Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"
Описание и краткое содержание "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон" читать бесплатно онлайн.
В книге исследуются рецепция и интерпретация базовых онтологических категорий – времени, пространства, материи – во французской философии и искусстве (музыка и живопись) рубежа XIX–XX веков. Выявляется соответствие двух картин мира, создаваемых каждой из этих областей человеческого духа. В орбиту изучения попадают наиболее примечательные фигуры, новации которых отражают кардинальный поворот в философском и художественном мышлении, прежде всего – с точки зрения трактовки важнейшей для миропонимания рубежа столетий категории времени. Философия Анри Бергсона, музыка Клода Дебюсси, фантазии Одилона Редона вступают на страницах книги в диалог, окрашенный в онтологические тона.
653
Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 132.
654
Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 132.
655
Как и другие виды интуиции.
656
«Но и образы не в состоянии в совершенстве передать непрерывность реального. Они, однако, имеют большое преимущество над понятиями, так как они будят нашу силу воображения и легче, чем понятия, нас приводят в состояние напряженности, необходимое для интуиции. Понятия направлены на всеобщее. Они не оглядываются назад, на их источник, т. е. на интуицию, между тем образы обращают наше внимание на индивидуальное, частное» (Штенберген А. Интуитивная философия Анри Бергсона. С. 46–47; См. также: Бергсон А. Введение в метафизику. С. 46).
657
Разумеется, образов-посредников может быть несколько. Вспомним, что в связи с учением Беркли Бергсону рисовались в воображении два совершенно равноправных образа. Однако таких образов не может быть слишком много: ведь каждый из них призван предельно соответствовать уникальной, единственной первичной интуиции.
658
Бергсон А. Введение в метафизику. С. 11; курсив мой. – Е. Р.
659
Бергсон А. Введение в метафизику. С. 12; курсив мой. – Е. Р.
660
Бергсон А. Введение в метафизику. С. 32.
661
Бергсон А. Философская интуиция. С. 174.
662
Бергсон А. Введение в метафизику. С. 21.
663
О Плотине и Едином см. краткую справку в статьях: Гайденко П. П. Единое, единство / Пиама Павловна Гайденко // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-тфилософии РАН, Нац. общ. – научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В. С. Степин, заместители предс: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. Т. 2 / науч. ред. М. С. Ковалева, Е. И. Лакирева, Л. В. Литвинова, М. М. Новосёлов, А. П. Поляков, Ю. Н. Попов, А. К. Рябов, В. М. Смолкин. М.: Мысль, 2010. С. 14–15; Шичалин Ю. А. Плотин / Ю. А. Шичалин // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ. – научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В. С. Степин, заместители предс: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. Т. 3 / науч. ред. М. С. Ковалева, Е. И. Лакирева, Л. В. Литвинова, М. М. Новосёлов, А. П. Поляков, Ю. Н. Попов, А. К. Рябов, В. М. Смолкин. М.: Мысль, 2010. С. 248–249.
664
Делёз Ж. Бергсонизм. С. 230.
665
Делёз Ж. Бергсонизм. С. 230.
666
Поскольку онтология рассматривает свойства и условия действительного бытия (в том числе время, происхождение из другого и переход в другое). См.: Соловьев Вл. Онтология / Вл. Соловьев // Энциклопедический словарь: в 41 т., 82 кн. и 2 доп. томах (4 кн.) / под ред. И. Е. Андреевского, К. К. Арсеньева, Ф. Ф. Петрушевского. Т. XXI (Нэшвилль – Опацкий) / под ред. К. К. Арсеньева, Ф. Ф. Петрушевского и ред. отделов А. Н. Бекетова, С. А. Венгерова, А. И. Воейкова, Н. И. Кареева, Д. И. Менделеева, А. В. Советова, Вл. Соловьева, Н. Ф. Соловьева, А. И. Сомова. СПб.: Типография Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, Прачешный пер., № 6, 1897. С. 953.
667
См.: Бергсон А. Введение в метафизику. С. 46–47.
668
Бергсон А. Философская интуиция. С. 173.
669
Вспомним, что, по Бергсону, для метафизики необходимы не только новые, качественные образы-понятия, но и понятия вековой давности, «ибо все другие науки работают обыкновенно над понятиями, аметафизиканеможетобойтись без других наук» (Бергсон А. Введение в метафизику. С. 12–13). Интуиция в любом случае должна выразить себя в понятиях, потому что иначе она останется невербализованной: тогда невозможна будет коммуникация как таковая.
