Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"
Описание и краткое содержание "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон" читать бесплатно онлайн.
В книге исследуются рецепция и интерпретация базовых онтологических категорий – времени, пространства, материи – во французской философии и искусстве (музыка и живопись) рубежа XIX–XX веков. Выявляется соответствие двух картин мира, создаваемых каждой из этих областей человеческого духа. В орбиту изучения попадают наиболее примечательные фигуры, новации которых отражают кардинальный поворот в философском и художественном мышлении, прежде всего – с точки зрения трактовки важнейшей для миропонимания рубежа столетий категории времени. Философия Анри Бергсона, музыка Клода Дебюсси, фантазии Одилона Редона вступают на страницах книги в диалог, окрашенный в онтологические тона.
348
Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 111.
349
Бергсон А. Философская интуиция. С. 173. «…On a affaire à une image simple qu’il faut garder sous les yeux, parce que, si elle n’est pas 1’intuition géné ratrice de la doctrine, elle en dérive immédiatement et s’en rapproche plus qu’aucune des thèses prise a part, plus meme que leur combinaison» (Bergson H. L’intuition philosophique, P. 82).
350
См., например: Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 103.
351
Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 148. Философ сетует на то, что был неверно понят. «Превыше всего мы ставим усилие. Почему же это было истолковано столь ошибочно? Не будем говорить о тех, кто видит в нашей „интуиции“ инстинкт или чувство. Ни одна строка из того, что мы написали, не дает повода для такой интерпретации» (Там же). Однако в «Творческой эволюции», написанной за 15 лет до цитируемой работы, интуиция недвусмысленно приравнивается к инстинкту. (См., например: Бергсон А. Творческая эволюция. С. 185).
Об интуиции как форме мышления вскользь уже упоминалось в настоящей главе. Однако, поскольку вопрос этот крайне важен, я позволяю себе проакцентировать его не единожды и в разных контекстах – ведь от контекста зависят некоторые нюансы трактовки интуиции как одной из базовых категорий бергсоновского учения.
352
Мерло-Понти М. Сам себя созидающий Бергсон / Морис Мерло-Понти // Мерло-Понти М. Знаки / Морис Мерло-Понти; пер. с франц., примеч. и послесл. И. С. Вдовиной. М.: Искусство, 2001. (История эстетики в памятниках и документах). С. 209.
353
Бергсон А. Из сборника «Мысль и движущееся». Философская интуиция / Анри Бергсон // Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь / Анри Бергсон; пер. и сост. И. И. Блауберг. М.: РОССПЭН, 2010. С. 173; курсив мой. – Е. Р.
354
Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII – начало XX в. / Валентин Фердинандович Асмус; вступ. ст. В. В. Соколова. 3-е изд., стер. М.:ЕдиториалУРСС; Калуга: ГУП Облиздат, 2004. С. 170.
355
Бергсон А. Творческая эволюция / Анри Бергсон; пер. с фр. В. А. Флеровой, сверен И. И. Блауберг и И. С. Вдовиной; предисл. И. И. Блауберг. Жуковский; М.: Кучково поле, 2006. С. 34.
356
Кронер Р. Философия творческой эволюции / Р. Кронер // Логос: международный ежегодник по философии культуры. М.: Мусагет, 1910. Кн. 1. С. 90.
357
См.: Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения / Уильям Джемс; пер. с англ. Б. Осипова и О. Румера под ред. Г. Г. Шпета. М.: Космос, 1911. С. 119–122. «…Раз вы составили себе понятие о вещах, как „независимых“ вы должны идти дальше и отрицать возможность какой бы то ни было связи между ними, так как понятие связи не содержится в определении независимости. На том же основании вы должны отрицать всякую форму, всякий вид единства среди вещей, которые вы первоначально определили как „много“ вещей… В таком случае придется признать, что всадник никогда в жизни не может пойти пешком и фотограф заниматься чем-нибудь, кроме фотографии» (Там же. С. 121).
358
Бергсон А. Творческая эволюция. С. 36.
359
Мы не будем здесь касаться сложного учения Бергсона о материи как совокупности образов и его концепции восприятия; этим вопросам посвящена бергсоновская «Материя и память» – книга весьма непростая для чтения и неординарная в смысле не только высказанных идей, но и плана изложения. Надо заметить, что от этой работы Бергсона, критически осмыслив и интерпретировав ее в духе собственных философских поисков, во многом отталкивался Н. Лосский; поэтому труды русского интуитивиста проливают свет на не во всем ясную концепцию Бергсона.
360
Письмо У Джеймсу (Бергсон А. Письма / Анри Бергсон // Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь / Анри Бергсон; пер. и сост. И. И. Блауберг. М.: РОССПЭН, 2010. С. 310).
