» » » Борис Тупоногов - Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие


Авторские права

Борис Тупоногов - Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие

Здесь можно купить и скачать "Борис Тупоногов - Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Тупоногов - Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие
Рейтинг:
Название:
Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-691-01853-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие"

Описание и краткое содержание "Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие" читать бесплатно онлайн.



В пособии представлены теоретические и практические материалы по специальному школоведению применительно к коррекционным общеобразовательным учреждениям для детей с нарушением зрения. Разработаны теоретико-методологические положения, функции управления, критерии оценочных компонентов знаний, умений и навыков учащихся; показаны основные формы организации, руководства и контроля в ходе образовательного и коррекционного процессов, специфика методической работы в школе и формы организации комплексной коррекционной работы.

В книге обобщён опыт работы коррекционных школ по созданию коррекционно-развивающего, адаптированного пространства и практические данные по медико-психолого-педагогической диагностике детей и осуществлению личностно ориентированного подхода к учащимся.

Перечисленные проблемы являются мало разработанными в коррекционной педагогике, поэтому пособие по специальному школоведению будет ценным методическим материалом не только для тифлопедагогов, но и для специалистов других дефектологических профилей (сурдопедагогов, олигофренопедагогов, логопедов, специалистов, работающих с детьми с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата, речи, с комбинированными дефектами и др.).






Контроль за работой педагогов, обслуживающего персонала, за работой ученических структур, организация детского самоуправления, вопросы психологического, медицинского сопровождения и школьной гигиены требуют управленческих решений.

Обучение, воспитание школьников, коррекция недостатков развития, связанных с отсутствием или неполноценным зрением, проблемы (ре)абилитации и социально-трудовой адаптации слепых и слабовидящих учащихся также нуждаются в управлении.

Специальная школа на современном этапе не рассматривается как целостная система, но это не значит, что она застывшая и не динамичная. Общество постоянно совершенствует социальный заказ для школы, вводятся новые передовые технологии, совершенствуется свой собственный опыт тифлопедагогической работы, внедряются новые средства обучения и коррекционной работы, качественно меняются методы контроля и руководства. Всё это требует осмысления и аналитической оценки, составления более оптимальных планов работы школы, изменения управленческих задач.

Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения III и IV видов в ходе управленческой деятельности решают кроме педагогических задач проблемы психолого-педагогической работы, офтальмологического сопровождения школьников с нарушенным зрением. Вследствие этого специальное школоведение должно решать следующие коррекционные задачи:

1. Комплектование школы, распределение детей по классам (группам) в зависимости от структурно-функциональных нарушений органа зрения и сопутствующих заболеваний и дефектов (слепые, частичновидящие, слабовидящие, классы охраны зрения, вспомогательные классы и др.).

2. Комплексное клинико-генетическое, психологическое, педагогическое изучение детей, их диагностирование, установление вторичных нарушений в развитии; организация наблюдений по динамике развития патологических процессов, разработка офтальмоэргономических и гигиенических рекомендаций для направленного образовательного процесса в школе.

3. Определение содержания коррекционно-педагогической работы, путей и средств её осуществления, форм организации этой деятельности.

4. Постоянное осуществление контроля и руководства за ходом коррекционно-восстановительного процесса, за коррекционной направленностью преподавания и осуществления воспитательной работы в специальной школе; совершенствование методов внутришкольного управления за коррекционными процессами.

5. Изучение и реализация путей и возможностей интеграции слепых и слабовидящих школьников в общество, определение специфики их трудового обучения и воспитания, социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации учащихся на доступные виды и профили труда.

6. Изучение и обобщение передового тифлопедагогического опыта работы, содействие распространению и внедрению инноваций в коррекционно-педагогический процесс.

7. Разработка и прогнозирование коррекционной работы на определённые периоды, определение основных направлений (ре)абилитационной деятельности; использование научных достижений отечественной и зарубежной дефектологии, тифлопедагогики, тифлопсихологии в организации и осуществлении коррекционных процессов в школе.

8. Создание необходимых тифлоэргономических условий для проведения коррекционно-восстановительной работы, разработка оригинальных пособий и оборудования для совершенствования всей (ре)абилитационной службы в школе.

