» » » » Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон


Авторские права

Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон

Здесь можно купить и скачать "Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентПрогресс-Традицияc78ecf5a-15b9-11e1-aac2-5924aae99221, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон
Рейтинг:
Название:
Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
978-5-89826-467-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"

Описание и краткое содержание "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон" читать бесплатно онлайн.



В книге исследуются рецепция и интерпретация базовых онтологических категорий – времени, пространства, материи – во французской философии и искусстве (музыка и живопись) рубежа XIX–XX веков. Выявляется соответствие двух картин мира, создаваемых каждой из этих областей человеческого духа. В орбиту изучения попадают наиболее примечательные фигуры, новации которых отражают кардинальный поворот в философском и художественном мышлении, прежде всего – с точки зрения трактовки важнейшей для миропонимания рубежа столетий категории времени. Философия Анри Бергсона, музыка Клода Дебюсси, фантазии Одилона Редона вступают на страницах книги в диалог, окрашенный в онтологические тона.






581

Тождество Бергсон рассматривает обычно в математическом смысле; ему вторит Джеймс (Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. С. 143). С таким пониманием выражает несогласие Н. О. Лосский: «Гегель, Бергсон, Клагес и многие другие мыслители полагают, что предмет, подчиненный закону тождества, неизбежно должен быть невременным, неизменным и, следовательно, не принадлежит к области живого бытия. Это убеждение есть следствие ошибочного понимания закона тождества… Закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего суть в своей основной форме не логические, а онтологические законы» (Аосский Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа / Николай Онуфриевич Лосский; вступ. ст. А. И. Титаренко. М.: Политиздат, 1991. С. 216).

582

В работе «Психофизиологический паралогизм» Бергсон говорит об эквивалентности в смысле параллелизма (механической, обратимой выводимости состояния сознания из состояния мозга и наоборот). Я не приписываю эквивалентности аналогичного значения; эквивалентность в данном случае означает лишь внутреннюю неизбежную взаимообусловленность, которую невозможно элиминировать вследствие одной природы определенных компонентов реальности.

583

Например, о связи материи и интеллекта философ говорит: «…разве не очевидно, что, полагая предметы и факты, мы тем самым предполагаем уже существование интеллекта?» (Бергсон А. Творческая эволюция. С. 194).

584

В «Опыте…» Бергсон трактует взаимообусловленность как математическую выводимость (см.: Бергсон А. Непосредственные данные сознания: Essai sur les données immédiates de la conscience: время и свобода воли / Анри Бергсон; пер. с фр. Б. С. Бычковского. 3-е изд. М.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2010. (Из наследия мировой философской мысли: история философии). С. 145). Но в данном случае я имею в виду взаимообусловленность как нераздельность сосуществования.

585

Бергсон А. Творческая эволюция. С. 288.

586

Бергсон А. Восприятие изменчивости / Анри Бергсон // Бергсон А. Собрание сочинений: в 5 т. / Анри Бергсон. СПб.: М. И. Семенов, 1913–1914. Т. 4: Вопросы философии и психологии; пер. В. Флеровой. С. 23.

587

Бергсон А. Введение в метафизику. С. 25.

588

См.: Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 188. Бергсон А. Непосредственные данные сознания. С. 145.

589

Коль скоро интуиция, по Бергсону, есть область духа, то, стало быть, интуитивно устанавливаемая эквивалентность не чужда воздействию духа. Как мы помним, по Бергсону, интуиция, понятая как симпатия, переносит нас внутрь становления (Бергсон А. Творческая эволюция. С. 324); она позволяет переместиться в самую сущность предмета (Бергсон А. Введение в метафизику. С. 6). О некоторых аспектах значения слова «симпатия», вплоть до ссылок на «симпатическую магию» Парацельса см.: Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / Уильям Джеймс; пер. с англ. В. Г. Малахиевой-Мирович и М. В. Шика; под ред. и с предисл. С. В. Лурье. Изд. 3-е. М.: URSS, 2010. (Из наследия мировой психологии). С. 393–394.

590

Бергсон А. Из сборника «Мысль и движущееся». Введение. Часть первая. Возрастание истины. Возвратное движение истины / Анри Бергсон // Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь / Анри Бергсон; пер. и сост. И. И. Блауберг. М.: РОССПЭН, 2010. С. 83.

