» » » Владимир Строгецкий - Основы культурологии


Авторские права

Владимир Строгецкий - Основы культурологии

Здесь можно купить и скачать "Владимир Строгецкий - Основы культурологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Строгецкий - Основы культурологии
Рейтинг:
Название:
Основы культурологии
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-2596-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы культурологии"

Описание и краткое содержание "Основы культурологии" читать бесплатно онлайн.



В пособии рассматриваются вопросы возникновения науки культурологии в США, в Европе и в России на основе изучения проблемы межкультурных отношений. Исследуется культурология как междисциплинарная наука; выясняются проблемы взаимоотношения человека и природы, место мифологии и искусства в контексте культурологии; характеризуется соотношение культуры и цивилизации, нравственности и культуры; выявляются сущность политической культуры и соотношение культуры и науки. Пособие предназначено для студентов бакалавриата. Издание подготовлено в рамках государственного задания на выполнение проекта 6.4957.2011 «Стратегии межкультурной коммуникации и этноконфессиональная безопасность России».






Следы античного культурного наследия можно и сегодня обнаружить в экономике, политике, различных сферах культурной жизни не только европейских и славянских стран, но и государств, которые казалось бы далеки от античной культуры как, например, Япония, Индия и некоторые страны Юго-восточной Азии и латинской Америки.

С сохранением античного культурного наследия тесно связано и классическое образование. Правда, необходимо сказать, что «культура» и «образование» – понятия, хотя и независимые, но связанные между собой. Действительно культурный человек – это не всегда образованный человек как и образованный человек далеко не всегда культурный. Тем не менее, без подлинного воспитания и образования не может быть в обществе и настоящей культуры. Поэтому, чтобы окончательно преодолеть вековое отставание нашей страны уже не только от развитых европейских стран, но и от быстро развивающихся стран Азии и некоторых стран Латинской Америки, нужно считать возрождение классического образования и культуры главной стратегической задачей и финансировать их не по остаточному принципу. Наконец, нужно восстановить Министерство народного просвещения, обеспечив его полноценным финансированием и высококвалифицированными специалистами в области гуманитарных наук, а не случайными людьми технократической направленности. Наделить его соответствующими полномочиями для того, чтобы оно объединило усилия свободной некоррумпированной интеллектуально и творчески мыслящей подлинной элиты из числа профессиональных специалистов в области культуры, учителей и профессорско-преподавательских составов вузов и использовало СМИ для широкой просветительской деятельности всего детского и взрослого населения России. Эта работа должна быть направлена на последовательное и радикальное преодоление советского коммунистического тоталитарного наследия, являющегося главным тормозом в развитии и модернизации страны.

Вопросы для самостоятельной подготовки и итогового контроля по теме: «Культура и образование»

1. Что такое античность и античное культурное и каковы его основные черты?

2. Что такое Возрождение и в чем его значение для развития образования и культуры всех стран?

3. Что такое классическая система образования и в чем его достоинства?

4. Когда традиции ренессансной культуры стали распространяться в России и почему Россия в этом отношении отставала от Европы почти на три века?

5. Какова роль Петра I, Елизаветы, Екатерины II и Александра I в утверждении традиций ренессансной культуры и классической системы образования?

6. Какие факторы в начале XIX в. способствовали внедрению в Российскую жизнь достижений европейской культуры и системы классического образования?

7. Что нужно считать в правлении Николая I трагической ошибкой для будущего России?

8. Кто такие классицисты и реалисты и в чем заключались различия их требований?

9. Каково было содержание реформ Александра II, в том числе и в области образования и в чем проявилось их значение для развития российской культуры, науки и образовательной системы?

10. Какими трагическими последствиями для судьбы России обернулся захват большевиками власти в октябре 1917 года?

11. Что такое тоталитаризм и какие типы тоталитарных режимов сложились в течение XX в., где и когда? В чем смысл советского коммунистического тоталитарного режима и как он повлиял на образование, воспитание и культуру России?

12. Что такое тоталитарная культура и каковы ее цели и особенности?

13. Каковы пути выхода и преодоления тоталитарного экономического, социального, политического и нравственного кризиса в России, в котором она находится с момента провозглашения в 1991 г. суверенного Российского Федеративного государства?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Запесоцкий А. Образование: философия, культурология, политика. М., 2003.

2. Запесоцкий А. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. СПб.: СПб ГУП, 1996. – Новое в гуманитарных науках; Вып. 2.

