» » » » Александр Черняк - Экономика города: учебное пособие


Авторские права

Александр Черняк - Экономика города: учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Александр Черняк - Экономика города: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентКнорусc6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Черняк - Экономика города: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Экономика города: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-406-00031-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономика города: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Экономика города: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Анализируется развитие городов разных исторических эпох (от античности до наших дней). Особое внимание уделяется экономическим особенностям функционирования российских городов. Приводится современная классификация населенных мест в России с учетом их экономико-географического положения, развития промышленного производства, специфики демографических процессов. Отдельные главы посвящены вопросам муниципального управления и самоуправления, развитию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетным системам муниципальных образований, целевым программам развития столичного мегаполиса и малых городов, концепциям инновационной политики г. Москвы.

Для студентов строительных и архитектурных вузов.






Строительством Москвы и других городов ведали начиная с XVI в. три Приказа[37]: разрядный, стрелецкий и каменных дел. Разрядный приказ занимался планировкой города и его перепланировкой после пожара 1626 г., Стрелецкий приказ ведал строительством укреплений, специальный Приказ каменных дел занимался организацией казенного строительного дела. Почти сто лет контролировал строительство приказ каменных дел, пока в 1681 г. не был включен в Приказ Большого дворца, но уже в следующем году снова получил права самостоятельности и в таком виде просуществовал до 1700 г., когда был «учинен» в Приказе Большого дворца в качестве «стола». При этом резко менялся состав Приказа каменных дел. Если в 1681 г. в него входило 120 записанных каменщиков, то после реорганизации в 1682 г. их количество сократилось до 50.

В течение чрезвычайно богатого событиями XVII в. территория России значительно возросла. В ее состав вошли Украина и Сибирь. К концу XVII в. образовался единый всероссийский рынок. Россия стала одним из величайших государств мира. Однако, несмотря на усиление торговых и культурных связей внутри страны и рост экономического потенциала центральной власти, Россия в экономическом отношении все еще отставала от передовых европейских стран.

К концу XVIII в. в стране имелось более 2 тыс. промышленных предприятий, из них около тысячи крупных. Например, в казенной парусной мануфактуре в Москве числилось 1162 рабочих, на суконной мануфактуре Щеголина – 730, на казенной суконной фабрике Микляева – 742. Однако при таком значительном объединении крепостного труда техническая концентрация производства в петровских мануфактурах была невелика. Судя по отдельным описаниям, «мануфактуры» часто представляли собой не единое централизованное предприятие, расположенное в одном здании, а скорее объединенную систему светелок, или даже частную работу на дому отдельных кустарей. Известно, что крупная парусная мануфактура Меншикова в Почепе состояла из 23 светелок для «работных людей», восьми амбаров для работ и ряда других деревянных построек. Другая парусная мануфактура – Строгановых – в 1732 г. состояла из 13 светелок в 7–8 окон каждая. Таким образом, «мануфактуры» представляли собой поселки. Создание такого важного производства, как Тульский оружейный завод, потребовало специального царского указа. В 1712 г. Петр I в целях «лучшего усмотрения и поспешания» в оружейном деле приказывает построить в Тульском заводе «Оружейный двор, дабы то ружье делать всеми мастеровыми на том Оружейном дворе безостановочно, а по домам, где кто живет, ружья впредь отнюдь не делать».

Организация водопроводного хозяйства в Москве началась в 1779 г., когда указом Екатерины II на эти цели было отпущено 1100 тыс. руб. Строительство финансировалось из государственного бюджета.

Если в начале XVIII в. строительство промышленных предприятий велось за казенный счет, то во втором десятилетии, продолжая финансировать их строительство, Петр I взял решительный курс на широкое привлечение частного капитала. Во всей крупной промышленности, созданной при Петре I, 43 % предприятий возникло на казенные средства и 57 % – на частные.

Система финансирования массового жилищного строительства в 30—40-е гг. XVIII в. была разделена на «частное» и «казенное» финансирование. Жилая застройка велась частными лицами на собственные средства. В отличие от жилищного казенное строительство финансировалось государством. Каменные приходские церкви в посадах строились на «сборные» деньги. Несмотря на необходимость строительства административных зданий в конце XVIII в., оно почти не велось по причине, главным образом, финансовых затруднений. Государство, как отмечает С.С. Ожегов, оказалось не в состоянии развернуть одновременно в ряде городов строительство многочисленных административных зданий[38].

В 1701 г. Петр ликвидировал Приказ каменных дел, который ведал строительством в течение 115 лет.

Реформы, проводимые Петром, получили законодательное выражение и оформление в указах, регламентах. За четверть столетия новой эпохи было обнародовано около сотни указов, связанных со строительством. Во многих из них намечались меры по упорядочению застройки.

