Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"
Описание и краткое содержание "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон" читать бесплатно онлайн.
В книге исследуются рецепция и интерпретация базовых онтологических категорий – времени, пространства, материи – во французской философии и искусстве (музыка и живопись) рубежа XIX–XX веков. Выявляется соответствие двух картин мира, создаваемых каждой из этих областей человеческого духа. В орбиту изучения попадают наиболее примечательные фигуры, новации которых отражают кардинальный поворот в философском и художественном мышлении, прежде всего – с точки зрения трактовки важнейшей для миропонимания рубежа столетий категории времени. Философия Анри Бергсона, музыка Клода Дебюсси, фантазии Одилона Редона вступают на страницах книги в диалог, окрашенный в онтологические тона.
282
Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. С. 26.
283
Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 141. «… нормальное развитие интеллекта направлено в сторону науки и техники…» (Там же. С. 140). Философ не без гордости замечает: «… мы стремились создать философию, которая, поставив себя под контроль науки, в свою очередь могла бы продвинуть ее вперед. И мы полагаем, что это нам удалось, – ведь психология, неврология, патология, биология становятся все более и более открытыми для наших взглядов, которые вначале считались парадоксальными» (Там же. С. 131).
284
Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 105.
285
Bergson H. Introduction (deuxième partie). P. 26. «интуиция… обращена к духу», – говорил сам философ (см.: Bergson H. écrits et paroles. tome second. P. 489).
286
Бергсон А. Введение. Часть вторая. с. 111.
287
Bergson H. Introduction (deuxième partie). P. 31.
288
Бергсон А. Введение. Часть вторая. с. 101–102.
289
Bergson H. Introduction (deuxième partie). P. 23.
290
Пивоев В. М., Шрёдер С. А. Бергсон и проблемы методологии гуманитарного знания. с. 3; курсив мой. – Е. Р.
291
Пивоев В. М., Шрёдер С. А. Бергсон и проблемы методологии гуманитарного знания. С. 4.
292
Кузьмина Т. А. Анри Бергсон. С. 12; курсивмой. – Е. Р.
293
Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук / Михаил Михайлович Бахтин // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. С. 384.
294
Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 27.
295
Розеншток-Хюсси О. Прощание с Декартом. С. 140.
296
Вдовина И. С. Примечания // Французская философия и эстетика XX века / науч. ред., авт. примеч. И. С. Вдовиной, пер. И. Гольденберга, свер. М.: Искусство, 1995. Вып. 1. С. 253; курсив мой. – Е. Р.
297
Бергсон А. Введение. Часть первая. С. 93; курсив мой. – Е. Р.
298
Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 471.
299
Там же. Блауберг ссылается на источник: Davenson Н. Bergson et l’histoire / Н. Davenson // Henri Bergson. Essais et témoignages / essais recueillis par A. Béguin et P. Thévenaz. Neuchâtel: Editions de la Baconniere, 1941. P. 205–213.
300
Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 467.
301
Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 468.
302
Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 468.
303
Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 469.
304
См.: Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография / Робин Джордж Коллингвуд; пер. и коммент Ю. А. Асеева, статья М. А. Кисселя. М.: Наука, 1980. С. 176. См. также: Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 40.
305
Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. С. 176.
306
См.: Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 469.
307
См. об этом: Тайманова Т. С. Шарль Пеги: философия истории и литература / Татьяна Соломоновна Тайманова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 232 с.
308
Цит. по: Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 471.
309
Арьес Ф. Время истории / Филипп Арьес; пер. с франц. и примеч. М. Неклюдовой, ст. Р. Шартье. М.: ОГИ, 2011. 304 с. Книга содержит тексты 1946–1954 годов; то есть она стала создаваться всего 5 лет спустя после смерти Бергсона. «История как „наука о структурах“, а не „объективное знание фактов“; проект тотальной истории, объединяющей исторические данные, экономические и социальные явления, равно как и политические или военные факты; историк должен „психоанализировать“ документы, чтобы выявить „ментальные структуры“, свойственные разным моделям восприятия; история требует анализа „тотальных, замкнутых, несводимых друг к другу структур“, – для 1954 г. все эти положения отнюдь не были самоочевидны», – резюмирует Шартье (Шартье Р. Дружество к истории / Роже Шартье // Арьес Ф. Время истории / Филипп Арьес; пер. с франц. и примеч. М. Неклюдовой. М.: ОГИ, 2011. С. 266). Как уже говорилось в первой главе, Арьес имеет в виду некоторые идеи Марка Блока и Люсьена Февра и рассматривает их методологию в своей работе. В книге Арьеса имя Бергсона упоминается лишь раз, и то вскользь. Однако удивительно, насколько близки бергсоновским размышлениям об истории некоторые выводы Арьеса, инспирированные непривычным подходом ко Времени и Истории.
