Алексей Константинов - Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография"
Описание и краткое содержание "Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография" читать бесплатно онлайн.
Монография посвящена исследованию теоретико-прикладных особенностей механизма административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций. С одной стороны, в монографии сформулированы положения, дополняющие и развивающие представление о сущности, содержании и правовой природе механизма регулирования. С другой стороны, в работе представлен основанный на профильных научных исследованиях авторский взгляд на элементы механизма административно-правового регулирования.
Придерживаясь такой же позиции, А. С. Пиголкин указывает на то, что повышение уровня правовой культуры субъектов права также «…служит, в частности, усилению правовой активности граждан и их объединений»21.
Таким образом, взаимосвязь таких категорий, как толкование права, правосознание, правовая культура с механизмом правового регулирования, в общем, и с его элементами, в частности, несет в себе положительное дополнение и дальнейшее их совершенствование и развитие.
Подводя итог, представляется возможным выделение некоторых существенных моментов данного параграфа:
─ большое значение имеет правильное определение целей и задач правового регулирования;
─ результативность и эффективность механизма правового регулирования зависит от выбора правовых средств;
─ объективная необходимость развития и совершенствования правотворчества и правоприменения в условиях реальной действительности;
─ формирование и повышение уровня правосознания и правовой культуры у субъектов права;
─ толкование права занимает особое место в механизме правового регулирования, обуславливающее правильное, точное и единообразное понимание и применение норм права.
§2. Понятие и характеристика механизма административно-правового регулирования
Переходя к рассмотрению механизма административно-правового регулирования необходимо учитывать его специфику, масштаб и глубину воздействия на сложившиеся на данный период развития общества и государства общественные отношения.
В первую очередь, административное право является отраслью права, представляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.
Так, ряд авторов указывает на то, что административное право с учетом специфических особенностей государственно-управленческой деятельности, как правовой формы реализации исполнительной власти, охватывает своим регулятивным воздействием чрезвычайно широкий круг общественных отношений управленческого типа22. Тем самым проявляется многообразие административно-правового регулирования.
Другую особенность выделяет Д. Н. Бахрах, характеризуя административное право как отрасль, создающую «специфический административно-правовой режим регулирования»23.
Как и любой другой правовой режим, под которым понимается определенная совокупность либо комплекс специальных юридических средств, так, например, А. П. Коренев определяет механизм административно-правового регулирования в качестве системы административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества24.
В свою очередь, Ю. А. Тихомиров рассматривает административно-правовое регулирование в качестве разновидности государственного регулирования. Так, административно-правовое регулирование есть «механизм императивно-нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов управления и формирования устойчивого правового порядка их функционирования»25. При этом, как указывает Ю. А. Тихомиров, административно-правовое регулирование распространяется на многие сферы государственной и общественной жизни. Назначение и проявление административно-правового регулирования заключается в последовательно совершаемых действиях, в побуждение субъектов права действовать самостоятельно и осуществлять свои права и выполнять обязанности в рамках установленных режимов и процедур, а также в обеспечении стабильности в их функционировании.
Также Ю. А. Тихомиров обращает внимание на то, что административно-правовое регулирование проявляется в различных формах его осуществления. В этом его бесспорная подвижность и динамичное реагирование на изменения в объектах управления. К ним относятся:
– формы государственной поддержки;
– императивные количественные и качественные нормативы;
– легализующие способы (лицензирование, регистрация физических и юридических лиц и т.п.);
– административные режимы, связанные с обеспечением государственных состояний;
– административно-функциональные режимы;
– введение государственной монополии26.
Все названные и иные методы применяются далеко не всегда равномерно и в той пропорции, которая предопределяется объективными потребностями отрасли, сферы или области.
Д. Н. Бахрах указывает на существенные особенности метода административно-правового регулирования:
– доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому;
– оно неразрывно связано с властью;
– субъекты не равны и к тому же они выполняют разные социальные роли;
– право не может и не стремится устранить такое неравенство27.
Д. Н. Бахрах подчеркивает, что законодатель, регламентируя организацию и функционирование исполнительной (административной) власти, использует метод административно-правового регулирования, юридически оформляя такое неравенство, асимметрию прав и обязанностей субъектов.
В. М. Манохин высказал мнение о том, что «метод административно-правового регулирования отражает и выражает, в какого рода волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять субъекты административного права, каким образом в волевом плане один участник реальных или потенциальных управленческих отношений воздействует на другого. Это могут быть отношения подчинения, равенства и др.»28.
Как было выше сказано, для эффективного правового регулирования необходимо правильно выбирать и использовать правовые средства и способы воздействия. На это указывает и Ю. А. Тихомиров, говоря о том, что необходимо правильно использовать тот «набор» методов, средств регулирования, который позволяет сохранить устои экономики и одновременно стимулировать хозяйственную саморегуляцию субъектов рыночных отношений. Стимулирование хозяйственной саморегуляции субъектов рыночных отношений должно закрепляться в официальном признании их статуса государством29.
Таким образом, в рамках административно-правового регулирования используются разные средства и способы, к числу которых Ю. А. Тихомиров относит:
– нормативное регулирование основ деятельности (ее видов, содержания и т.д.);
– официальное признание, удостоверение статуса субъектов права предпринимательства и осуществляемых ими видов деятельности (регистрация, лицензирование и т.д.);
– определение порядка ведения хозяйственной и иной деятельности;
– установление нормативных требований к содержанию и качеству видов деятельности;
– организация поддержки объектов управления – отраслей, предприятий и т.п.;
– введение запретов и санкций за отступления от нормативов30.
Подобной позиции придерживается Н. Н. Смирнова, выделяя особенности метода административного права:
– принудительность со стороны органов исполнительной власти;
– обязательность для исполнения;
— юридическое неравенство31.
На основе приведенных мнений ученых можно представить содержание административно-правового регулирования, основными чертами которого будут являться:
► неравенство сторон данных правоотношений;
► преобладание прав субъекта управления;
► широкое использование предписаний, обязательных для исполнения.
Правильное понимание механизма правового регулирования в той или иной области права не возможно без рассмотрения его структурных элементов.
Так, в теории права С. С. Алексеев к элементам механизма правового регулирования относит:
– юридические нормы;
– правоотношения;
– акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей;
– индивидуальные предписания, акты применения права как факультативный элемент32.
А. В. Малько выделяет следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования:
– норма права;
– юридический факт или фактический состав с таким решающим показателем, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;
– правоотношение;
– акты реализации прав и обязанностей;
– охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент)33.
В свою очередь, Е. Г. Антонова выделяет три основных звена (элемента) механизма правового регулирования:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография"
Книги похожие на "Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Константинов - Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография"
Отзывы читателей о книге "Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.