» » » » Галина Жигунова - Общественный идеал в России в духовном наследии славянофилов


Авторские права

Галина Жигунова - Общественный идеал в России в духовном наследии славянофилов

Здесь можно купить и скачать "Галина Жигунова - Общественный идеал в России в духовном наследии славянофилов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Жигунова - Общественный идеал в России в духовном наследии славянофилов
Рейтинг:
Название:
Общественный идеал в России в духовном наследии славянофилов
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-3294-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общественный идеал в России в духовном наследии славянофилов"

Описание и краткое содержание "Общественный идеал в России в духовном наследии славянофилов" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена актуальной проблеме, связанной с поисками общественного идеала России. В исследовании определены теоретические основания и сущность данного феномена, обозначен вклад западноевропейской философии в Формирование общественного идеала России с точки зрения славянофилов. Выявлены плодотворные моменты концепций славянофильства, имеющие значение для современного периода. Аналитические разработки монографии основываются на принципах системного подхода, историзма и диалектики, методах сравнительно-исторического анализа. Книга предназначена для научных работников, специалистов, занимающихся поиском путей и средств стабилизации российского общества, а также разработкой программ социального развития. Ряд положений и выводов могут быть использованы в учебном процессе МГТУ.






Литературно – публицистическая жизнь Москвы переместилась с книжно – журнальных прилавков в устное бытование, и основными формами ее стали литературные кружки, вечера, салоны.83 «Здесь не было ничего особенного. Собирались умные люди, говорили, читали, кто что сочинил нового, обменивались мыслями – кто о чем, без определенной программы, ипили чай».84 Одним из посещаемых русской интеллигенцией мест был салон А.П. Елагиной. «С 30-х годов и до нового царствования, – отмечал К.Д. Кавелин, – дом и салон Авдотьи Петровны Елагиной были одним из наиболее любимых и посещаемых средоточий русских литературных и научных деятелей… В нем преобладало славянофильское направление, но это не мешало постоянно посещать вечера Елагиных людям самых различных воззрений, до тех пор, пока литературные партии не разделились на два неприязненных лагеря – славянофилов и западников, что случилось в половине 40-х годов».85

Зарождение кружка славянофилов относят к зиме 1839 года, когда в ответ на «Философическое письмо» A.C. Хомяков написал эссе «О старом и новом», в котором противопоставил два воззрения на прошлое России. Одно подчеркивающее отрицательные стороны русской истории, а другое доказывающее преимущества древней Руси. И.В. Киреевский в «Ответе A.C. Хомякову» отметил неправомерность такого противопоставления, считая, что оба этих воззрения имеют право быть и получить направление, чтобы действовать благодетельно. В 1839 году К.С. Аксаков написал статью «Об основных началах русской истории». Вскоре присоединился к образовавшемуся кружку Ю.Ф. Самарин. В качестве последователей и единомышленников можно назвать П.В. Киреевского, И.С. Аксакова. А.И. Кошелева, Д.А. Валуева, И.Д. Беляева, А.Ф. Гильфердинга, В.И. Ламанского, Ф.В. Чижова, B.A. Черкасского. Близкими к славянофилам по идейным позициям в 40 – 50-х годах были писатели В.И. Даль, А.Н. Островский, С.Т. Аксаков, Ф.И Тютчев, Н.М. Языков.

Начались дискуссии с западниками, которые ратовали за внедрение западных идеалов на пути развития России и пропагандировали свои взгляды в «Отечественных записках» во главе с Β.Γ. Белинским. «Отечественным запискам» противостоял «Московитянин», сделавшийся эхом славянофильской школы. Как справедливо отметил H.A. Бердяев, «русское национальное самосознание и самосознание всеславянское рождалось у нас в распрях славянофильства и западничества».86 Данные споры в целом имели позитивное значение и способствовали развитию русской философской мысли. Эти разногласия, по мнению Г.В. Флоровского, возникли именно в сфере идеалов: «Не в области общественно-исторического миросозерцания возник раздор; раскол совершился и раньше, и глубже – в сфере идеалов».87

В одной из своих статей A.C. Хомяков описал, каким образом сложились два направления общественной мысли России – славянофильство и западничество: «Испытующий ум обратился строже прежнего на весь быт наш и на все наше просвещение… Так возникли два направления, к которым более или менее принадлежат все пишущие люди. Одно из этих направлений открыто признает за русским народом обязанность самобытного развития и право самотрудного мышления; другое… отстаивает обязанность постоянно ученического отношения нашего к народам Западной Европы..».88

В истории славянофильства выделяют четыре этапа:

Первый этап – (1838 – 1848 годы) – наиболее насыщен в теоретическом и событийном плане. Славянофилы создавали свои учения в беседах и спорах друг с другом, «соборно». «Соборность как общность людей, объединенных верой в православные ценности, гарантирующие духовные ценности личности и истинность познания, свободу каждого и единство всех, для славянофилов фактически воплотилась в их кружке»89 – указывает Т.И. Благова.

