Виталий Полищук - Философия биполярности: зло и добро
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия биполярности: зло и добро"
Описание и краткое содержание "Философия биполярности: зло и добро" читать бесплатно онлайн.
Публицистическая часть этой книги – работа, завершающая мировоззренческие поиски автора, попытку обосновать философскую теорию биполярности. Некоторые вопросы, рассмотренные в ней, отражают желание автора ответить на вопросы читателей, а также самому себе о перспективах человеческой цивилизации вообще и России – в частности. Проза представлена несколькими рассказами и маленькой повестью. Это – своеобразная «проба пера», первая попытка автора работы в данном литературном жанре.
Если посмотреть на окружающую нас жизнь и представить себе ее в отсутствии человека и любых следов его деятельности, мы увидим, как гармонично, в состоянии равновесия существуют многочисленные биполярности. И поедание животными друг друга предстает не как некое отвратительное действо, а как необходимость, и речи не может в этом случае идти о некоем Зле либо Добре – и то и другое – суть порождение человеческого отношения к окружающему миру. Вот только человек весьма редко признается себе в том, что Зло изначальное – он сам. Представим себе, что в девственный уголок природы, который мы только что наблюдали, вторгся человек. И что в результате пройзойдет с этим природным комплексом?
Человек, в отличие от общественных насекомых (пчел, муравьев и других) обладает разумом. Именно разум толкает нас все вперед и вперед, по пути «развития цивилизации и человеческой культуры», именно он – воплощенное в конкретные действия зло, а помимо него не может быть Зла. Как, впрочем, и добра; есть лишь всеобщая гармония всего и вся.
И в связи с вышесказанным встает вопрос – возможно ли равновесие между Добром и злом в транскрипции человеческих представлений? Фраза эта принадлежит одному из популярных писателей современной России А. Бушкову. Не может, скажу я, и вот почему. Не может быть никаких отношений (равновесия, борьбы, вообще появления и исчезновения) между тем, чего нет помимо наших представлений. Абстрактными категориями мы оперировать можем, выстраивать из них логические (алогичные) конструкции – как говорится, ради бога, – но это будут отношения не между явлениями, а всего лишь между нашими представлениями о «якобы явлениях», а согласимся, это не одно и то же.
И уж коль мы перешли к философским абстракциям, давайте на время «оживим и наделим разумом» Вселенную. И пусть она как бы со стороны посмотрить на наш уголок «себя самое» и попытается найти зло. Уверяю вас, читатель, Зло она обнаружит единственно лишь в образе человечества, хищной плесенью покрывающего планету Земля и окружающее ее пространство и уничтожающего все, до чего оно может дотянуться.
Что касается Добра – то это все остальное. Ибо для Вселенной добро – синоним понятия «всего сущего». Вселенная не станет вводить некое понятие «добро» из-за того лишь, что где-то возникло то, что можно обозначить словом «зло». Вообще злокачественные изменения в какой-то части организма мы, люди, называем болезнью…
Таким образом, Добро и зло не есть внешние категории окружающего мира, они есть внутреннее наше содержание, наше Я, суть наших взаимоотношений с окружающим миром и друг с другом. С констатации этого, впрочем, начинается определение, взятое нами из философского словаря, составленного в духе философии марксизма: «Добро и зло – наиболее общие понятия, служащие для нравственной оценки действий и поступков отдельного человека, …больших групп людей». Но фактически определение – неверно, так как подразумевает деление человеческих действий, их влияния на окружающий мир на хорошие и плохие, Добро и зло. А зло для окружающего мира – само существование человечества.
Конечно, мы не желаем согласиться с этим. Мы на протяжении всей истории нашей убеждаем сами себя, что это не так. Мы создали науку философию, разработали понятия философских категорий, и философия позволяет нам, в частности, с помощью философских категорий обосновать закономерность и объективную необходимость существования человечества. Если категории ОБЩЕЕ и ОСОБЕННОЕ применить к сути обсуждаемого вопроса, то общим будет Вселенная, а особенным – наша цивилизация. Тогда СЛЕДСТВИЕ – появление человека разумного, ПРИЧИНОЙ же служит эволюция Жизни, причем эволюция – понятие всеобъемлющее, а следовательно, ПРИЧИНА – само появление Вселенной и ее развитие (эволюция). Если применить теперь категории НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ, то подавляющая часть человечества рассматривает собственное существование как результат проявления необходимости, но никак не случайности. Отметим при этом справедливости ради, что есть ученые, которые рассматривают и существование человека разумного, и Жизни вообще именно как случайное явление, но никак не как необходимость.