591

Понятия, будучи рядоположными, пространственноподобными элементами, репрезентируют замкнутый в себе смысл; и поскольку такие смыслы не перетекают друг в друга, постольку они требуют рационального выстраивания отношений между ними: ведь связь в любом случае необходима, пусть она и достигается извне. Таким образом, возникает система, основанная на иерархическом подчинении понятий, охватывающих локальные явления реальности, общим категориям. Бергсону чужда подобная субординация.

592

Бергсон А. Введение. Часть первая. С. 83.

593

Бергсон А. Из сборника «Мысль и движущееся». Философия Клода Бернара / Анри Бергсон // Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь / Анри Бергсон; пер. и сост. И. И. Блауберг. М.: РОССПЭН, 2010. С. 186. См. также: Бергсон А. Введение в метафизику. С. 42.

594

См.: Бергсон А. Введение в метафизику. С. 12.

595

Бергсон А. Философия Клода Бернара. С. 186; курсив мой. – Е. Р.

596

Бергсон А. Творческая эволюция. С. 260.

597

Аосский Н. О. Условия абсолютного добра. С. 255.

598

Делёз Ж. Бергсонизм. С. 229; курсив мой. – Е. Р.

599

Там же; курсив мой. – Е. Р.

600

Бергсон А. Введение в метафизику. С. 21.

601

И. Блауберг подчеркивает, что интуиция есть «единое простое представление (образ)», и говорит об «образе длительности» (Блауберг И. И. Предисловие // Бергсон А. Творческая эволюция. Жуковский; М.: Кучково поле, 2006. С. 26, 17).

602

Вспомним, что для Бергсона интуиция и интеллект – равноправные функции мышления, предназначенные для познания разных сфер реальности.

603

Кронер Р. Философия творческой эволюции. С. 90. В. Ф. Асмус верно замечает (хотя и трактует в негативном смысле), что «вместо созерцания неподвижных вещей и их застывших, точно очерченных образов философия должна, по Бергсону, перейти к созерцанию текучих процессов, к постижению становления, „творческой эволюции“» (Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. С. 176). Естественно, что такая созерцательная позиция вызывает неприятие Асмуса.

604

Кронер Р. Философия творческой эволюции. С. 91.

605

Бергсон А. Творческая эволюция. С. 185.

606

Бергсон А. Введение в метафизику. С. 29.

607

Бергсон А. Введение в метафизику. С. 29.

608

Бергсон А. Введение в метафизику. С. 29.

609

Бергсон А. Введение в метафизику. С. 29.

610

«<…> Если бы интуиция могла существовать более нескольких мгновений, она обеспечила бы не только согласие философа с его собственной мыслью, но и взаимное согласие всех философов. Такая, какая она есть, ускользающая и неполная, интуиция в каждой системе является тем, что лучше самой системы и что ее переживает» (Бергсон А. Творческая эволюция. С. 236; См. также: Там же. С. 235, 260; Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 103; Бергсон А. Введение в метафизику. С. 38). Но, впрочем, здесь есть некоторое противоречие. Если мы действительно вживаемся в предмет посредством интуиции, то мы должны включить в этот процесс все наше существо, вместе со свойственным ему прошлым, а значит, и длительность, имманентную нашему сознанию. Но при условии мгновенности интуиции как можем мы актуализовать нашу длительность, интегрировать ее в процесс познания? Разве созерцание может быть мгновенным?

611

В данном случае интеллект синонимичен мышлению в целом.

612

Бергсон А. Введение в метафизику. С. 29. Здесь же находим еще более категоричное заявление: «Или не существует никакой философии, и всякое познание вещей есть познание практическое, направленное к тому, чтобы извлечь из этих вещей пользу, или философия состоит в том, чтобы перемещаться в самый предмет усилием интуиции» (Там же. С. 23). См. также: Там же, с. 10, 11, 31, 36, 42 (об усилии и напряжении); Бергсон А. Творческая эволюция. С. 235 (о насильственном характере интуиции).

613

«…Интеллект, даже когда он и не имеет дела с неорганизованной материей, следует усвоенным привычкам: он прилагает те же формы, которые присущи неорганизованной материи. <…> Именно это он и выражает, говоря, что только таким путем он достигает отчетливости и ясности. Таким образом, чтобы мыслить самого себя ясно и отчетливо, интеллект должен видеть себя в форме прерывности» (Бергсон А. Творческая эволюция. С. 171).

614

Бергсон А. Введение в метафизику. С. 44–45; курсив мой. – Е. Р.

615

Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. С. 141.

616

Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 103.

617


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"

Книги похожие на "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Ровенко

Елена Ровенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"

Отзывы читателей о книге "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.