» » » » Алексей Константинов - Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография


Авторские права

Алексей Константинов - Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография

Здесь можно купить и скачать "Алексей Константинов - Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография"

Описание и краткое содержание "Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена исследованию теоретико-прикладных особенностей механизма административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций. С одной стороны, в монографии сформулированы положения, дополняющие и развивающие представление о сущности, содержании и правовой природе механизма регулирования. С другой стороны, в работе представлен основанный на профильных научных исследованиях авторский взгляд на элементы механизма административно-правового регулирования.






В связи с этим юридически более точным является ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», закрепляющий в ст. 3 нормы-дефиниции, подробно раскрывающие основные понятия института лицензирования отдельных видов деятельности.

Так, в п. 6 ст. 2 ФЗ от 23 декабря 2003 г. №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»61 дается понятие «разрешение Банка России» – это «выдаваемая Банком России лицензия на привлечение банком во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Сразу видно использование законодателем разных терминов «разрешение Банка России» и «лицензия Банка России», хотя законодатель приравнивает эти категории. По вопросу соотношения понятий «разрешение» и «лицензия» было проведено много дискуссий. Более уместно использовать следующую формулировку, которую закрепил законодатель в ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» – «специальное разрешение (лицензия) Центрального банка Российской Федерации (Банка России)», где подчеркивается специальная правоспособность ее обладателя.

Устранение указанных недостатков возможно путем добавления или изменения норм-дефиниций в действующем законодательстве о лицензировании деятельности кредитных организаций. Поэтому целесообразно дополнить ФЗ «О банках и банковской деятельности» правовыми нормами, закрепляющими ключевые категории в данной сфере деятельности.


Нормы, устанавливающие цели, задачи и функции института лицензирования деятельности кредитных организаций.

Данная группа правовых норм, устанавливающих основные принципы, цели и задачи лицензирования деятельности кредитных организаций, не имеет четко сформулированных положений в конкретной правовой норме, но, несмотря на данный факт, рассматриваемая группа правовых норм реализована в рамках более широкого круга правоотношений, в том числе непосредственно связанных с лицензированием деятельности кредитных организаций.

В отличие от законодательства, регулирующего лицензирование деятельности кредитных организаций, в ст. 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплены цели, задачи лицензирования и критерии определения лицензируемых видов деятельности, а в ст. 4 указанного закона установлены основные принципы осуществления лицензирования.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности:

• правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан;

• окружающей среде;

• объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации;

• обороне и безопасности государства.

Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Критериями определения лицензируемых видов деятельности являются:

• деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение указанного выше ущерба;

• регулирование такой деятельности не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Наличие таких правовых норм в общем законе и их отсутствие в специальном еще раз показывает нам существующие недостатки в законодательстве о лицензировании деятельности кредитных организаций.

Поэтому выявление и определение целей института лицензирования деятельности кредитных организаций путем анализа существующих в банковском законодательстве правовых норм является необходимым условием более качественной оценки данной группы правовых норм.

Такие правовые нормы содержатся в п. 2 ст. 56 ФЗ от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»62, в котором закрепляются главные цели банковского регулирования и банковского надзора. Такими целями является:

► поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации;

► защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Тесная взаимосвязь института лицензирования деятельности кредитных организаций и института банковского регулирования и банковского надзора позволяет нам сделать утверждение, что цели, указанные в п. 2 ст. 56 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», относятся также и к институту лицензирования деятельности кредитных организаций.

Это связано с тем, что, во-первых, закрепленные цели банковского регулирования и банковского надзора являются общими для банковской сферы, а не только для института банковского регулирования и банковского надзора. Во-вторых, данные цели не только являются общими для всей банковской сферы, но также и базисными целями для других видов деятельности, в том числе и для лицензирования деятельности кредитных организаций. В-третьих, это обусловлено негативными последствиями, которые могут наступить в случаи отсутствия таких целей либо осуществление какой-либо деятельности в банковской сфере, которая идет в разрез с этими целями.

Еще одним положением в пользу того, что данные цели должны быть установлены для института лицензирования деятельности кредитных организаций, является анализ и сравнение их с положениями ст. 3 и 4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Первая цель («поддержание стабильности банковской системы РФ»), исходя из понятия «стабильный» (прочный, устойчивый, постоянный63), может пониматься как действия, направленные на64:

1. Обеспечение устойчивого функционирования, как самой банковской системы, так и ее структурных элементов (Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков). Учитывая то, что банковская система является важным элементом экономики нашей страны и оказывает на нее огромное, разностороннее влияние и воздействие, здесь подразумевается социально-экономическая устойчивость банковской системы и ее структурных элементов.

2. Создание прочного и постоянного (бесперебойного) механизма функционирования банковской системы, не подверженного различным внешним и внутренним негативным влияниям и воздействиям, а также изменениям.

Под данным положением понимается осуществление Банком России следующих мероприятий:

– установление порядка лицензирования деятельности кредитных организаций;

– установление лицензионных требований и условий;

– установление обязательных правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности;

– установление обязательных правил составления и представления бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, а также другой информации;

– установление правил осуществления расчетов в РФ;

– установление требований к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций и в банковских группах;

– и другие.

Второй рассматриваемой целью является «защита интересов вкладчиков и кредиторов».

Основными банковскими операциями, осуществляющимися в значительно большем объеме, чем другие, являются депозитно-кредитные операции, осуществляемые с денежными средствами физических и юридических лиц, выраженными в национальной или иностранной валюте либо в иной форме (ценные бумаги, драгоценные металлы и камни). Таким образом, организация и осуществление защиты своих клиентов (вкладчиков и кредиторов), которые представляют собой неограниченный (широкий) круг лиц, а также их денежных средств выступает в качестве той цели, не обеспечение которой может привести к угрозе или ущербу первостепенной цели, стабильности всей банковской системы страны, что в конечном итоге негативным образом отразиться на обществе и на государстве.

Немаловажное сходство обеих рассматриваемых целей («поддержание стабильности банковской системы РФ», «защита интересов вкладчиков и кредиторов») прослеживается с установленными в ст. 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» целями, задачами и критериями определения лицензируемых видов деятельности. Выделяемые в качестве критериев определения лицензируемых видов деятельности негативные последствия в полной мере могут наступить в случаи не обеспечения либо некорректного обеспечения стабильности банковской системы РФ и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография"

Книги похожие на "Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Константинов

Алексей Константинов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Константинов - Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография"

Отзывы читателей о книге "Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.