» » » » Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века


Авторские права

Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века

Здесь можно купить и скачать "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Рейтинг:
Название:
Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4458-0232-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Описание и краткое содержание "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать бесплатно онлайн.



В антологию вошли наиболее известные науке хожения XII-XV вв. (от основоположника жанра игумена Даниила до Афанасия Никитина). Хожения содержат сведения о быте, истории, географии разных стран и знакомят читателя с культурными традициями народов зарубежного Востока и Запада, формами и методами информационной разведки в эпоху Средневековья, рассказывают о взаимодействии и взаимовлиянии культур. Тексты публикуются по изданиям Императорского Православного Палестинского общества XIX в., современным публикациям представителей отечественной и зарубежной историографии: Н.И. Прокофьева, В.А. Кучкина, Я.С. Лурье, Л.С. Семенова, Дж. Маджески и др. Для историков, литературоведов, философов, культурологов.






В дни гонения на христиан Екатерина была вызвана на суд к императору Максимиану. В присутствии государя она смело вступила в философскую полемику со знаменитыми языческими философами и посрамила их своей речью. Разгневанный царь приказал обезглавить мученицу. Прошли века, и инокам обители Купины Неопалимой было откровение от ангела – прийти и взять мощи святой, находящиеся на вершине. Иноки поднялись на гору и обрели там мощи. Ныне они бережно хранятся в алтаре храма, в белой мраморной раке.

Каждая эпоха вносила свои коррективы в паломнические маршруты и географию христианских святынь. Византийский период привел к сосредоточению новозаветных святынь и мощей святых в Константинополе; эпоха крестовых походов ХII-ХIII вв. характеризовалась разграблением реликвий и безудержным их вывозом в страны католической Европы: сначала из Святой земли, а затем, с 1204 г., из захваченного рыцарями-крестоносцами Константинополя. Православное отношение к святыням было иным. В ходе многочисленных хожений русских паломников в Иерусалим и другие священные для христиан места, ни одна из святынь не была ими похищена или захвачена, только получена в благословение. Уважение к христианскому Востоку – колыбели русского монашества, откуда пришли на Русь православная вера и ученость, – стало характерной чертой русского средневекового сознания: на протяжении многих веков наше отечество неизменно поддерживало православие в Святой земле и духовно, и материально, и дипломатически.

Между тем отношение к паломничеству со стороны властей и церкви не всегда было однозначным. Князья, владельцы феодальных вотчин, выступали против хожений. Церковь беспокоило распространение неверных слухов о чужих краях, т.е. то, что странники пересказывали легенды и апокрифические сочинения, с которыми знакомились во время своих путешествий и которые противоречили признанным церковным догматам и установлениям. Еще в IV в. Григорий Нисский и некоторые другие отцы церкви ополчились против паломников. На соборе 1276 г. в Константинополе хожения были осуждены. Однако вскоре путешествия для поклонения святым местам стали рассматриваться христианскими иерархами как богоугодное дело.

Вместе с тем, сдерживая стихийные и бесконтрольные странствования, русская православная церковь поддерживала духовные устремления паломников. Она организовывала приюты для странников, включала их в особое число "церковных людей", которые учитывались церковью, подлежали ее суду и по возвращении поступали под ее призрение.

Духовные нити, связывавшие Русь с православным миром, продолжали сохраняться и в условиях установления монголо-татарского ига – одного из самых трагичных периодов в истории Руси. Возможности для хожений резко сократились, но все же не прервались. Особое значение приобрели церковные связи.

Христианство стало одним из важнейших факторов собирания русских земель. В эпоху удельной раздробленности только православная церковь могла придать всем явлениям общерусскую значимость. Одним из ее самобытнейших достижений можно назвать паломничество и, в частности, появление в русской книжной письменности так называемой литературы "Хожений".

Мирское и монашеское подвижничество заставляло путешественников задумываться о судьбе Руси, ее народа и князей, рискуя отправляться в далекую Палестину, Византию, на Афон и Синай, чтобы там молиться о благополучии родной земли и нести свет православия своим соотечественникам. Так в недрах русской духовности закладывались основы того, что мы называем сегодня Святой Русью. Христианский Восток и в начале XXI столетия притягателен для русских. Многие стремятся попасть туда, прикоснуться к святыням православного мира, которые бережно хранятся. Но эти земли переживают не лучшие времена. Из-за политической и военной нестабильности в регионе вновь складывается непростая ситуация вокруг Иерусалима, Вифлеема и других восточных городов. Но все же главное остается – Россия и христианский Восток, как и тысячу лет назад, рядом. Невидимые нити православной веры, молитвенного общения и культурной близости, которые своими корнями уходят далеко в глубь веков, невозможно разорвать. Ныне, когда в России восстанавливаются храмы и начинает возрождаться паломничество, мы ощущаем особую значимость и притягательность того, о чем писали когда-то наши далекие соотечественники – авторы средневековых хожений.