Категории СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА применительно к человеческой деятельности используются для объяснения и характеристика этой деятельности как чего-то необходимого, все формы деятельности делятся на плохие и хорошие, то есть относятся либо к категории Добра, либо Зла; это же касается и содержания этой деятельности.
В конечном счете все философские размышления, если они касаются человеческой деятельности, либо оправдываются, либо нет – при этом их относят либо к добрым, либо к злым деяниям. И мы имеем возможность еще раз отметить, что Зло и добро не существуют нигде помимо человеческого сознания. Таким образом абсурдна сама попытка персонификации Добра и Зла. Это относится и к попыткам материализации понятий Д. и З., представления их в виде чего-то существующего помимо сознания человека.
Думается, будет гораздо полезнее и для цивилизации, и для окружающего нас мира, если человек перестанет рассматривать все вовне (и внутри) себя разделенным на Добро и зло, а осознает необходимость уменьшения степени своего воздействия (любого воздействия!) на окружающий мир. Но это приведет к увеличения роли целенаправленного воздействия (регулирования, управления) внутри человеческих коллективов (государств, геополитического пространства планеты вообще). Однако процессы, происходящие в мире, показывают, что цивилизация стремится идти под воздействием группы наиболее развитых стран мира наоборот по пути уменьшения регулирования и целенаправленного воздействия на Личность. Это порочный и гибельный путь, но предостережения подобного рода во внимание сейчас не принимаются. Человечество всегда предпочитало подобным прогнозам слепую веру в бога, всевластие добрых и злых сил. Думается, это результат несовершенства разума, еще одного свидетельства того, что фактически Разум – болезнь Жизни. Ведь все вокруг стремится к гармонии, я уже писал ранее, что это – результат действия вселенского закона биполярности. Разум же постоянно вносит хаос как в неживую природу, так и в функционирование нормального (без вмешательства человека) существования биосферы. Оправдание этих разрушительных действий человек разумный достигает через веру в бога, вообще в существование помимо него злых и добрых сил.
Давайте посмотрим на эволюцию религиозных представлений и взглядов людей.
Сначала человек обожествлял все неживое и живое, что окружало его непосредственно, что он видел и знал. Стремлению придать некие сверхъественные черты тому, от чего непосредственно зависела жизнь человека, можно как-то и объяснить, и оправдать. Это касается и неживой природы, и ее живой части. И уже на этом этапе появляются представления о Добре и зле.
Второй этап – более четкое вычленение добрых и злых сил и персонификация их уже через божества, имеющих облик полулюдей – полуживотных. Налицо некое определение статуса человека, как чего-то высшего, стоящего над остальным миром. Правда, такое представление было пока нечетким, расплывчатым, о чем свидетельствовал предполагаемый облик богов того периода.
Следующий этап – господство религий, где многобожие представлено в виде небожителей в облике человеческом, причем эти боги даже имели детей от представителей человеческой расы. Стремление уподобиться богам принимает четкие очертания, и некоторые императоры того времени просто объявляют себя богами – не больше и не меньше. Отметим, что статус бога – это неподвластность человеческому суду и возможность совершать ЛЮБЫЕ ДЕЯНИЯ.
Затем осуществляется переход к монотеизму. Теперь в качестве бога выступает имеющее облик человека существо, которое определяет дарованными людям нормами поведения их действия (что есть хорошо, а что – плохо). Ранее я уже упоминал о том, что религии, оправдывая существование института частной собственности, трактовки собственности как чего-то изначального, священного, фактически этим как бы «дали добро» на уничтожение окружающего человека мира. Пристальное внимание к действиям современных религиозных конфессий позволяет утверждать, что различные религии двигаются, не смотря на некоторые различия, по пути универсализации и приспособления религиозных учений, как сказали бы совсем недавно у нас в стране, именно «к нуждам крупного капитала».
Мы же скажем современным языком – религии оправдывают существование КАК ЕДИНСТВЕННО и РАЗУМНЫХ, и УГОДНЫХ БОГУ, рыночных отношений. А именно они и есть наиболее разрушительные для окружающего нас мира.
Так что можно еще раз сказать – существование бога выгодно в первую очередь – для благополучно функционирующего разветвленного института священнослужителей, живущих за счет веры людей в некие высшие силы; ну, а во вторую – для самих верующих, так как позволяет и оправдать разрушительное воздействие человека на окружающий мир, и при необходимости облегчить душу каждого, кто пройдет процедуру исповеди и получит отпущение грехов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия биполярности: зло и добро"
Книги похожие на "Философия биполярности: зло и добро" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Полищук - Философия биполярности: зло и добро"
Отзывы читателей о книге "Философия биполярности: зло и добро", комментарии и мнения людей о произведении.