3. Строгецкий В. М. Теоретическиеосновы культурологи Часть I: Античность и проблемы мировой науки. Н. Новгород, 2009. С. 28–38.

4. Капнист П. П. Классицизм как необходимая основа гимнзического образования. М., 1900.

Дополнительная литература

1. Саймон Б. Общество и образование. М., 1989.

2. Шадриков В. Д. Философия образования. М., 1993.

3. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. М., 1993.

4. Эймонтова Р. Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX века. М., 1993.

Тема III

ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

1. Понятие и сущность цивилизации

Наряду с понятием «культура» в современной культурологии не менее часто используется и понятие «цивилизация». Слово это, как и понятие «культура», латинского происхождения: civis – гражданин, civitas —гражданская община, civilis – гражданский (ius civile – гражданское право).

В Новое время понятие «цивилизация» появилось в середине XVIII века в работах философов-энциклопедистов в рамках созданной ими теории прогресса. Таким образом, это понятие несло в себе отпечаток идей французского Просвещения.

В работах Вольтера цивилизация воспринималась как идеал прогресса – общества, основанного на идеалах разума и справедливости16. Но в рамках французского Просвещения прозвучал и критический взгляд на цивилизацию, который высказан в работах Ж.-Ж. Руссо17. Цивилизацию он рассматривал как следствие упадка и деградации человеческого общества. Поэтому он призывал вернуться к естественному природному состоянию жизни человека.

Сходная позиция наблюдалась и у немецких специалистов. Немецкие философы и просветители выделяли внутреннюю, как они считали, подлинную культуру, для которой был характерен приоритет духовных ценностей. В то время как внешняя культура, по их мнению, характеризуется приоритетом ценностей материальных. Эту внешнюю культуру они называли цивилизацией.

Противостояние культуры и цивилизации достигло своего логического завершения в работах О. Шпенглера18.

Идея упадка культуры как результат развития цивилизации нашла отражение и в отечественной философии, прежде всего в работах Н. А. Бердяева19.

В XIX в. благодаря работам Льюиса Моргана понятие «цивилизация» стали рассматривать как стадию всемирно-исторического процесса. Он выделил в развитии человеческого общества стадии дикости, варварства и цивилизации.

Были выявлены факторы цивилизации, к которым, прежде всего, отнесли письменность, пришедшую на смену устному языку, с помощью которого общество стало быстро преодолевать период варварства. Три вида письменности стали важнейшими признаками древнейших цивилизаций: иероглифическое письмо, клинопись и алфавитная или буквенная письменность.

Иероглифическое письмо было важнейшим фактором для древнеегипетской и древнекитайской цивилизации, начиная с III тыс. до Р.Х.

Клинопись была характерна для цивилизаций Передней Азии, где, начиная с IV тыс. до Р.Х., сложились Шумеро-аккадская и Ассиро-вавилонская цивилизации.

Алфавитное письмо было характерно: для Греко-римской цивилизации, где получили развитие древнегреческий и латинский языки; для древнееврейской цивилизации, где возникло алфавитное письмо – древний иврит. Алфавитное письмо возникло также в других цивилизациях Восточного Средиземноморья (финикийская цивилизация) и Передней Азии (Сирия и др.)

Различные типы алфавитных письменностей послужили важным фактором и для развития европейской, арабской и других современных цивилизаций.

Другой фактор – религия.

Для древних цивилизаций характерной формой религии являлся политеизм или многобожие. По мере формирования мировых религий: буддизм (III в. до Р.Х.), христианство (I в. от Р.Х.) и ислам (VI в. от Р.Х.) – эти религии стали важным фактором формирования современных цивилизаций.

С этими тремя мировыми религиями связано создание современных христианских цивилизаций Европы и Америки, дальневосточных цивилизаций: Индия, Китай, а также исламской или арабской цивилизацией и ее разновидностей.

Третьим фактором является государственность.

Для древних цивилизаций были характерны два типа государства, формировавшие древневосточные цивилизации и греко-римскую.

Древневосточная государственность как фактор развития цивилизации формировалась из так называемых номовых или жреческих городов-государств, которые служили основой для образования объединенных территориальных государств восточно-деспотического типа.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы культурологии"

Книги похожие на "Основы культурологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Строгецкий

Владимир Строгецкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Строгецкий - Основы культурологии"

Отзывы читателей о книге "Основы культурологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.