Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"
Описание и краткое содержание "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон" читать бесплатно онлайн.
В книге исследуются рецепция и интерпретация базовых онтологических категорий – времени, пространства, материи – во французской философии и искусстве (музыка и живопись) рубежа XIX–XX веков. Выявляется соответствие двух картин мира, создаваемых каждой из этих областей человеческого духа. В орбиту изучения попадают наиболее примечательные фигуры, новации которых отражают кардинальный поворот в философском и художественном мышлении, прежде всего – с точки зрения трактовки важнейшей для миропонимания рубежа столетий категории времени. Философия Анри Бергсона, музыка Клода Дебюсси, фантазии Одилона Редона вступают на страницах книги в диалог, окрашенный в онтологические тона.
745
См.: Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 514.
746
См.: Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 515.
747
Bergson Н. L’énergie spirituelle. Essais et conférences / Henri Bergson. 4-e éd. Paris: Alcan, 1920. (Bibliothèque de philosophie contemporaine). P. 25–26.
748
Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 242.
749
Вдовина И. С. Примечания. С. 253.
750
Бергсон А. Творческая эволюция. С. 185.
751
Цит. по: Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 381. См.: Interview de Bergson par G. Aimel. 1910 // Bergson H. Écrits et paroles: dans trois volumes. Tome second (1905–1915) / Henri Bergson; textes rassemblés par R. M. Mossé-Bastide. Papis: Presses Universitaires de France, 1959. (Bibliothèque de philosophie contemporaine fondée par Felix Alcan). P. 354: «La philosophie, telle que je la conois… se rapproche davantage de l’art que de la science. On a trop longtemps considéré la philosophie comme une science, la plus élevée hiérarchiquement. Mais la science ne donne du reel qu’un tableau incomplet, ou plutôt fragmentaire; elle ne le saisit qu’au moyen de symboles forcément artificiels. L’art et la philosophie se rejoignent, au contraire, dans l’intuition qui est leur base commune. Je dirai même: la philosophie est un genre dont les différents arts sont les espèces». «Правда, – вносит коррективы Блауберг, – в основных работах Бергсон не формулировал свою точку зрения столь резко, хотя и подчеркивал сходство философии с искусством и считал усвоение эстетического опыта чрезвычайно важным для выработки подлинного философского знания ореальности» (Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 381).
752
Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 383. Блауберг ссылается на источник: Le Roy É. Une philosophie nouvelle: Henri Bergson / Édouard Le Roy. Paris: Е Alcan, 1913. (Bibliothèque de philosophie contemporaine). P. 51.
753
Нэтеркотт Ф. Философская встреча. С. 268.
754
Бергсон А. Восприятие изменчивости. С. 10.
755
Нэтеркотт Ф. Философская встреча. С. 265.
756
Лосский Н. О. Интуитивная философия Бергсона / Николай Онуфриевич Лосский. Пб.: Учитель, 1922. С. 46. Следует оговориться, что исследования Лосского о бергсоновской философии таят опасность смешения взглядов самого Лосского с воззрениями, которые он рассматривает, поскольку русский интуитивист стремится сделать философию Бергсона своей. Иными словами, в полном соответствии со взглядами Бергсона, признававшего неизбежность интерпретации в процессе исторического познания, Лосский видоизменяет и дополняет концепцию французского коллеги, ориентируясь на собственные онтологические и гносеологические интересы. Более того, если в работе, например, А. Штенбергена мы всегда можем ясно отделить излагаемые взгляды от авторских, то в случае с Лосским переплетение «своего» и «чужого» настолько органично и незаметно, что можно говорить не меньше чем о взаимопроникновении взглядов, в бергсоновском смысле этого слова. В силу сказанного, некоторые пассажи из работ Лосского можно приводить, только разобравшись в том, где его мысли, а где – Бергсона.
757
См.: Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 194. Исследователь дает следующий комментарий. «Логика Бергсона такова: если отказаться от утилитарных привычек мысли, расположиться у поворота опыта, где он еще остается непосредственным, а не становится практическим, то наше восприятие „очистилось“ бы до такой степени, что дало бы чистую интуицию воспринимаемой внешней реальности» (Там же).
758
Бергсон А. Смех / Анри Бергсон // Французская философия и эстетика XX века / предисл. П. Мореля; пер. И. Гольденберга, И. Вдовиной, А. Густыря; коммент. А. В. Густыря, И. С. Вдовиной. М.: Искусство, 1995. Программа Пушкин, Вып. 1. С. 79.
759
Бергсон А. Смех.
760
Что бывало далеко не всегда. Бергсон сам не раз замечал, что, работая над очередной книгой, он стремится забыть все то, что было написано им в предыдущих.
761
Бергсон А. Восприятие изменчивости. С. 10.