670
Естественно, образы-понятия уже отчасти понятия, и потому выразимы в словах. Но наше представление и переживание elan vital в аспекте образа все равно останется только нашим представлением и переживанием.
671
Бергсон А. Философская интуиция. С. 175.
672
В случае, когда наша задача заключается в постижении философской или творческой мысли. В другом случае можно говорить об интуиции реальности, интуиции длительности и т. д.
673
Напомню, что Бергсон противопоставляет «реальное» (то, что есть реальность как таковая) «математической сущности», «которую можно было бы выразить в простой формуле» (Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 102).
674
Бергсон А. Смех / Анри Бергсон // Французская философия и эстетика XX века / предисл. П. Мореля; перевод И. Гольденберга, И. Вдовиной, А. Густыря; коммент. А. В. Густыря, И. С. Вдовиной. М.: Искусство, 1995. Программа Пушкин, Вып. 1. С. 65.
675
Мерло-Понти М. Сам себя созидающий Бергсон. С. 208.
676
Штенберген А. Интуитивная философия Анри Бергсона. С. 14–15.
677
Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. С. 146.
678
См.: Франк С. А. О философской интуиции / Семён Людвигович Франк // Русская Мысль. М.: Типолитография Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1912. Кн. 3. С. 31.
679
См., например: Юшкевич П. С. К современному возрождению метафизики. С. 27–28.
680
См., например: Бергсон А. Творческая эволюция. С. 171; Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 160.
681
Бергсон А. Творческая эволюция. С. 280.
682
Юшкевич П. С. К современному возрождению метафизики. С. 27–28.
683
Бергсон А. Философская интуиция. С. 168.
684
Бергсон А. Философская интуиция. С. 175; курсив мой. – Е. Р.
685
Можно уточнить теперь описанный выше процесс: первичная интуиция инспирирует образы, последние переводятся в комплекс понятий, а понятия с помощью точно выбранных слов (что находится, опять же в ведении интуиции) перекраиваются по лекалу образов.
686
Бергсон А. Философская интуиция. С. 174.
687
В которую, несомненно, включено и наше интуитивное ощущение реальности.
688
Бергсон А. Введение в метафизику. С. 10.
689
Сознания, по Бергсону, не замкнуты в себе, а взаимодействуют. «…Мое сознание не больше связано с моим телом, чем с другими, и вначале совпадает (по крайней мере частично) со всем тем, что воспринимает и может воспринять» (Бергсон А. Письма. С. 302).
690
Письмо от 2 декабря 1935 года (Бергсон А. Письма. С. 327). См. также: Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 310. Бергсон достиг своей цели: «Больше всего читателя его произведений поражают дивные образы, в которые он облекает свои оригинальные мысли» (Штенберген А. Интуитивная философия Анри Бергсона. С. 15).
691
Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 111; курсив мой. – Е. Р.
692
Муравьев П. Д. Метафора, метафоричность / П. Д. Муравьев // Литературный энциклопедический словарь / подгот. Е. И. Бонч-Бруевич и др.; под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 218.
693
Бергсон А. Творческая эволюция. С. 228–229. У Джеймс говорит о «статических отношениях голого сравнения» (Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. С. 229).
694
Бергсон А. Введение в метафизику. С. 11.
695
Бергсон А. Введение в метафизику. С. 9.
696
Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 105; курсив мой. – Е. Р.
697
Письмо Флорису Делатру. Париж, 2 декабря 1935 г. (Бергсон А. Письма. С. 327).
698
Бергсон А. Введение в метафизику. С. 5–6; курсив мой. – Е. Р.
699
Бергсон А. Введение в метафизику. С. 6.
700
Бергсон А. Введение в метафизику. С. 6.
701
«Без сравнения – нет абстракции. <…> Положим, что мы можем наблюдать конкретный предмет отдельно, не заботясь о предметах, его окружающих, не принимая в соображение предметов, виденных нами прежде, и воспоминание о которых у нас сохранилось. Мы ничего не сможем сказать, ни даже подумать разумно об этом предмете, изолированном во времени и пространстве. Наш разум ввиду этого бездействовал бы. Наша абстрагирующая машина осталась бы неподвижной» (Гранжан Ф. Революция в философии. Учение Анри Бергсона / Франк Гранжан; пер. М. Д. Нагловской. М.: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1913 (обл. 1914). С. 14).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"
Книги похожие на "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"
Отзывы читателей о книге "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон", комментарии и мнения людей о произведении.