Несколько слов о структуре книги. Она состоит из двух частей: собственно исследования и публикации памятников на языке оригинала.

В первом разделе использована ранее вышедшая монография автора: Малето Е.И. Хожения русских путешественников XII-XV в. М., 2000. Основная задача раздела – показать научную перспективность и необходимость специального исторического изучения хожений. Поиски новых подходов к их исследованию, ориентированных на изучение тех информационных слоев этих источников, которые все еще остаются невостребованными в плане изучения отечественной истории и культуры, определили активные междисциплинарные связи истории с литературой, историческим и литературоведческим источниковедением, исторической географией и картографией, метрологией, хронологией, а также исторической и социальной психологией.

Во втором разделе по авторитетным научным изданиям, некоторые из которых сверены с рукописями, публикуются материалы наиболее известных хожений XII-XV вв., начиная от основоположника этого жанра игумена Даниила и заканчивая "хожением за три моря" Афанасия Никитина, дается их ретроспективный анализ. При этом отдельные памятники издаются в двух вариантах: по современным научным изданиям представителей отечественной и зарубежной историографии (Н.И. Прокофьев, Дж. Маджеска), в их текстологической обработке. Последнее обусловлено прежде всего стремлением автора показать различия исследовательских школ и научных подходов при подготовке текстов хожений к изданию: российские ученые изучают и публикуют отдельные редакции источника. Американские – восстанавливают текст, используя чтения различных списков независимо от их редакций.

Публикацию каждого памятника сопровождают комментарии, где сообщаются сведения по истории текста, анализируется его содержание, даются ссылки на библиографию и источники. От традиционных комментариев (справочного или историко-филологического характера) в силу специфики труда, исследовательская часть которого во многом призвана решить эти задачи, пришлось отказаться, чтобы дать возможность читателю самостоятельно познакомиться с литературой хожений, которая отражает духовную жизнь средневековой Руси.

Материалы систематизируются по тематическому и хронологическому принципам, что позволяет проследить этапы развития жанра хожений и познакомиться с их авторами – малоизвестными, но обладавшими несомненным талантом. При этом за основу берется время появления источника, а не время составления его списков.

Тексты печатаются с учетом современной текстологии, допускающей замену вышедших из употребления букв и их сочетаний, однако в памятниках XII-XV вв. сохраняются ъ, ь. Разночтения смысловые даны в скобках с соответствующими указаниями – […], орфографические или другие разночтения не указаны.

Книга имеет следующие дополнения: 1. Летописные сказания о легендарных хожениях, апокрифические средневековые хожения и повести; 2. Словарь-указатель метрологических данных хожений русских путешественников; 3. Карты-схемы маршрутов русских путешественников.

Отобранный материал, на наш взгляд, достаточно многообразен, чтобы дать обобщенный и верный обзор наиболее распространенных произведений этой группы источников.

Человек и История – так можно определить главную идею этой книги. Задумывая ее, автор исходил из убеждения, что изучение материалов о русских путешественниках важно не только для характеристики международных контактов средневековой Руси, но также для истории светской и церковной дипломатии. Он стремился подготовить труд, соединяющий в себе решение научно-познавательных задач с популяризацией нашего культурного наследия, яркой составной частью которого являются хожения.

Книга имеет двоякую задачу. Во-первых, она ориентирована на тех читателей, которые интересуются историей древней и средневековой Руси. Во-вторых, для специалистов-историков здесь содержатся новации по русско-византийским отношениям XII-XV вв. Прочитав ее, читатель сможет составить более полное представление о русских путешественниках эпохи средневековья.

Автор выражает искреннюю признательность сотруднику Института российской истории РАН доктору исторических наук Н.М. Рогожину и коллегам из Центра истории русского феодализма за доброжелательное отношение и ценные консультации при подготовке настоящего труда, а также сердечно благодарит доктора исторических наук Д.Н. Александрова, доктора исторических наук Я.Е. Водарского и доктора исторических наук М.Е. Бычкову, оказавших большую помощь при доработке рукописи и подготовке ее к печати.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Книги похожие на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Малето

Елена Малето - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Отзывы читателей о книге "Антология хожений русских путешественников XII-XV века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.