» » » » Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие


Авторские права

Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Этические основы социальной работы. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Этические основы социальной работы. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Этические основы социальной работы. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа». В пособии раскрываются аксиологический потенциал и историко-культурная динамика социальной работы как социально-помогающей деятельности и профессии, представлены ценностно-нормативные основы профессионального взаимодействия субъектов социальной работы, специфика профессионального взаимодействия в поликультурной среде российских регионов. Особое внимание уделяется тезаурусу дисциплины, отраженному в ее ключевых понятиях. Представленный в пособии практикум включает этические дилеммы, вопросы для обсуждения, ситуационные задачи и другие задания, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих успешно выполнять функции социальной работы как социально-помогающей деятельности. Учебное пособие рекомендовано студентам, аспирантам, преподавателям и практическим работникам социальной сферы.






Поиск гармонии в отношениях между обществом, государством и человеком становится одним из ведущих направлений изменения современного общественного миропонимания. Это является главной причиной институционализации социально-помогающей деятельности в ведущих мировых державах. Новый тип демократического мировоззрения определяет процесс становления национальных институтов социальной работы как показатель цивилизованности социального государства, проявления принципов демократии, социальной справедливости и гуманизма. Социальное государство сегодня становится сущностной характеристикой государственного строительства, а социальность – мерилом мировых цивилизационных процессов.

Базовые принципы развития национальных институтов социальной работы базируются на подходах, отражающих «социальное равенство» или «социальную справедливость».

Принцип социального равенства является основополагающим во взаимоотношениях между государством и личностью, которые строятся по социалистическому типу, предполагающему первостепенную роль государства в поддержании общественной солидарности, где главной задачей выступает государственное обеспечение всех групп населения в течение жизненного цикла. Этот тип предполагает большую степень патернализма в системе взаимоотношений «государство – личность», где государство берет на себя ответственность за решение социальных проблем, дает индивиду чувство социальной защищенности, стабильности, гарантирует равный минимум социальных благ, при этом ограничивая его экономическую, политическую и социальную свободу.

Принцип социальной справедливости предполагает минимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы и реализацию принципа личной ответственности и индивидуализма, основными чертами которого являются уважение личности как таковой, т. е. признание абсолютного приоритета взглядов и пристрастия человека к его собственной сфере деятельности, а также убеждение в желательности развития индивидуальных дарований и наклонностей. В этом случае экономическая свобода индивида дополняется политической и равенством стартовых возможностей. Приоритет отдается активности людей в гражданском обществе, основная роль в системе социальной работы принадлежит общественным организациям и объединениям, имеющим большое значение в реализации социальной политики.

Современные социальные государства в своем развитии ориентируются на принцип «социальной справедливости», определяющий развитие «общества всеобщего благосостояния». Главной ценностью общественного развития здесь выступает человек, а социальная работа средством достижения этой цели.

2.2. Аксиологическая основа социальной работы как социально-помогающая деятельность и профессия

Социальная работа как социальный институт включает профессиональную и непрофессиональную деятельность. Основное отличие профессиональной и непрофессиональной социальной работы заложено в характеристике ее субъектов. Непрофессиональная социальная работа, включающая в систему субъектов социально-помогающей деятельности представителей общественных и религиозных организаций, добровольных помощников, волонтеров, благотворителей, меценатов и других, предъявляет к ним прежде всего требования, связанные с определенной личной жертвенностью, временем, средствами и т. д., возможностью участия в решении социальных проблем, чувствами сострадания и сопереживания. В отличие от профессиональной деятельности она не накладывает правовой ответственности, т. е. субъекты не несут специальной профессионально-правовой ответственности в процессе социально-помогающей деятельности. Эта деятельность регламентирована нравственными устоями общества и основана прежде всего на системе ценностей ее субъекта (общественных деятелей, добровольцев, благотворителей и др.).

