Вып. I. М., 2006. 133 с. С. 24–31.

2. Аксиологический потенциал социальной работы как социально-помогающей деятельности

2.1. Ценностная сущность социальной работы

В обществе те или иные события (явления, предметы) в определенной степени значимы, так как они выполняют определенную роль и функцию в жизнедеятельности человека. Значимые предметы и явления составляют мир человеческих ценностей. Категория «ценность» применима к миру человека и общества. Вне человека и общества ценность существовать не может, так как она представляет собой особый тип значимости предметов и явлений. Как наука о ценностях, аксиология включает в научный аппарат исследования понятие «ценность», аксиологическую характеристику личности (субъекта ценностных отношений) и общие аксиологические категории (значение, смысл, благо, оценка, потребность, мотивация, ценностные ориентации и отношение).

К базовым ценностям относится и социальная деятельность человека.

Слово «деятельность» появилось в русском языке сравнительно поздно – в XIX в. и употреблялось для обозначения работы, занятия кого-либо в определенной области либо для обозначения действия физических сил и органов (Ю. С. Сорокин). Наличие в слове суффикса – ность указывает на процессуальность, текущее состояние занятия, выраженного в корневой морфеме, а – тель – на активное начало этого занятия и (или) состояние свободы субъекта.

Социальность является интегративной характеристикой общества, которая проявляется в его единении и добровольном, рациональном коллективном действии (В. С. Юрасов). Социальная деятельность детерминируется интересами и потребностями сообществ и реализуется в различных сферах (экономической, политической, социальной и др.). Простейшей единицей (единичный акт) социальной деятельности, является социальное действие (М. Вебер). Социальное действие — это любое проявление социальной активности субъекта (деятельность, поведение, реакция, позиция и пр.), ориентированное на других людей.

Систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия, определяется как социальное взаимодействие.

Качественной характеристикой социального действия и взаимодействия выступает социальное поведение как внешнее выражение взаимодействия индивида, группы индивидов, общества в целом с окружающей природой и социальной средой (Дж. Мид).

Социальная деятельность сегодня понимается как совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет социальная общность (определенная группа людей) для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или с природой (В. Д. Граждан).

Важнейшим механизмом, обеспечивающим целостность и устойчивость социального развития, всегда выступала специфическая социальная деятельность (социально-помогающая деятельность), направленная на распределение и перераспределение общественных ресурсов средством оказания социальной помощи, позволяющим решать проблемы нуждающейся части населения и тем самым в определенной мере сохранить социальную стабильность и целостность. Социально-помогающая деятельность концептуально включена в структуру социальной помощи, представляя собой ее процессуальную основу. На разных этапах общественного развития процесс оказания социальной помощи принимал разнообразные формы и виды социально-помогающей деятельности (милостыня, «помочи», благотворительность, общественное призрение, социальное обеспечение, социальная работа и др.).

Действия субъекта социальной помощи, основанные на ценностях социально-помогающего труда и получившие оценку в соответствии с общественными требованиями и требованиями специфической деятельности (профессии социального работника), характеризуются как этические действия. Качественная характеристика такого действия определяется как этическое поведение субъекта социальной помощи.

Ценностная сущность социальной работы как современного вида социально-помогающей деятельности определена необходимостью гармонизации социальных отношений, основанной на восстановлении социальных функций человека.

Поиск гармонии в отношениях между обществом, государством и человеком становится одним из ведущих направлений изменения современного общественного миропонимания. Это является главной причиной институционализации социально-помогающей деятельности в ведущих мировых державах. Новый тип демократического мировоззрения определяет процесс становления национальных институтов социальной работы как показатель цивилизованности социального государства, проявления принципов демократии, социальной справедливости и гуманизма. Социальное государство сегодня становится сущностной характеристикой государственного строительства, а социальность – мерилом мировых цивилизационных процессов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Этические основы социальной работы. Учебное пособие"

Книги похожие на "Этические основы социальной работы. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Горлова

Елена Горлова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Этические основы социальной работы. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.