В 1844 году славянофильство замкнулось в узком кружке сторонников, разорвав отношения с западниками, с которыми до этого времени они были в хороших отношениях. Эти отношения, по определению А.Д. Сухова, приняли характер «взаимного отталкивания».90 Однако в 1845 – 1846 годах в умах передовых людей обоих станов «совершился поворот и начало возникать предчувствие, что обе партии олицетворяют собой каждая одну из существеннейших необходимостей развития, одно из начал, его образующих. Партии должны были бороться так, как они боролись, на глазах публики, для того именно, чтобы выяснить всю важность содержания, заключающегося в идеях, ими представляемых».91 К 1848 году неудачная война, реформы, новые стремления и интересы в какой-то мере перемешали литературные партии. «Споры, которые в это время возникали иногда между славянофилами и западниками, – указывал К.Д. Кавелин, – касались большею частию не теоретически основанных воззрений, сложившихся еще в 40-х годах, а лишь ближайших применений общих взглядов к различным частным случаям и прочим вопросам».92

Второй период – (1848 – 1855 годы) – период наиболее острой оппозиции славянофилов бюрократическому правительству. И.В. Киреевскому в этот период было отказано в кафедре философского факультета МГУ, запрещен Московский сборник, выпускаемый славянофилами из-за статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России». В 1848 году был арестован Ю.Ф. Самарин за «Письма из Риги». В 1850 году снята со сцены драма К.С. Аксакова «Освобождение Москвы» и задержана публикация его диссертации.

Третий период – (1855 – 1861 годы) – период действенного участия славянофилов в подготовке реформ. К.С. Аксаков обратился с «Запиской о внутреннем состоянии» к царю Александру II с требованием отмены крепостного права, снятия цензурного гнета, введения свободы совести и общественного мнения. В 1856 году славянофилы стали издавать свой журнал «Русская беседа».

Четвертый этап – (1861 – 1875 годы) – кружок распался в результате разногласий относительно роли православия и по польскому вопросу. Славянофильство перестало существовать как особое направление русской общественной мысли. Однако идеи совершенствования российского общества в контексте православных ценностей дали импульс многим последователям, в том числе отмеченным выше. Славянофилы, как и западники не разрешили вопросов русского общества. Попытки охватить жизнь целого народа в одной формулировке и, опираясь на нее, заглянуть вперед, не привели к явному, ощутимому результату. Однако мыслители осветили многие стороны славянского народного характера, быта и истории; они определили русское национальное самосознание как религиозное по духу и цели, а также поставили перед нашим самосознанием основную тему – тему Востока и Запада. Славянофилы поместили Россию в центр мировой цивилизации и пророчили ей великое будущее; они одни из первых задумались об общественном идеале России.

Таким образом, общественные идеалы декабризма содержали в себе европейские стандарты с элементами российской специфики и выражали интересы прозападной части общества. Декабризм побудил славянофилов к формированию национальной идеи, осмыслению общественного идеала России на основе ее самобытности. Исходным пунктом в образовании кружка славянофилов стали прозападные воззрения П.Я. Чаадаева, которым славянофилы противопоставили безусловную любовь к своему отечеству, проявившуюся в поиске внутренних источников прогрессивного пути России. Общественные идеалы славянофильства явились, таким образом, выходом из идеологического кризиса постдекабристского периода.

1.5. Влияние западной философии на представления славянофилов об общественном идеале России

Идейное течение, получившее название славянофильства, было крайне неоднородно, если проанализировать взгляды его представителей. В его идейном арсенале соседствовали в значительной степени противоречивые мысли и положения, эклектично объединявшиеся в общую концепцию. Так, наряду с твердыми национально-государственными ценностями, основанными на идеях Земского собора 1613 года, славянофилы несли в себе и достаточно сильный заряд европейско-либеральной идеологии.

У истоков славянофильства стоит немалое количество философских, социальных, идеологических и духовно-нравственных концепций, явившихся предпосылкой их учения. Указанные предпосылки являлись результатом закономерного процесса влияния и взаимовлияния западного просвещения на русское. Здесь можно говорить и о влиянии западной философской мысли на всю духовную культуру и просвещение России. М.О. Гершензон очень метко определил людей той эпохи: «воспитан на европейский лад, недоумевает результатами европейской жизни и обращается к русской старине».93

Взаимосвязь русской и западной философии XIX века уходит своими корнями во времена реформ Петра I, когда в Россию устремились потоки западноевропейской и особенно Германской культуры. Философские положения, усваиваясь Россией, постепенно становились неотъемлемыми ее элементами. Надо отметить, что данный процесс был достаточно сложен и неоднозначен: с одной стороны, он сопровождался протестами против западного просвещения, а с другой, защитой его сторонников.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общественный идеал в России в духовном наследии славянофилов"

Книги похожие на "Общественный идеал в России в духовном наследии славянофилов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Жигунова

Галина Жигунова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Жигунова - Общественный идеал в России в духовном наследии славянофилов"

Отзывы читателей о книге "Общественный идеал в России в духовном наследии славянофилов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.