» » » Владимир Строгецкий - Основы культурологии


Авторские права

Владимир Строгецкий - Основы культурологии

Здесь можно купить и скачать "Владимир Строгецкий - Основы культурологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Строгецкий - Основы культурологии
Рейтинг:
Название:
Основы культурологии
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-2596-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы культурологии"

Описание и краткое содержание "Основы культурологии" читать бесплатно онлайн.



В пособии рассматриваются вопросы возникновения науки культурологии в США, в Европе и в России на основе изучения проблемы межкультурных отношений. Исследуется культурология как междисциплинарная наука; выясняются проблемы взаимоотношения человека и природы, место мифологии и искусства в контексте культурологии; характеризуется соотношение культуры и цивилизации, нравственности и культуры; выявляются сущность политической культуры и соотношение культуры и науки. Пособие предназначено для студентов бакалавриата. Издание подготовлено в рамках государственного задания на выполнение проекта 6.4957.2011 «Стратегии межкультурной коммуникации и этноконфессиональная безопасность России».






4. Сущность тоталитарной культуры

После второй мировой войны тоталитарные режимы сложились при активной помощи СССР в Китае, где коммунистическим вождем стал Мао Цзе-Дун, в Северной Корее – Ким Ир-Сен, во Вьетнаме – Хо Ши Мин. С помощью насаждения и укрепления тоталитарных коммунистических режимов СССР стремился закрепить свое господство и в странах Восточной Европы, которые в 1955 г. были объединены Варшавским договором.

Длительное господство тоталитарных режимов почти в течение всего XX в. сформировало и особый характер тоталитарной культуры. Ее главными целями являлись сплочение всего народа вокруг государственной власти, персонифицируемой вождем, опиравшимся на деспотический, жесткий и беспринципный режим. Важнейшими элементами этого режима были:

1) единственная политическая партия, узурпировавшая всю полноту власти во всех ее проявлениях;

2) армия и военно-промышленный комплекс и милитаризация политической, экономической и духовной жизни в стране;

3) органы госбезопасности и репрессивный аппарат, установившие тотальный контроль в обществе.

Таким образом, тоталитарная культура характеризуется:

– монополизированной партийной идеологией;

– военизированным жестоким порядком и апологией силы;

– созданием с помощью пропагандистских приемов в обществе атмосферы «осажденной крепости» в отношениях с внешним враждебным миром, а внутри страны, насаждая подозрительность, шпиономанию и постоянно организовывая идеологические компании по борьбе с «врагами народа»;

– тоталитарная культура – антинародная и архаичная – основывается на культивировании мифологических образов героев: спортивный атлет, воин, передовой рабочий или работница, вождь, который снисходит до общения с простым народом и это подается СМИ как единство власти и народа;

– от тоталитарной культуры в различных ее проявлениях (политико-идеологических, литературно-художественных, музыкальных, архитектурных философских, научных и других формах) требовалось нагнетания идеологической лжи, воспитания в сознании людей культовой идеализации отдельных людей, вождей, ситуаций, идеологемм;

– тоталитарная культура создавала эффект показной «правдивости» и лжи в искусстве, философии, науке, повседневной жизни и в политических доктринах;

– деятели культуры, ученые, инженеры в тоталитарном государстве становились объектом целенаправленной селекции (отбора) и деления на благонадежных и преданных героев и врагов, вредителей, пособников иностранных спецслужб.

Таким образом, тоталитарная культура разрушала подлинную национальную культуру, наносила неоценимый вред науке, развращала сознание простых людей. Но вместе с тем тоталитарное государство и его тоталитарная культура не способны были превратить весь народ в зомбированную порабощенную массу. Это неспособны были сделать даже такие изощренные и жестокие тоталитарные системы как гитлеровский национал-социализм и ленинско-сталинский советский коммунизм.

Те представители науки, искусства и политики, признанные неблагонадежными, опасными, лишними и ненужными людьми, объединялись в диссиденские организации, общества борьбы за гражданские права, антитоталитарные политические организации. Эти антитоталитарные движения и организации, получая помощь со стороны Международных демократических организаций и демократических правительств, способствовали разрушению тоталитарных режимов. Именно таким образом пал советский тоталитарный режим.

Борцами против тоталитаризма в Германии были Т. и Г. Манны, Брехт, Ясперс, Фромм, а также борцы с гитлеровским режимом в годы второй мировой войны, среди которых особенно выделяется имя полковника Штауфенберга.

В Советском Союзе сопротивления советскому тоталитарному режиму оказывали Гросман, Шаламов, Сахаров, Солженицын и др. Во время войны генерал Власов создал из оказавшихся в немецком плену советских солдат русскую освободительную армию (РОА).

Но, к сожалению, в России полностью не было ликвидировано наследие тоталитарного советского коммунистического режима. Решительного преодоления этого наследия на уровне государственной власти ни при Горбачеве, ни во время президентства Ельцина, Путина и Медведева не было проведено. Поэтому и сегодня в сознании простых людей старшего и среднего возраста независимо от их образования имена не только Ленина, но и Сталина сохраняют ореол величия. Сталина называют лучшим менеджером, государственником, воссоздателем российской советской империи. В этом и заключается главная причина отсталости сегодняшней России и невозможность ее модернизации.