361
Блауберг И. И. Анри Бергсон и философия длительности / Ирина Игоревна Блауберг // Бергсон А. Собрание сочинений: в 4 т. / Анри Бергсон; вступ. ст. И. И. Блауберг. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1.: Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. С. 24.
362
Бергсон А. Материя и память / Анри Бергсон // Бергсон А. Собрание сочинений: в 4 т. / Анри Бергсон; вступ. ст. И. И. Блауберг. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1.: Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. С. 276. Приоткрыть завесу над бергсоновским пониманием опыта помогает разъяснение Делёза, расставляющего в приведенном высказывании интересные акценты: «Интуиция выводит нас за пределы состояния опыта к условиям опыта. Но такие условия не являются ни общими, ни абстрактными, они не шире, чем обусловленное; они – условия реального опыта» (Делёз Ж. Бергсонизм / Жиль Делёз // Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Жиль Деле’з; пер. с франц. и послесл. Я. И. Свирского; науч. ред. В. И. Аршинова. М.: Per Se, 2001. С. 242).
363
Мерло-Понти М. Сам себя созидающий Бергсон. С. 212.
364
Свирский Я. И. Послесловие. Философствовать посреди…/ Я. И. Свирский // Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Жиль Делёз; пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирского; науч. ред. В. И. Аршинова. М.: Per Se, 2001. С. 465. «…Бергсон… создает концепцию чистого опыта, опираясь на принцип трансцендентализма…» (Блауберг И. Анри Бергсон и философия длительности. С. 23).
365
Бергсон А. Творческая эволюция. С. 246.
366
Блауберг И. И. Анри Бергсон / Ирина Игоревна Блауберг. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 312.
367
Блауберг И. И. Анри Бергсон / Ирина Игоревна Блауберг. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 312.
368
Аксенов Г. П. Причина времени / Геннадий Петрович Аксенов. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 110.
369
См.: Блауберг И. Анри Бергсон и философия длительности. С. 22.
370
См.: Янчилин В. А. Тайны гравитации / Василий Леонидович Янчилин. М.: Новый Центр, 2004. 240 с. По сути, автор работы возвращается к Ньютонову принципу дальнодействия.
371
Цит. по: Блауберг И. Анри Бергсон и философия длительности. С. 23.
372
Бергсон А. Творческая эволюция. С. 48.
373
Делёз Ж. Бергсонизм. С. 240.
374
Бергсон А. Философская интуиция. С. 172. «…Une image qui est presque matière en ce qu’elle se laisse encore voir, et presque esprit en ce qu’elle ne se laisse plus toucher» (Bergson H. L’intuition philosophique. Conference faite au Congrès de Philosophie de Bologne le 10 avril 1911 / Henri Bergson // Bergson H. La pensée et le mouvant. Essais et conferences. Articles et conferences datant de 1903 a 1923 / Henri Bergson. Paris: Les Presses universitaires de France, 1969. (Collection: Bibliothèque de philosophie contemporaine). P. 81.)
375
Бергсон А. Материя и память. С. 307; курсив мой. – Е. Р.
376
Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 206–207.
377
Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 206.
378
Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 211.
379
Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 313.
380
См.: Лосский Н. О. Интуитивная философия Бергсона / Николай Онуфриевич Лосский. П6.: Учитель, 1922. С. 73.
381
Бергсон А. Материя и память: Предисловие к седьмому изданию / Анри Бергсон // Бергсон А. Собрание сочинений: в 4 т. / Анри Бергсон; вступ. ст. И. И. Блауберг. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1: Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. С. 160.
382
Цит. по: Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 153.
383
Бергсон А. Материя и память: Предисловие к седьмому изданию. С. 161. Вариациями на эту тему предстают строки Уильяма Джеймса: «Со времени Сократа нас учили, что действительность состоит из сущностей, а не из явлений, и что, зная определения вещей, мы тем самым познаем их сущность» (Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. С 120).
384
Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 154. Как уже говорилось, теория восприятия Бергсона, составляющая один из наиболее сложных для понимания и толкования аспектов его концепции, замечательно интерпретирована Н. Лосским (См.: Аосский Н. О. Интуитивная философия Бергсона. С. 42–65). Надо заметить, что Лосский, восхищаясь самой попыткой Бергсона исходить только из прямого описания того, «что очевидно происходит при осуществлении восприятия», замечает: «Термин „образ“ здесь в высшей степени неуместен, так как он склоняет к субъективированию среды и тела…» (Там же. С. 44). Соотношение термина «образ» в бергсоновской интерпретации с «идеей» Локка и «идеей» Беркли рассмотрено И. Блауберг (См.: Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 152–155).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"
Книги похожие на "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"
Отзывы читателей о книге "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон", комментарии и мнения людей о произведении.