» » » » Валерий Анишкин - Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа


Авторские права

Валерий Анишкин - Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа

Здесь можно купить и скачать "Валерий Анишкин - Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа"

Описание и краткое содержание "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа" читать бесплатно онлайн.



Эта книга является продолжением темы «Быт и нравы царской России», и здесь представлены новые материалы из дворцовой жизни русских царей и жизни простого русского народа с древнейших времен до начала XX века, включая правление последнего царя. В книге можно найти новые сведения о государственном устройстве, торговле, стоимости товаров в разные эпохи и т. д., а материал книги расположен так, что позволяет легко найти ту информацию, которая интересует читателя.






Торговые отношения

Историки, в частности И. В. Петров (см. библиографию), считают, что торговля и торговое право развивались достаточно интенсивно в первые века существования Древнерусского государства, и огромное влияние на них оказал приток восточного монетного серебра в Восточную Европу в VIII – X вв.

Во Владимире ежегодно проводились многолюдные ярмарки, норвежские и другие купцы покупали невольников, меха и возвращались в свои родные края только осенью. Наша торговля настолько славилась богатством, что летописцы называют Русь страной изобильной всеми благами. Казна изобиловала товарами и продавала их в другие страны.

Имея господство на Черном море и хорошие торговые отношения с Византией, мы постепенно расширялись на восток вплоть до Каспийского моря, где царствовали хазары21. Нужно заметить, что благодаря торговле с Русью и Балтией, Константинополь с конца IX по конец X вв. увеличил население в 10 раз – с сорока до четырехсот тысяч человек. Русские неоднократно совершали походы в Хазарию, чтобы иметь доступ к Каспийскому морю и в прикавказские страны для торговли, но только в 965 г. Святослав разбил хазар и основал там русское княжество со столичным городом Таматархой (Тмутаракань).

Торговый путь русских в Хазарскую землю шел Доном. Поднявшись по этой реке до Белой Вежи, русские перетаскивали суда на сушу и, пройдя с ними небольшой волок до Волги, спускались по этой реке до Итиля, хазарской столицы. Русские привозили меха, мед, воск и невольников; в обмен же получали драгоценные камни, зеленый бисер, который был одним из любимых украшений русских женщин, золотые, серебряные и бронзовые изделия в виде цепочек, ожерелий, колец, булавок, блях для украшения одежды и конской сбруи; шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, овощи, пряности, вино. Особенно охотно русские обменивали свои товары на арабские монеты, употреблявшиеся на Руси не только как меновые знаки, но и как украшения. Многие из товаров, обращавшихся в хазарской торговле, получались из Индии и из других стран дальней Азии. К северу от хазар жили буртасы22, имевшие для торговли рогатый скот, хлеб, мед и воск, меха.

Как и норманны, россияне сочетали торговлю с грабежом и под видом купцов разбойники часто выезжали грабить на Черное море. В связи с этим можно вспомнить первый договор Олега с греками после его похода в Константинополь в 907 г.. Тогда Олег потребовал, чтобы Русь, приходящая в Царьград (Константинополь), могла брать съестные припасы в продолжение шести месяцев; купцы имели право брать хлеб, вино, мясо, рыбу, овощи, а также мыться в банях сколько хотят. При этом греческий император согласился принять условия Олега, если он запретит русским грабить греческие села, а также для торговли русским разрешено будет входить в город без оружия, в сопровождении императорских чиновников и не более 50 человек за раз через одни ворота.


Воинское искусство

В Древней Руси россияне сражались уже не беспорядочными рядами, как сражались раньше, а строем, под своими знаменами; у них была конница, как своя, так и наемная, а для обеспечения безопасности существовали – сторожевые отряды. Россияне занимались воинской подготовкой, для чего выходили в открытое поле. В бою российские воины надевали тяжелые латы, обручи, высокие шлемы. Оружием служили обоюдоострые мечи, копья и стрелы. Глубокими рвами окружали для безопасности не только крепости, но и полевые станы.

От варягов славяне постигли искусство мореплавания. От Игорева флота Царьград спас только греческий огонь23, состав которого великие князья пытались выведать. Хитрые греки уверяли, что им пользоваться могут одни христиане, и что его вручил императору Константину Ангел Небесный. Российские военные корабли в то время представляли собой гребные суда с большими парусами, достаточно быстрые, и вмещали 40 – 60 человек24.

Об организации войска нам известно, что главой его на суше и на море был князь, ему подчинялись воеводы, тысяцкие, сотники, десятские. Дружина князя состояла из опытных бойцов и бояр, охранявших князя и являвших собой пример для всех воинов. Дружина Игоря, например, носила его имя даже после его смерти. Варяги считались особым войском до самого правления Ярослава. Только они и гридни25, или мечники, получали жалованье из казны, остальные участвовали только в добыче.