Мы перечислили лишь основные задачи, которые необходимо решать при реализации основных положений специального школоведения – задачи коррекционной работы. Естественно, что существует и ряд других задач, важных и ёмких, которые также нуждаются в решении и реализации в ходе целенаправленной внутришкольной работы по контролю и руководству.

Коррекционно-педагогический процесс, осуществляемый в специальном (коррекционном) образовательном учреждении III и IV видов, – это не какая-то отдельная автономная деятельность, а часть образовательной системы, которая направлена на формирование гармонично развитой личности школьника с дефектом, связанным со зрительной патологией. То есть коррекция выступает как компонент системы.

Сама школа является целостной системой со многими, связанными между собой подсистемами, а последние имеют свои структурные компоненты, состоящие из отдельных элементов.

Само понятие «система» в последнее время очень широко используется в педагогической литературе, и в частности в публикациях по школоведению. Поэтому следует тщательно развести все компоненты системы, показать их условную самостоятельность, связь между собой и подчинённость системе более высокого уровня.

В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (1989), в исследованиях ведущих тифлопедагогов страны коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания детей с проблемами развития.

Если мы определяем коррекционно-педагогическую работу как систему, то в методологическом плане необходимо обозначить состав компонентов этой системы, необходимый и достаточный для её осуществления, а также её связь с системой высшего порядка. В этой связи М. С. Каган отмечает рациональный и качественный путь подхода к решению поставленной проблемы: «На наш взгляд, единственный эффективный путь решения этой задачи – подход к изучаемой системе как части некой метасистемы, т. е. извне, из среды, в которую она вписана и в которой она функционирует» (1974, с. 24).

Действительно, построение теоретической модели и разработка теории данной системы требуют определения функциональных связей в метасистеме между отдельными составляющими компонентами. Подбор компонентов, установление взаимосвязей и взаимодействий может создать целостную систему с новыми интегративными качествами, которые не свойственны отдельно взятым образующим элементам.

В современной науке категория целостности выступает как методологическая основа системных и, в частности, педагогических исследований и свидетельствует о новом этапе нашего миропонимания. Проблема целостности была выдвинута ещё Аристотелем, затем нашла своё отражение в работах таких философов, как Кант, Гегель и др.

Системный подход зародился в трудах первых биологов-эволюционистов, которые начали изучать биологические объекты как системы живых организмов. Такой подход быстро распространился в исследовательские сферы других наук.

По определению БСЭ, системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, он ориентирует исследователей на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нём и сведение их в единую теоретическую картину.

Методологическая основа управления коррекционно-педагогической работой подразумевает системное вхождение её в структуру более высокого порядка, а именно в школоведение. Интегративным показателем первой системы является степень компенсации дефекта развития, связанного с нарушением зрения учеников. Этот последний показатель контролируется в ходе проверок, является в то же время составляющей частью контроля за состоянием всей учебно-воспитательной работы в специальной школе. Да и сама школа представляет целостную систему.

Таким образом, школьная система является в структурном построении категорией более высокого ранга, системой, в которой действуют указанные субсистемы и действуют не автономно, а в тесной связи и взаимодействии.

Руководители и педагоги школы должны хорошо усвоить эту системную лестницу с позиций иерархии, функционального взаимодействия всех элементов и компонентов систем, их взаимную обусловленность. Только тогда будет выход на правильное планирование работы школы и на верное целенаправленное управление всеми жизненными процессами в данном образовательном учреждении.

В методологии важно подчеркнуть не только системный, но и ситуационный подход. Последний подразумевает отрицание единых, раз и навсегда данных, пригодных на все виды управленческой деятельности практических рекомендаций. Современный менеджмент (искусство получения результата от людей (М. П. Фоллет)) утверждает и предполагает творческий поиск концепций и действий в соответствии с конкретными ситуациями. Идеи выбора правильной позиции оптимального решения лежат где-то между рецептуарностью и неопределённостью, и задача руководителя – найти этот оптимум.

Ситуационный подход ни в коем случае не противоречит системному, а наоборот, его дополняет. Он очень важен в руководстве в школе для детей с нарушением зрения, так как здесь больше нештатных ситуаций, связанных с нарушением психофизического развития школьников по сравнению с образовательными учреждениями общего типа.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие"

Книги похожие на "Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Тупоногов

Борис Тупоногов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Тупоногов - Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие"

Отзывы читателей о книге "Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.