Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"
Описание и краткое содержание "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон" читать бесплатно онлайн.
В книге исследуются рецепция и интерпретация базовых онтологических категорий – времени, пространства, материи – во французской философии и искусстве (музыка и живопись) рубежа XIX–XX веков. Выявляется соответствие двух картин мира, создаваемых каждой из этих областей человеческого духа. В орбиту изучения попадают наиболее примечательные фигуры, новации которых отражают кардинальный поворот в философском и художественном мышлении, прежде всего – с точки зрения трактовки важнейшей для миропонимания рубежа столетий категории времени. Философия Анри Бергсона, музыка Клода Дебюсси, фантазии Одилона Редона вступают на страницах книги в диалог, окрашенный в онтологические тона.
См. подробнее: Бергсон А. Материя и память. С. 172–177.
785
Бергсон А. Смех. С. 79. См. также: Бергсон А. Восприятие изменчивости. С. 12.
786
Бергсон А. Восприятие изменчивости. С. 15.
787
Бергсон А. Восприятие изменчивости. С. 15.
788
Бергсон А. Восприятие изменчивости. С. 9.
789
Бергсон А. Смех. С. 81; курсив мой. – Е. Р.
790
Бергсон А. Смех. С. 81; курсив мой. – Е. Р.; выделено самим Бергсоном. Философ говорит о природе: «Даже для тех из нас, кого она создала художниками, она лишь случайно и с одной только стороны приподнимает завесу. Только в одном направлении она забыла соединить восприятие с потребностями» (Там же; курсив мой. – Е. Р.).
791
Бергсон А. Смех. С. 81. Разумеется, Бергсон знает о тех случаях, когда дарование мастера было весьма многогранно: достаточно напомнить, например, о Леонардо или Микеланджело. Однако, как логично предположить, Бергсон, скорее всего, думает, что и в этих случаях одна из способностей раскрывалась до уровня гения, а другие – до уровня таланта, хотя и блистательного.
792
Я беру выражение самого Бергсона, чтобы пара «чистота восприятия» – «чистое восприятие» была образована аутентичными терминами. См. о бергсоновском термине «чистота восприятия»: (Бергсон А. Смех. С. 82; курсив мой. – Е. P.; Bergson Н. CEuvres. P. 462).
793
Этот предел в реальности недостижим. Сам Бергсон в «Материи и памяти» неоднократно подчеркивает, что образы воздействуют друг на друга; стало быть, тут необходимо говорить о динамическом (а не пассивном) взаимодействии. См.: Бергсон А. Материя и память. С. 179.
794
Бергсон А. Восприятие изменчивости. С. 10.
795
Бергсон А. Восприятие изменчивости. С. 11.
796
Закономерен вопрос: не противоречит ли этот пункт бергсоновских рассуждений его же тезису о неповторимости каждого чувства, каждой мысли? «Поэт и романист, изображающие состояние души, конечно, не создают его целиком. Они не были бы поняты нами, если бы мы сами не испытывали, хотя бы в зачаточном состоянии, того, что они нам описывают. По мере того, как они нам говорят, перед нами встают оттенки эмоций и мыслей, которые без сомнения были в нас в течение долгого времени, но которые оставались невидимыми» (Бергсон А. Восприятие изменчивости. С. 10; курсив мой. – Е. Р.).
797
Является ли отмеченное различие деятельности поэтов и художников различием «по степени» или «по природе»?
798
Англ. – рассеивающиеся представления.
799
Эта метафора Бергсона оправдывает мое дальнейшее обращение к образу спектра для иллюстрации особенностей живописного видения реальности.
800
Бергсон А. Восприятие изменчивости. С. 11.
801
Бергсон А. Смех. С. 81.
802
Ренуар Ж. Огюст Ренуар / Жан Ренуар; пер. с франц. О. Волкова. Ростов-н/Д.: Феникс; М.: Зевс, 1997. (След в истории). С. 349.
803
Вентури Л. От Мане до Лотрека / Лионелло Вентури; пер. с итал. Ц. И. Кин. СПб.: Азбука-Классика, 2007. (Художник и знаток). С. 93.
804
По моему искреннему убеждению, игра ума как самоцель и эстетическое отчуждение от реальности способствуют тому, что искусство перестает быть 1) герменевтичным; 2) гносеологичным и 3) онтологичным. Герменевтичным – потому что герменевтика заменяется рефлексией. Мы не толкуем текст реальности (в широком смысле, присущем слову «текст»), а рассматриваем его с точки зрения собственных констант мышления, ассоциаций и т. д. Гносеологичным – потому что искусство больше не вопрошает ни о мире, ни о человеке, оно больше не познает. Онтологичным – потому что, если обособить некоторые элементы реальности (или ее свойства) и в буквальном смысле слова закрыть глаза на ее целостность, реальность предстанет разорванной.
805
Ренуар Ж. Огюст Ренуар. С. 130–131; курсив мой. – Е. Р. «Ни Коммуна, ни император, ни республика не рассеют тумана, который простирается между природой и глазами человека. Поэтому Ренуар работал над единственной задачей, которая его занимала: над рассеиванием этого тумана» (Там же. С. 133). «Ренуар господствовал над той природой, которую страстно любил всю жизнь. За это она под конец научила его видеть сквозь внешнюю оболочку и созидать свой мир по ее примеру – самыми скупыми средствами» (Там же. С. 411).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"
Книги похожие на "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"
Отзывы читателей о книге "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон", комментарии и мнения людей о произведении.