» » » » Валерий Анишкин - Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа


Авторские права

Валерий Анишкин - Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа

Здесь можно купить и скачать "Валерий Анишкин - Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа"

Описание и краткое содержание "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа" читать бесплатно онлайн.



Эта книга является продолжением темы «Быт и нравы царской России», и здесь представлены новые материалы из дворцовой жизни русских царей и жизни простого русского народа с древнейших времен до начала XX века, включая правление последнего царя. В книге можно найти новые сведения о государственном устройстве, торговле, стоимости товаров в разные эпохи и т. д., а материал книги расположен так, что позволяет легко найти ту информацию, которая интересует читателя.






Кириллица могла быть россиянам известна еще до Владимира, т.к. самым первым христианам нужны были книги для богослужения, хотя грамотных людей было крайне мало. Историки считают, что в ХI и ХII вв наша церковь пользовалась переводом Библии, сделанным Кириллом и Мефодием, и хотя ее несколько раз исправляли (при царе Алексее Михайловиче, при Петре I, при Елизавете Петровне), перевод сохранил свой первоначальный характер.

Однако русская речь отличалась от письменной, была другой, и в результате мы получили два языка, книжный и разговорный, народный. Вот почему мы находим различие в языках Библии и Русской Правды, летописи Нестора и «Слова о полку Игореве».

Инициатором просвещения южных славян и вдохновителем миссии Кирилла и Мефодия считают византийского патриарха Фотия (60-е гг. IX в.).

Здесь необходимо отметить еще один немаловажный фактор, который должен был повлиять на закономерность возникновения письменности. Многие учёные28 отождествляют возникновение письменности с формированием государства на Руси, которое активно происходило уже в IX – X вв., В частности, Д. С. Лихачёв29 вопрос о начале русской письменности связывает с вопросом о начале русской государственности и приходит к выводу, что использование письменности на Руси нашло широкое применение помимо церковной богослужебной литературы ещё до официального крещения, и что к Х в. письменность прошла уже сравнительно долгий путь развития.


Природные катаклизмы IX – X веков

Летописи почти не упоминают о стихийных бедствиях и связанных с ними экономических последствий в IX в., разве что свидетельство о буре на Черном море в 860 г.

Русскими летописцами были впервые отмечены сильные ветры «с вихрем» и великие страшные грозы в 979 г. Пронесшиеся над Русью ураганы причинили много неприятности людям, скоту, а также диким животным.

В том же году летописи говорят о «знаменьях в луне, и в солнце, и звездах».

Через 12 лет (991 г.) на Русь обрушилась еще более грозная стихия: великое наводнение, отмеченное Никоновским летописным сводом, в котором говорится, что оно принесло людям «много зла». А через три года на Русь пришла тяжелая засуха. Тот же Никоновский свод отмечает, что в 994 г. была «сухмень велика и знойно добре». Во многих местах от бездождия погибли посевы. Вслед за засухой наступил голод. От этого стихийного бедствия пострадала не только Русь, но и Западная Европа, где два года подряд стояла такая жара, что высыхали реки.

В 1000 г. на Руси снова отмечается «поводь велика», а на Европу обрушилась столь сильная засуха, что в водоемах гибла рыба. Засушливым был и следующий год, а летом 1002 г. сильные дожди вызвали наводнения. Это стихийное бедствие отразилось на урожае и спровоцировало голод.

В Западной Европе, начиная с 1001 г. засуха продолжалась пять лет и вызвала длительный тяжелый голод и эпидемию.


Глава 3. РОССИЯ ХI – XIII веков.


Государственное управление. – Торговля внешняя. – Внутренняя торговля. – Деньги и безмонетный период. – Охота и промыслы. – Одежда и быт. – Воспитание, поведение. – Зодчество и живопись. – Врачевание, просвещение. – Катаклизмы, голод и эпидемии.


Государственное управление

В XI в. во главе Руси, как и прежде, стояли великие киевские князья, которые были уже полноправными правителями страны. Прежние мужи племенных княжений превратились в бояр, старшую великокняжескую дружину. Рядом была и младшая дружина, в которой состояли люди менее знатные. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии – на воевод, тысяцких, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов. Князь, прежде всего, выражал интересы верхушки общества – бояр, младших дружинников, богатого купечества, духовенства, но в то же время княжеская власть выражала интересы всего общества в целом, так как осуществляла оборону страны от иноземных вторжений, поддерживала порядок внутри страны, карала за уголовные преступления, насилия против личности, защищала права собственности, на которых оно держалось. К тому же, основная часть общества состояла из лично свободных людей, и княжеская власть выражала их интересы в целом.