Кроме дружины войско формировалось также из горожан и сельских жителей, которых набирали в случае похода.

На пиры, которые устраивались в честь военных побед, съезжалась знать со всех городов и множество народа. Для народа столы ставили на дворе. Знать пользовалась золотой и серебряной посудой. На пирах выступали гусляры или скоморохи


Одежда знати и простого населения

Если говорить о быте в Древней Руси, то он существенно отличался в городе и деревне, у знати и у простого населения. На жизнь людей влияли и торговые пути: там, где они проходили, люди жили лучше.

Крестьяне жили в небольших домах с маленькими окнами. Иногда это были полуземлянки. Печи топились по – черному. В городах строили деревянные дома, часто двухэтажные с несколькими комнатами. Боярские и княжеские хоромы представляли собой дворцы. Были и каменные княжеские дворцы.

Одевались тоже по-разному. Простолюдинки носили длинные рубахи из домотканого полотна (сермяги), которые доходили до ступней. Богатые женщины носили две рубахи – исподнюю и верхнюю из дорогих тканей. Рубаха подпоясывалась вышитым поясом. Поверх рубахи надевалась понева – юбка. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка26. Зимой носили шубы, которые были необходимой частью гардероба при суровом и холодном климате России.

Знать одевалась в похожую одежду, но шили ее из дорогих восточных тканей, а шубы из дорогих мехов. Плащи застегивались на одном плече золотыми застежками. В особых случаях поверх верхней рубахи надевали «ожерелье», т.е. воротник, который украшали, вышивая жемчугом и драгоценными камнями. Ноги крестьяне обували в лапти, которые дожили до XX в.. Горожане ходили в сапогах или поршнях (туфлях). У князей были в обычае сафьяновые сапоги без каблуков из кожи различных цветов. Порты, которые носили мужчины, заправлялись в сапоги или в лапти с онучами27. Шапки шили в виде колпаков из войлока или сукна. Знать щеголяла в парчовых шапках, украшенных драгоценными камнями, золотом или серебром.

Женская обувь была похожей на мужскую. Женщины носили либо лапти с онучами, либо сапоги без каблуков из цветной кожи, нередко вышитые.

С открытыми волосами могли ходить лишь только незамужние, и сорвать головной убор с женщины считалось тяжёлым оскорблением. Замужние женщины закрывали волосы плотно прилегающим чепцом – повойником. Сверху обычно надевали платок, сложенный в виде треугольника – убрус.


Ремесла и зодчество

Древние россияне были искусны в разных ремеслах, необходимых в их хозяйстве. Любая семья должна была делать многое своими руками, чтобы обеспечить нормальную жизнь. Мужчина обрабатывал землю, строил, плотничал; женщина пряла, шила, ткала. Строительство городов способствовало выполнению более тонких художественных работ, т.к. богатые хотели иметь в своих домах красивые вещи.

Русские с древних времен умели ткать холсты и делать сукна, умели выделывать кожи. Воины славились умением ковать железо и делали мечи и другие изделия из железа. В Европе высоко ценились кольчуги и прямые русские мечи. В городах производили топоры, серпы, лопаты и др. Железо выплавлялось из болотных руд в сыродутных «домницах».

Древнерусские ювелиры славились изготовлением различных украшений. В Киеве археологами была найдена мастерская по изготовлению стеклянных браслетов. Многие ремесленники занимались обработкой кожи и дерева, изготовлением тканей, одежды и обуви.

Развивалось зодчество. При Владимире начали строить великолепные церкви, в основном с помощью греческих зодчих, хотя еще и до этого в столице строились каменные здания. Ольга, например, жила в каменном тереме. Деревенские избы уже были похожи на избы нового времени, а горожане строили высокие дома, занимая верхнюю часть, а нижнюю оставляли для погребов, кладовых и других подсобных помещений. Во дворах ставили вышки для голубей. Наши предки знали плавильное искусство и резьбу, а также имели представление о живописи; иконописи русские могли научиться у греков.


Письменность – начало русской государственности

Мы уже говорили о том, что хотя письменность появилась на Руси в связи с официальным принятием христианства в 988 г., существуют факты, свидетельствующие о наличии христианства и письменности на Руси задолго до официального крещения.

Кириллица могла быть россиянам известна еще до Владимира, т.к. самым первым христианам нужны были книги для богослужения, хотя грамотных людей было крайне мало. Историки считают, что в ХI и ХII вв наша церковь пользовалась переводом Библии, сделанным Кириллом и Мефодием, и хотя ее несколько раз исправляли (при царе Алексее Михайловиче, при Петре I, при Елизавете Петровне), перевод сохранил свой первоначальный характер.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа"

Книги похожие на "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Анишкин

Валерий Анишкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Анишкин - Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа"

Отзывы читателей о книге "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.