» » » » Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие


Авторские права

Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Этические основы социальной работы. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Этические основы социальной работы. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Этические основы социальной работы. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа». В пособии раскрываются аксиологический потенциал и историко-культурная динамика социальной работы как социально-помогающей деятельности и профессии, представлены ценностно-нормативные основы профессионального взаимодействия субъектов социальной работы, специфика профессионального взаимодействия в поликультурной среде российских регионов. Особое внимание уделяется тезаурусу дисциплины, отраженному в ее ключевых понятиях. Представленный в пособии практикум включает этические дилеммы, вопросы для обсуждения, ситуационные задачи и другие задания, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих успешно выполнять функции социальной работы как социально-помогающей деятельности. Учебное пособие рекомендовано студентам, аспирантам, преподавателям и практическим работникам социальной сферы.






– право на самоопределение в той мере, в какой это не создает угрозы собственной личности или окружающим и др.

Отношения к объекту социально-помогающей деятельности со стороны общества формируются на базе социальных ценностей, принятых в обществе, социокультурных традиций, сложившихся в конкретном социальном пространстве. Это могут быть позиции милосердия и сочувствия, выражения поддержки, как, например, в отношении пожилых людей. Но могут наблюдаться и позиции отторжения, дискриминации, как, например, в отношении наркоманов или граждан, вышедших из мест лишения свободы.

Отношения к объекту социальной помощи со стороны профессионала социальной работы должны строиться строго с позиций профессиональных ценностей, этических норм и правил профессионального поведения, сложившихся в результате развития данной профессиональной деятельности, ее ценностной и нормативно-правовой основы.

Проблемы для обсуждения

1. Объектная группа социально-помогающей деятельности.

2. Социальный работник как активный участник социальных изменений и субъект социальной помощи.

3. Характеристика индивидуального и коллективного объекта социально-помогающей деятельности.

4. Семья как объект и субъект социальной помощи.

5. Функции современной семьи как субъекта социальных отношений.

6. Социально-психологическая характеристика современных семей как объект и субъект социальной помощи.

Литература

Основная

1. Анцупов, А. Я. Социально-психологическая оценка персонала: учеб. пособие / А. Я. Анцупов, В. В. Ковалев. М.: Юнити-Дана, 2012.

2. Платонова Н. М. Теория и методика социальной работы: учебник. М., изд. центр «Академия», 2011.

3. Шмелева Н. Б. Введение в профессию «Социальная работа»: учебник. М.: Дашков и К°, 2012.

Дополнительная

1. Коныгина М. Н. Личность субъекта социально-помогающей деятельности: монография. Ставрополь: Сервисшкола, 2006.

2. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. М.: Дашков и К°, 2012.

3. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учеб. пособие. М.: Дашков и К°, 2012.

4. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учеб. пособие. М.: Дашков и К°, 2012.

РАЗДЕЛ II. ЭТИКО-АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Второй раздел посвящен рассмотрению историко-культурной динамики ценностей социально-помогающей деятельности, их влиянию на формирование национальной системы социальной защиты населения в России, развитие культурных традиций государственной и общественно социальной помощи, формирование базовых (вневременных) характеристик личности субъекта социально-помогающей деятельности.

1. Историко-культурная динамика ценностных оснований социально-помогающей деятельности

1.1. Ценностно-нормативные основы социально-помогающей деятельности на разных этапах социального развития

Ценностно-нормативные основы социально-помогающей деятельности на ранних этапах социального развития складывались в контексте социально-экономических и геополитических процессов, детерминировавших социокультурное развитие общества.

Архаический период (с древнейших времен до начала X в.) является определяющим в формировании ведущих норм жизнедеятельности человека. Важнейшие ценности, определявшие мотивы поведения первобытных людей, были направлены на защиту индивида в системе рода и племени. Первобытно-общинные формы взаимопомощи (культовые, общинно-родовые и хозяйственные) стали охранным механизмом формирующегося социума и детерминантой этико-аксиологической направленности и функциональной предопределенности социально-помогающей деятельности в России.

Человеколюбие, незлобивость, открытость души, природное гостеприимство древних славян формировались под влиянием основных видов их деятельности – хлебопашества, скотоводства, ремесленничества, а также затянувшегося дольше, чем у других народов, родового общественного устройства (В. О. Ключевский). Этому способствовала и сама среда обитания, те географические и природно-климатические условия, в которых они находились в результате естественно-исторических процессов передвижения и расселения народов.