На Руси XI – XII вв. сохранялось еще немало остатков старых отношений. Так, в городах при решении важнейших вопросов собиралось вече, куда приходили все свободные жители. Несмотря на завещание Ярослава, власть в период XI – XII вв. передавалась и по старшинству, и по завещанию, и по наследованию от отца к сыну. В это же время появляются первые вотчины30 бояр, воевод, посадников, старших дружинников. С XI в. отмечено и появление церковных земельных владений. Великие князья предоставляли эти владения высшим иерархам церкви – митрополиту, епископам, монастырям, церквям. Однако верховная собственность на это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, но мог и отнять ее у владельца за преступления против власти и передать ее другому лицу.


Торговля внешняя

Внешняя, т.е. иноземная или «заморская», торговля в России того времени была довольно обширна, хотя торговали с иноземными государствами в основном большие города, а мелкие населенные пункты удовлетворяли потребности в товарах внутри своей округи.

В древности заморский «купец» часто назывался словом «гость». Правда, так называли и нашего купца, торговавшего с чужеземными странами: «Иные по морю плавают, а по земле гостьбы деют, беря богатство»31.

Средневековые купцы не боялись ни расстояний, ни климатических перемен. Русских купцов можно было встретить в Средней Азии, в Константинополе, в Дании, на острове Готланд и т. д. В свою очередь, венецианские, чешские, греческие, среднеазиатские, немецкие и другие гости посещали Киев, Новгород, Смоленск и прочие древнерусские города.

С. М. Соловьев ссылается на Никоновскую летопись32, когда говорит, что главным предметом русской торговли в Константинополе были невольники, которых доставляли скованными через пороги. Кроме рабов в Константинополь шли русские товары: мед, воск, меха. Те же товары везлись из Руси и в Болгарию, а также в Переяславец Дунайский.

На богатом востоке руссы продавали меха, которые там высоко ценились, и рабов, а в обмен брали дорогие камни, зеленый бисер, золотые и серебряные изделия, цепочки, ожерелья, булавки, кольца, пуговицы и т. д.

В Киев также каждый год приходили купеческие корабли из Константинополя. Богатые товары были настолько важны для государства, что князья присылали войско к Киеву для защиты судов от половцев. Россияне покупали соль в Тавриде и привозили в Сурож (Судак) драгоценные меха, чтобы обменять их у восточных купцов на шелковые ткани и пряности, вино, плоды, золото (как товар), серебро и коней, привозимых из Венгрии. Половцы, которые овладели почти всем Крымом, понимая свою выгоду, не мешали торговле. В Киеве жили греки, армяне, евреи, немцы и др. народы, привлеченные выгодами торговли и гостеприимством россиян, которые не препятствовали латинским христианам отправлять свое богослужение.

Другим важным торговым путем было Каспийское море и Волга. Армяне выменивали у нас меха и кожи на персидские и др. товары, а болгары привозили сафьяны и юфть33. Новгород собирал дань серебром и мехами в Югре и посылал корабли в Данию и Любек.

Существуют свидетельства, что индийские, персидские и арабские товары шли как раз через Волгу и другие наши реки к пристаням Балтийского моря.

В Новгороде издавна жили голландцы и немцы. В Новгороде голландским и немецким купцам были отведены особые дворы, где они пользовались полной независимостью, и только княжеский посол мог входить к ним. Голландцы имели в Новгороде свою церковь (Св. Олава), а немцы храм Св. Петра.

Союз, известный в истории как Ганза34, старался угождать россиянам, пресекая злоупотребления, наказывала своим купцам, чтобы товары их были добротными. Немцы привозили тонкие сукна, соль, хлеб (в случае неурожая) и покупали у нас меха, мед, кожи, пеньку, лен.

Договором запрещалось ввозить в Россию золото и серебро, но выгода заставляли их нарушать этот запрет, и они привозили в Новгород и золото, и серебро.

Древняя Биармия35, которая стала частью Новгородской земли, все еще привлекала купцов, и шведские и норвежские корабли ходили к устью Северной Двины вплоть до ХIII в.

Большую торговлю с Ригой, Голландией и с немецкими городами вел Смоленск. Об этом свидетельствует договор, который заключил в 1228 г. смоленский князь Мстислав Давидович36.


Внутренняя торговля

Товары иноземного происхождения доходили и до мелких городов, но в условиях натурального хозяйства потребность в привозных товарах в этих городах была небольшой. Тем не менее, в XI – XIII вв. в древнерусских городах существовал рынок, без которого обойтись было нельзя. Городской рынок назывался «торгом», «торговищем» или «торжищем». На торгу всегда собиралось множество народа. Здесь объявляли княжеские распоряжения, сведения о пропаже вещей, холопов и т. д.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа"

Книги похожие на "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Анишкин

Валерий Анишкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Анишкин - Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа"

Отзывы читателей о книге "Богатство и бедность царской России. Дворцовая жизнь русских царей и быт русского народа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.