» » » » Алексей Константинов - Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография


Авторские права

Алексей Константинов - Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография

Здесь можно купить и скачать "Алексей Константинов - Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография"

Описание и краткое содержание "Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена исследованию теоретико-прикладных особенностей механизма административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций. С одной стороны, в монографии сформулированы положения, дополняющие и развивающие представление о сущности, содержании и правовой природе механизма регулирования. С другой стороны, в работе представлен основанный на профильных научных исследованиях авторский взгляд на элементы механизма административно-правового регулирования.






Для административно-правовой области присущи такие же элементы механизма правового регулирования, что и в теории государства и права, только с учетом характера данных элементов, присущих для управленческой среды51.

Совокупность, система правовых норм формирует определенный правовой институт, отрасль права, право в целом. Так, нормы права, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в различных областях государственной деятельности, именуются административно-правовыми нормами52.

С точки зрения ряда ученых, сущность и социальное назначение административного права, а также специфика административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе53.

Так, Б. Н. Габричидзе указывает, что административное право состоит из многочисленных правовых норм, сгруппированных во многих случаях внутри самого административного права в определенные укрупненные группы, образующие административно-правовые институты54. Таким институтом является «институт лицензирования», в который необходимо объединить совокупность административно-правовых норм, регулирующих интересующую нас область общественных отношений.

Наиболее общий характер в юридической литературе имеет выделение двух основных видов правовых норм, которые в совокупности образуют две большие группы – это материальные и процессуальные правовые нормы. Таким образом, выделим и рассмотрим материальные административно-правовые нормы и процессуальные административно-правовые нормы, лежащие в основе институт лицензирования.

Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение административно-правовой режим лицензирования, в рамках которого должна функционировать система государственного управления в лице уполномоченного, компетентного органа и должны действовать участники регулируемых управленческих отношений.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют порядок и процедуры деятельности по реализации государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических прав и обязанностей, установленных материальными нормами института лицензирования в рамках регулируемых управленческих отношений55.

Проведем общий анализ материальных и процессуальных норм механизма административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций с целью их дифференциации на основные группы внутри обозначенного института, что в дальнейшем позволит дать им качественную оценку в действующей российской системе права.

Для достижения поставленной цели и решению обозначенной задачи будет целесообразней провести деление административно-правовых норм в области лицензирования деятельности кредитных организаций на следующие группы:

• нормы-дефиниции;

• нормы, устанавливающие цели, задачи и функции института лицензирования деятельности кредитных организаций;

• нормы, устанавливающие административно-правовой статус участников лицензионных правоотношений;

• нормы, устанавливающие лицензионные требования и условия к кредитным организациям;

• нормы, устанавливающие систему принудительных мер воздействия на участников лицензионных правоотношений;

• нормы, устанавливающие юридическую ответственность за нарушение банковского законодательства;

• нормы, устанавливающие процессуальный порядок реализации субъективных прав и обязанностей участников правоотношений на разных этапах лицензионного производства;

• нормы, устанавливающие процедурный порядок осуществления механизма административно-правового регулирования лицензирования.

Выделение из общего массива административно-правовых норм отдельных групп или подгрупп с помощью осуществления дифференциации по материальному и процессуальному признаку будет способствовать решению следующих задач:

► выявлению существенных, отличительных особенностей предмета исследования;

► определению качественной составляющей норм института лицензирования деятельности кредитных организаций;

► пониманию функциональной значимости норм института лицензирования деятельности кредитных организаций;

► обеспечение согласованности требований норм института лицензирования деятельности кредитных организаций в российской системе права, их единство и взаимодействие;

► совершенствование эффективности их реализации;

► устранению нормотворческих и правоприменительных ошибок.


Нормы-дефиниции

Дефиниция – это определение, истолкование понятия56. Из определения понятия «дефиниция», данного в толковом словаре, видна специфика самой правовой нормы.

По мнению С. К. Магомедова, дефиниция есть краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные, качественные признаки предмета или явления, является одним из самых распространенных приемов законодательной техники, широко используемых в правотворческой деятельности57. Таким образом, С. К. Магомедов определяет нормативные дефиниции, как правовые нормы особого рода, органически включаемые в механизм правового регулирования, определяющие его общие основы, организационные предпосылки.

Как правильно подчеркивает С. К. Магомедов, обилие норм-дефиниций, дублирующие и путаные термины, произвольная структуризация текста, неудачное формулирование правовых норм, игнорирование системных связей и ошибочные ссылки, отсылки – все это снижает качество законов и лишает их необходимого технико-юридического единообразия58.

Нельзя не согласиться с С. К. Магомедовым в данном отношении, учитывая ту роль, какую играют нормы-дефиниции в правоприменительной деятельности. Также хочется добавить то, что существуют пробелы как в общем законодательстве о лицензировании, так и в специальном законодательстве, регулирующем институт лицензирования деятельности кредитных организаций.

В ст. 1 ФЗ от 2 декабря 1990 г. №395—1 «О банках и банковской деятельности»59 закреплены нормы-дефиниции, определяющие понятия «кредитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация» и «иностранный банк». В данных понятиях раскрывается формальная сущность данных категорий с выделением специфики для отдельных видов.

Основные понятия в области лицензирования закреплены в ст. 3 ФЗ от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»60. Такими понятиями являются «лицензирование», «лицензия», «лицензируемый вид деятельности», «лицензирующие органы», «соискатель лицензии», «лицензиат», «лицензионные требования» и «место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию». Но, ввиду того, что указанный закон не распространяется на деятельность кредитных организаций, то и применение норм-дефиниций, с юридической точки зрения, не представляется возможным. С другой стороны, закрепленные в указанном законе нормы-дефиниции в научно-теоретическом плане обогащают институт лицензирования.

При сравнении норм-дефиниций, закрепленных в статьях вышеуказанных законах, представляется возможным сделать вывод о том, что в ФЗ «О банках и банковской деятельности», в отличие от ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», законодателем уделено недостаточно внимания на такой вид материальных норм, как нормы-дефиниции.

Отсутствие в ФЗ «О банках и банковской деятельности» норм-дефиниций, содержащих определения базисных категорий банковского законодательства, так и института лицензирования, указывает на необходимость устранения таких пробелов в законодательстве и добавления норм-дефиниций продиктована недостаточным вниманием со стороны законодателя к формально-юридическому определению некоторых понятий. К подобной группе можно отнести понятия «банковская деятельность», «банковская операция», «сделки кредитных организаций», а также понятия, напрямую относящихся к исследуемой области – «специальное разрешение (лицензия) Банка России», «лицензирование деятельности кредитных организаций» и другие.

В связи с этим юридически более точным является ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», закрепляющий в ст. 3 нормы-дефиниции, подробно раскрывающие основные понятия института лицензирования отдельных видов деятельности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография"

Книги похожие на "Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Константинов

Алексей Константинов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Константинов - Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография"

Отзывы читателей о книге "Механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.