Архаический период социально-помогающей деятельности в достаточной мере отражает сведения о коллективном субъекте социальной поддержки. Это было связано с тем, что вне общины первобытный человек существовать не мог и, как следствие, воспринимал и реализовывал себя через родоплеменные и общинные нормы (табу, обычай, традиция) жизнедеятельности (М. В. Фирсов). Помогающее альтруистическое поведение общинников становится нормой социально-помогающей деятельности, определяющей содержание ее этико-аксиологической компоненты. Именно архаический период общественного развития является базовым в становлении ведущих норм, регулирующих жизнедеятельность общества, ценностно-нормативную основу социальной помощи.

Этико-аксиологический компонент социально-помогающей деятельности просматривается в ее функциях, сложившихся на раннем этапе развития национальной системы социальной защиты населения, к которым относятся следующие:

1. Поддерживающая функция, характеризующаяся тем, что внутри рода существовала взаимная обязанность в материальной помощи, защите, отмщении обид. Каждый знал, что на защиту потерпевшего станет весь род.

2. Адаптивная, или приспособительная, функция, отражающая поведение общинников, которое было направлено на сохранение родового пространства, позволявшего существовать индивиду и быть защищенным сильным обществом, так как вне рода человек существовать не мог.

3. Функция сохранения и воспроизводства ценностей социально-помогающей деятельности, отражающих социальное поведение общинников, при котором традиционные нормы архаических форм поддержки и защиты родового пространства (сезонные и внесезонные помочи, толоки, вдовьи помочи и др.) передавались из поколения в поколении как социокультурный опыт социально-помогающей деятельности.

Формирование милосердия и сострадания как религиозно-идеологических ценностей в системе социальной защиты населения соотносится с христианизацией славянского мира, которая наполнила всю систему жизнедеятельности новой философией, основанной на «деятельной любви к ближнему». Общественная система взаимопомощи, в основе которой с архаического периода закрепился принцип «ты – мне, я – тебе», дополняется новым христианским мировоззрением, базирующимся на принципиальном подходе к реципиенту с позиции «я – тебе». К общине, остававшейся основным коллективным субъектом поддержки и защиты социально ущербных групп (старцы, вдовы, сирые, калики, убогие и др.), постепенно добавляются новые – князь с дружиной и церковные институты (приход, монастырь). Изменяются и содержание социально-помогающей деятельности, ее направленность и ценностные нормативы. К ведущему коллективному субъекту общине добавляется церковь.

В период с X по XIII в. христианская идеология, наполняя новым смыслом содержания социально-помогающей деятельности, формирует общие подходы к поведению и действию ее субъекта (князь и дружина, священнослужители, «нищелюбы», частные благотворители и др.), основанные на принципах христианского милосердия, человеколюбия и деятельной любви ближнего. Забота о сирых, убогих, старцах, немощных и других ущербных группах становится обязательной нормой поведения, определяющей личностные поступки субъекта помощи, требования к его поведению.

Сущность христианской идеологии как социально-психологического механизма общественного развитии выражалась в том, что институт церкви превращается не только в носителя новой государственной идеологии, но и механизмом формирования нового ценностно-нормативного содержания помогающей деятельности, изменения сознания ее субъекта. Христианская идеология и философия привносит новое осмысление деятельности ее субъектами, трансформирующее нормативно-регулятивную функцию социальной помощи. Табу традиционных норм поведения, стереотипные обычаи дополняются нравственным осознанием и свободным выбором субъектами своих действий и поступков, мотивированным желанием помочь ближнему.

Ценностно-нормативное содержание системы государственного призрения, общественной благотворительности и частной практики помогающей деятельности соотносится с этапом развития национальной системы социальной защиты населения, характеризующимся постепенным усилением государственной власти в деле призрения и благотворительности. Понимая важность развития социальной помощи на государственном уровне, русские цари пытались регламентировать церковную благотворительность, определяя механизм приходской и монастырской поддержки, категории призреваемых людей (больные, калики, старые вдовы, сирые и др.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Этические основы социальной работы. Учебное пособие"

Книги похожие на "Этические основы социальной работы. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Горлова

Елена Горлова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Этические основы социальной работы. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.