310
Арьес Ф. Время истории. С. 236. «Специалисты позабыли, что История – по меньшей мере, в виде придуманной ими науки о фактах – оправдывает свое существование в той мере, в какой она отвечает на проблемы, встающие перед настоящим», – размышляет Арьес (Там же. С. 228). «Будет трудно уловить природу минувшего, если отбита способность ощущать собственное время» (Там же. С. 239).
311
Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. С. 180–181; курсив мой. – Е. Р.
312
Близок указанному понятию бергсоновский термин «ретроспективное внимание» («l’attention rétrospective»). (См.: Бергсон А. Из сборника «Мысль и движущееся». Возможное и действительное / Анри Бергсон // Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь / Анри Бергсон; пер. и сост. И. И. Блауберг. М.: РОССПЭН, 2010. С. 162; Bergson Н. Le possible et le réel. Essai publié dans la revue suédoise Nordisk Tidsktift en novembre 1930 / Henri Bergson // Bergson H. La pensée et le mouvant. Essais et conférences. Articles et conferences datant de 1903 a 1923 / Henri Bergson. Paris: Les Presses universitaires de France, 1969. P. 72. (Collection: Bibliotheque de philosophie contemporaine). «Mais с’est que notre logique habituelle est une logique de retro spection» – «Но суть в том, что наша повседневная логика есть логика ретроспекции» (Bergson Н. Introduction (première partie). P. 17).
313
Бергсон А. Введение. Часть первая. С. 95. «Elle ne peut pas ne pas rejeter dans le passe, a l’état de possibilités ou de virtualités, les réalités actuelles…» (Bergson H. Introduction (première partie). P. 17).
314
Арьес Ф. Время истории. С. 246; курсив мой. – Е.Р. Отсюда выводится необходимость компаративного метода в истории. См. главу VII названной книги (Там же. С. 230–246), а также: (Там же. С. 226–229).
315
«Оригинальный характер прошлого открывается историку лишь при сравнении с тем, что ему естественно знакомо, – с его собственным настоящим, единственной длительностью, которую он способен воспринимать бессознательно, не прибегая к объективации», – таково мнение Арьеса (Там же. С. 238).
316
Включиться в движение (франц.) – примечание Коллингвуда.
317
Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. С. 181; курсив мой. – Е. Р.
318
Аръес Ф. Время истории. С. 246; курсив мой. – Е. Р. «Сегодняшний историк без тени смущения признает свою принадлежность к современному миру, и его труды по-своему отвечают на те – разделяемые им – тревоги, которые испытывают его современники. Его ви́дение прошлого остается связанным с настоящим – настоящим, не ограничивающимся ссылкой на тот или иной метод» (Там же).
319
Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 472; курсив мой. – Е. Р.
320
Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 15.
321
Делёз Ж. Различие и повторение / Жиль Делёз; пер. с франц. Н. Б. Маньковской, Э. П. Юровской, науч. ред. Н. Б. Маньковская. СПб.: Петрополис, 1998. С. 12.
322
Термин самого философа (См.: Бергсон А. Философская интуиция. С. 165; Bergson Н. L’intuition philosophique. Conference faite au Congrès de Philosophic de Bologne le 10 avril 1911 / Henri Bergson // Bergson H. La pensee et le mouvant. Essais et conferences. Articles et conferences datant de 1903 a 1923 / Henri Bergson. Paris: Les Presses universitaires de France, 1969. (Collection: Bibliothèque de philosophie contemporaine). P. 76). Вообще говоря, понятие интуиции в философии Бергсона изобилует смысловыми нюансами. Это определяющее в методологии философа понятие впервые было ясно сформулировано во «Введении в метафизику», на что указывает И. Блауберг (Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 273). Также интуиция исследовалась Бергсоном в 1911–1922 годах в таких работах, как доклад «Философская интуиция», в работе «Восприятие изменчивости», во второй части «Введения» к сборнику «Мысль и движущееся» (См. об этом: Там же. С. 440). По замечанию исследователя, «в формировании бергсоновской концепции интуиции ведущую роль сыграли идеи французского спиритуализма о непосредственном постижении фактов сознания в рефлексии, учения стоиков и Плотина и философия Канта» (Там же. С. 289–290). Интуиция у Бергсона предстает как способ познания, философский метод, максима поведения (Там же. С. 291–292). К различным аспектам этого основополагающего бергсоновского понятия еще предстоит обратиться в дальнейшем.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"
Книги похожие на "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"
Отзывы читателей о книге "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон", комментарии и мнения людей о произведении.