Деятельность профессионалов регламентируется должностными обязанностями, отраженными прежде всего в профессиональном кодексе социального работника.

Функции аксиологической компоненты социальной работы

К базовым функциям аксиологической компоненты относятся:

– основополагающая (основой жизнедеятельности общества и человека в нем являются общечеловеческие ценности: жизнь человека, добро, справедливость, честность, признание высших ценностей и др.);

– смыслообразующая (идеальное соотношение общественного смысла социальной работы и личностного смысла, удовлетворяющего потребности субъекта социально-помогающей деятельности как профессионала и личности);

– структурообразующая и целеполагающая функции (соподчинение всех структурных компонентов социальной работы (цели, задачи, направления, функции и др.) идеалам социальной работы как социально-помогающей деятельности).

Функции аксиологической компоненты социальной работы заложены в базовых функциях социальной работы.

Основополагающая функция социальной работы отражает ценностный потенциал социальной работы как социально-помогающей деятельности, базирующейся на общечеловеческих ценностях (жизнь, добро, справедливость, честность, гуманизм и др.). Эта функция отражена в ее определениях национальных ассоциаций социальных работников, где социальная работа рассматривается как:

– профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам или общинам в целях усиления или возрождения их способности к социальному функционированию и созданию для этого благоприятных общественных условий (Национальная ассоциация социальных работников США);

– профессия, способствующая реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь (Международная федерация социальных работников).

Системообразующая и смыслообразующая функции аксиологической компоненты раскрываются в сущностной характеристике социальной работы, которая по своей природе, функциям, средствам осуществления и социально-значимым результатам изначально (с ранних этапах развития общественных отношений) выступает социально-помогающим трудом. Основными характеристиками данного вида труда являются его включенность в систему общественных отношений и подчиненность общественным нормам и ценностям, обеспечивающим стабильность социальных отношений и регулирующим процессы социализации личности на всех исторических этапах социального развития.

Целеполагающая и структурообразующая функции аксиологической компоненты заложены в признании человека как высшей ценности, определяющей базовые цели и содержание социальной работы. К основным целям национальных систем социальной работы относится:

– создание благоприятных социальных условий для развития личности, группы, общества;

– объединение общественных сил по активизации жизненной позиции индивида (группы);

– совершенствование способностей каждого человека самостоятельно решать свои социальные проблемы;

– развитие жизненных сил и активной социальной позиции индивида;

– восстановление социального функционирования человека и др.

Этический аспект целеполагания противопоставляется инструментальному, относящемуся к способу достижения поставленных целей, решения конкретных практических задач с точки зрения эффективности, т. е. получения желаемого результата при минимальной затрате сил, времени и средств. Моральный аспект связан с оценкой самих целей с точки зрения их желательности, приемлемости и вообще тех последствий, которые данная деятельность может иметь в отношении людей, судьбы которых прямо или косвенно затрагиваются ею.

Цели, задачи и базовые функции социальной работы заданы (в идеале) общечеловеческой системой ценностей (см. табл. 1) и определяют гуманистическую направленность аксиологической компоненты социальной работы.

Таблица 1

Базовые ценности человека

Гуманистическая направленность аксиологической компоненты социальной работы выражается в следующем:

– гуманизации системы ценностных ориентаций клиента, взаимного влияния общечеловеческих ценностей и социальных аналогов;

– создании условий для открытости и готовности клиента к непрерывному обогащению социокультурного опыта с целью реализации общечеловеческих ценностей в их конкретном образе жизни;

– упрочении норм уважительного отношения к другим людям;

– создании условий для реализации потребностей и интересов клиента, побуждение новых интересов;

– предоставлении клиенту возможности выбора деятельности, способов и средств достижения цели, группы общения и т. п.;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Этические основы социальной работы. Учебное пособие"

Книги похожие на "Этические основы социальной работы. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Горлова

Елена Горлова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Горлова - Этические основы социальной работы. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Этические основы социальной работы. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.