762
Бергсон А. Смех. С. 79; курсив и разрядка мои. – Е. Р.
763
Здесь две проблемы: во-первых, проблема взаимосвязи сознаний и выхода сознания за пределы самого себя, во-вторых, проблема «длятся ли вещи». Решение первой проблемы Бергсон нащупал уже в «Материи и памяти» (См.: Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 139 и далее). По второму вопросу окончательный вывод таков (он дан в «Творческой эволюции»): «…вещи длятся потому, что они причастны вселенной, существуют в единстве с ней» (Там же. С. 304).
764
Бергсон А. Смех. С. 81.
765
Бергсон А. Смех. С. 79.
766
Бергсон А. Смех. С. 81.
767
Бергсон А. Смех. С. 82.
768
Bergson Н. CEuvres. Essai sur les données immédiates de la conscience. Matière et mémoire. Le rire. L’évolution créatrice. L’énergie spirituelle. Les deux sources de la morale et de la religion. La pensée et le mouvant / Henri Bergson; textes annotés par Andre Robinet; introduction par Henri Gouhier. Paris: Presses Universitaires de France, 1959. P. 461. Слово «detachement» можно перевести также как «отрыв», «отделение», «отстранение».
769
Бергсон А. Смех. С. 81.
770
Вскользь об этой проблеме уже говорилось в связи со спецификой бергсоновских образов.
771
Которые предстают перед нами в качестве образов (мы постигаем их как образы, то есть элиминируя все то, что нас не интересует).
772
Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 155 Блауберг отмечает, что здесь можно провести параллели с лейбницевскими монадами, но в концепции Бергсона центры сил непрерывно влияют друг на друга. У Лейбница монады духовны и, значит, непротяженны, а у Бергсона центры сил пронизывают именно обладающую свойством протяженности материю (См.: Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 55–56).
773
См.: Бергсон А. Материя и память / Анри Бергсон // Бергсон А. Собрание сочинений: в 4 т. / Анри Бергсон; вступ. ст. И. И. Блауберг. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1: Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. С. 178–182; Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 156.
774
Бергсон А. Материя и память. С. 180; курсив мой. – Е. Р.
775
Бергсон говорит о том, что искусство представляет собой бескорыстное созерцание природы (См.: Бергсон А. Смех. С. 82).
776
Делёз Ж. Бергсонизм / Жиль Делёз // Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Жиль Деле’з; пер. с франц. и послесл. Я. И. Свирского; науч. ред. В. И. Аршинова. М.: Per Se, 2001. С. 238. Во всяком случае, не говорил ли сам Бергсон о том, что в реальности все элементы взаимопроникают друг в друга? Даже если это и не перемешивание, то, во всяком случае, смешение.
777
Напомню, что это делёзовский термин.
778
Как уже говорилось, сами выражения «различие по степени» и «различие по природе» очень часто встречаются на страницах бергсоновских текстов, особенно в «Творческой эволюции». Бергсон зачастую повторяет: перед нами различие по степени, а не по природе, и наоборот.
779
Делёз Ж. Бергсонизм. С. 240.
780
См. выдержки из писем 1897 года: Бергсон А. Письма / Анри Бергсон // Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь / Анри Бергсон; пер. и сост. И. И. Блауберг. М.: РОССПЭН, 2010. С. 301–303.
781
Сознание невозможно без памяти, а память выступает в роли хранителя непрерывной длительности, обладающей собственным темпом течения.
782
Бергсон А. Из сборника «Сочинения и речи». Дискуссия с Бине на тему «Дух и материя» / Анри Бергсон // Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь / Анри Бергсон; пер. и сост. И. И. Блауберг. М.: РОССПЭН, 2010. С. 271.
783
Можно привести по аналогии виртуальные частицы, которые присутствуют даже в абсолютном вакууме, как он понимается физиками.
784
См. подробнее: Бергсон А. Материя и память. С. 172–177.
785
Бергсон А. Смех. С. 79. См. также: Бергсон А. Восприятие изменчивости. С. 12.
786
Бергсон А. Восприятие изменчивости. С. 15.
787
Бергсон А. Восприятие изменчивости. С. 15.
788
Бергсон А. Восприятие изменчивости. С. 9.
789
Бергсон А. Смех. С. 81; курсив мой. – Е. Р.
790
Бергсон А. Смех. С. 81; курсив мой. – Е. Р.; выделено самим Бергсоном. Философ говорит о природе: «Даже для тех из нас, кого она создала художниками, она лишь случайно и с одной только стороны приподнимает завесу. Только в одном направлении она забыла соединить восприятие с потребностями» (Там же; курсив мой. – Е. Р.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"
Книги похожие на "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"
Отзывы читателей о книге "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон", комментарии и мнения людей о произведении.