Интенсивное строительство началось в России вместе с XVIII в. День 16 мая 1703 г. (27 мая по новому стилю), когда лопаты солдат и «работных людей» вонзились в сырую землю Заячьего острова, принято считать днем основания Петербурга, который в 1712 г. стал столицей. Долгое время грандиозное строительство поглощало огромные материальные, финансовые и трудовые ресурсы страны.

В 1703 г. десятки тысяч плотников, каменщиков, печников, штукатуров вместе с семьями начали перебираться из Москвы и других городов на отдаленную стройку «Петерх-Бурха».

Историк В.О. Ключевский писал, что в 1698 г. вслед за Петром в Россию «наехала огромная толпа всевозможных мастеров, нанятых им во время посещения Амстердама». Известный французский инженер (архитектор) И.Н. Леблон – «прямо диковинка», как звал его Петр, приглашен был в Россию с обещанием 5000 руб. ежегодного жалованья, казенной квартиры на три года и права через пять лет службы выехать за границу со всем имуществом, не платя за него пошлины.

В 1714 г. Петр ввел своего рода каменный налог на барочников, лодочников, извозчиков. Все суда и подводы, направлявшиеся от Ладожского озера в новую столицу, обязаны были бесплатно доставлять в казну от 10 до 30 булыжников не менее 10 фунтов каждый. За сведения о месторождении строительного камня предусматривались поощрения. Известную роль в отечественной камнедобывающей промышленности сыграл указ о том, чтобы мрамор и другие декоративные камни не выписывали из европейских стран, а находили в своей земле. Указ от 9 декабря 1714 г. запрещал повсеместно в стране каменное строительство. Но еще за несколько лет до этого указа Петр предпринял ряд энергичных мер, сведших каменное строительство в других районах к минимуму, пока «удовольствуют строением в Петербурге». Кирпичные сараи на Неве, Тосне и Черной, на Ладоге и в Новгороде производили 15 млн штук кирпичей в год.

С 1714 по 1718 г. каменное строительство в Москве, как и по всей России, было запрещено. Учитывая, что только недавно (в 1701 г.) был издан указ, запрещающий возводить в Москве в пределах Белого города деревянные строения, политика Петра в отношении строительства кажется непоследовательной и даже противоречивой. А.С. Пушкин писал, что был «издан тиранский указ о запрещении во всем государстве каменного строения под страхом конфискации и ссылки».

В то же время деревянное строительство дорожало. Так, на внутреннем рынке с 1740 по 1790 г. стоимость лесоматериалов увеличилась в 10 и более раз при одновременном росте цен, например, на хлеб всего в 2 раза.

Небывалое по масштабам строительство требовало огромного количества мастеровых людей. В 1710 г. было указано прислать из разных губерний 4720 мастеровых людей с семьями; в 1712 г. было велено переселиться в Петербург 1212 боярам, дворянам и офицерам; в 1714 г. потребовали прислать 300 семей купцов и столько же семей мастеровых людей, причем все они должны были быть из зажиточных. Даже далекая Сибирская губерния обязана была послать 299 человек, а всего с начала строительства к 1712 г. из Сибирской губернии было затребовано 2799 человек разных специальностей. Для Сибирской губернии при ее маломощности и отдаленности высылка мастеровых была чрезвычайно тяжела. Число недосланных и бежавших постоянно росло. Поэтому царским указом было предписано на петербургское строительство взамен каждого рекрута-мастерового вносить в казну по 10 руб. С посада Соликамска, где в 1678 г. насчитывалось всего 465 дворов, за 5 лет – с 1703 по 1707 г. – в рекруты на строительные работы было взято не менее 200 человек.

Денежные налоги при Петре I резко возросли, в том числе и на нужды строительства. Так, в 1712 г. был издан указ о ежегодном сборе денег с губерний в размере 20 тыс. руб. на заготовление и обжигание в Петербурге извести, в 1714 г. – о денежном сборе «на строение домов на Котлине острове», в 1721 г. – о сборе денег на построение Ладожского канала и т. д.

Только в 1721 г., после окончания русско-шведской войны, ограничения стали постепенно сниматься. Уже 11 мая 1721 г. был издан приказ Петра I о разрешении «в городах каменные церкви старые починивать… где нужда будет требовать и вновь строить позволить».

Примером организации труда на стройке Петербурга может служить возведение Петропавловской крепости. Здесь, как и на других стройках, преобладал ручной труд, но на более сложных работах, например гидротехнических, применяли копры, водоливные машины с конной тягой и многое другое. Только на земляных работах, объем которых составил 250 000 м3, трудилось 20 тыс. подкопщиков, о чем сообщала газета «Ведомости» осенью 1703 г. Строительные материалы в большом количестве подвозили на специальных судах. В 1709 г. в распоряжении коменданта крепости Брюса было 205 таких судов и 7623 грузчика.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономика города: учебное пособие"

Книги похожие на "Экономика города: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Черняк

Александр Черняк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Черняк - Экономика города: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Экономика города: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.