Итак, выделяются два фактора, имеющие важное значение для понимания культуры: античное культурное наследие и классическая система образования.

Почему античность? Многие заблуждаются, считая, что она незначима, потому что она погибла две тысячи лет тому назад, а древнегреческий и латинский языки – это сегодня мертвые языки. Античное культурное наследие живет. Оно живет в европейских и славянских языках и именно это роднит славянские и европейские народы. Поэтому противопоставлять Россию Европе бессмысленно и бесперспективно. Она была частью Европейской культуры, не тюркоязычной, не семито-хамитской, а именно европейской культуры. И абсолютно не важно, что территория России простирается с крайнего Запада до Дальнего Востока. Поэтому теория евразийства имеет право на существование, но она не может ликвидировать европейскую сущность российской культуры, которая живет в языке. Ведь язык, именно русский язык, «есть исповедь народа, в нем слышится его природа, его душа и быт родной». Так писал выдающийся русский поэт Фет.

Античное культурное наследие живет также в греко-римском праве.

В VI в. от Р.Х. в период правления византийского императора Юстиниана процесс развития греко-римского права, начиная с VI в. до Р.Х., завершился созданием важнейшего правового памятника CORPUS JURIS CIVILIS, который явился теоретической и фундаментальной базой для наполеоновского CODE CIVIL (гражданское право), ставшего основой правовых отношений большей части Европы и США. Этот правовой документ был взят за основу при составлении Германского гражданского уложения, принятого в 1900 г.

Международное Римское право стало основой и для проведения судебно-правовой реформы Александра II. Несмотря на то, что Ленин и большевики уничтожили судебно-правовую систему России и создали так называемое «советское право», появившийся в 1991–1993 гг. новый гражданский кодекс отразил некоторые элементы международного римского права. Но, к сожалению, современная российская правовая система все еще находится в тисках советского права. В ней не утвердились важнейшие принципы международного Римского права, а именно приоритет частного права над публичным правом и международного права над местным правом и священное право частной собственности. Причину этого нужно видеть вовсе не в особой ментальности российского народа, особом пути развития России, о чем любят рассуждать сегодняшние наследники славянофильства и евразийства. На самом деле придуманные концепты «особый путь» «особая ментальность» – это всего лишь эвфемизмы, то есть желание с помощью этой терминологии скрыть реальную отсталость нашей страны во многих сферах развития, обусловленную тем, что до конца не преодолено наследие советского коммунистического тоталитаризма, формировавшегося, начиная с 20-х гг. XX в., в то время как германский нацистский тоталитаризм был преодолен у немцев в течение 10 лет после разгрома гитлеровского нацизма и капитуляции Германии.

Другой причиной отсталости нашей страны является записанное в конституции признание современной России правопреемницей прекратившего свое существование как несостоявшегося и распавшегося СССР. Поэтому современная Россия по-прежнему находится в тисках советских антидемократических правовых отношений.

Античное культурное наследие сохранилось в христианской религии, возникшей в римской религиозно-культурной традиции в период формирования Римской империи в I в. от Р.Х.

Следы античного культурного наследия можно и сегодня обнаружить в экономике, политике, различных сферах культурной жизни не только европейских и славянских стран, но и государств, которые казалось бы далеки от античной культуры как, например, Япония, Индия и некоторые страны Юго-восточной Азии и латинской Америки.

С сохранением античного культурного наследия тесно связано и классическое образование. Правда, необходимо сказать, что «культура» и «образование» – понятия, хотя и независимые, но связанные между собой. Действительно культурный человек – это не всегда образованный человек как и образованный человек далеко не всегда культурный. Тем не менее, без подлинного воспитания и образования не может быть в обществе и настоящей культуры. Поэтому, чтобы окончательно преодолеть вековое отставание нашей страны уже не только от развитых европейских стран, но и от быстро развивающихся стран Азии и некоторых стран Латинской Америки, нужно считать возрождение классического образования и культуры главной стратегической задачей и финансировать их не по остаточному принципу. Наконец, нужно восстановить Министерство народного просвещения, обеспечив его полноценным финансированием и высококвалифицированными специалистами в области гуманитарных наук, а не случайными людьми технократической направленности. Наделить его соответствующими полномочиями для того, чтобы оно объединило усилия свободной некоррумпированной интеллектуально и творчески мыслящей подлинной элиты из числа профессиональных специалистов в области культуры, учителей и профессорско-преподавательских составов вузов и использовало СМИ для широкой просветительской деятельности всего детского и взрослого населения России. Эта работа должна быть направлена на последовательное и радикальное преодоление советского коммунистического тоталитарного наследия, являющегося главным тормозом в развитии и модернизации страны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы культурологии"

Книги похожие на "Основы культурологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Строгецкий

Владимир Строгецкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Строгецкий - Основы культурологии"

Отзывы читателей о книге "Основы культурологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.