» » » » Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века


Авторские права

Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века

Здесь можно купить и скачать "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Рейтинг:
Название:
Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4458-0232-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Описание и краткое содержание "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать бесплатно онлайн.



В антологию вошли наиболее известные науке хожения XII-XV вв. (от основоположника жанра игумена Даниила до Афанасия Никитина). Хожения содержат сведения о быте, истории, географии разных стран и знакомят читателя с культурными традициями народов зарубежного Востока и Запада, формами и методами информационной разведки в эпоху Средневековья, рассказывают о взаимодействии и взаимовлиянии культур. Тексты публикуются по изданиям Императорского Православного Палестинского общества XIX в., современным публикациям представителей отечественной и зарубежной историографии: Н.И. Прокофьева, В.А. Кучкина, Я.С. Лурье, Л.С. Семенова, Дж. Маджески и др. Для историков, литературоведов, философов, культурологов.






Вопросы связи русских княжеств со странами Ближнего Востока (Византией, Малой Азией, Сирией, Палестиной, Египтом) находятся в центре внимания Д.М. Данцига34. Он сумел показать огромный интерес русских людей к странам этого региона. На основе изучения древнерусских хожений историк пришел к выводу, что пребывание там паломников, непосредственное восприятие действительности, знакомство с природой и жизнью народов Востока оставили большой след в истории русской культуры и географии.

В 1970-е и особенно в 1980-1990-е годы начинается новый этап в изучении хожений. Заметно активизировалось не только у нас, но и за рубежом внимание к истории русской православной церкви и к хожениям35. Возрождение интереса сопровождалось новыми публикациями источников.

В 1980 г. вышла в свет монография H.A. Казаковой, внесшая существенный вклад в изучение связей Руси со странами Западной Европы в области культуры периода образования и укрепления Русского централизованного государства36. На основе анализа дипломатической документации, летописей, хронографов и хожений (Неизвестный Суздалец, Авраамий Суздальский, Симеон Суздальский) она пришла к выводу, что русские политические деятели и книжники располагали значительным комплексом сведений о Западной Европе. В 1981 г. в серии "Памятники литературы Древней Руси XIV-XV вв." было опубликовано "Хождение Стефана Новгородца" с комментариями Л.А. Дмитриева37.

Свидетельством возросшего интереса к теме стала "Книга хожений", подготовленная Н.И. Прокофьевым, объединившая свыше десятка сочинений о путешествиях в Царьград, на Афон, Ближний Восток, в Египет, Индию и европейские страны, ранее известных только по поздним спискам38. К сожалению, лишь некоторые из изданных в "Книге хожений" памятников соответствовали требованиям современной текстологии. Научный аппарат этого исследования и, в частности, комментарии к нему также нельзя считать совершенными, но все же в плане литературоведения оно стало важной вехой в изучении хожений.

Не меньшее значение имела публикация в 1987-1989 гг. "Словаря книжников и книжности Древней Руси"39. В нее вошли материалы о древнерусских писателях и книжниках XI-XVI вв., в том числе сведения об авторах хожений – Антонии (Добрыня Ядрейкович), Данииле, Стефане Новгородце, госте Василии, Зосиме, Афанасии Никитине и др.

Исследование западногерманского ученого К.Д. Зееманна "Русская паломническая литература. Теория и история литературного жанра" носит литературоведческий характер. Вместе с тем без внимания автора не остались и историко-географические вопросы хожения игумена Даниила, Стефана Новгородца, инока Зосимы, первого и второго хожения священноинока Варсонофия, гостя Василия и др. В работе К.Д. Зееманна содержится подробная характеристика маршрутов русских путешественников в странах Востока, а также обстоятельная аргументация и уточнение авторства и датировки отдельных хожений40.

Важным событием стал уже упомянутый труд американского ученого Дж. Маджески "Записки русских путешественников и паломников о Константинополе XIV-XV вв.". Автор охарактеризовал паломнические хожения XIV-XV вв. на основе пяти памятников древнерусской литературы. Комментируя хожения Игнатия Смольнянина и дьяка Зосимы, историк подробно рассмотрел Донской и Днестровский пути сообщения Руси и Византии. Положительным результатом исследования хожения Игнатия Смольнянина было обстоятельное описание и уточнение маршрутов русских пилигримов, включая малоизученные до сих пор сведения о районах, простиравшихся к югу от русских рубежей. Кроме того, он коснулся различных внутриполитических событий в Византии (дворцовый переворот 1390 г., венчание Мануила II Палеолога в 1392 г.).

Комментируя эти факты, Дж. Маджеска показывает, что Игнатий Смольнянин по сравнению с другими известиями дает более достоверное их описание. Изучена обстановка, вызвавшая в 1389 г. поездку в Константинополь Пимена. Правда, автор игнорирует подробности столкновения русского митрополита с представителями константинопольского патриарха, о котором умалчивает Игнатий, но которое засвидетельствовано актовыми материалами41. Обращено внимание автора и на ценность метрологических данных хожений, хотя некоторые его выводы на этот счет уязвимы42. Он исходит из устарелых представлений о соотношении древнерусских мер длины, что приводит его к ошибкам при вычислениях. Произвольно интерпретируются и метрологические данные хожения Зосимы, а это повлекло за собой ошибку в установлении пути следования русских путешественников. Вторая часть книги – комментарии к свидетельствам хожений о более чем сорока константинопольских реликвиях. Несмотря на ряд неточностей и ошибок, эта книга стала важной вехой в изучении хожений и сохраняет свое научное значение.

Среди работ зарубежных исследователей 1980-х годов, посвященных хожениям, наряду с трудами Г. Подскальского, Т.Г. Ставру и П.Р. Вейсенселя, чье внимание было сконцентрировано в основном на хожениях ХII-ХIII вв., выделяются статьи Е. Мацуки и В. Накамуры, опубликованные на страницах журнала "Past and Present"43. Они вносят существенный вклад в изучение активности русских в бассейне Черного моря в XIV-XV вв., а также в исследование исторических, политических и идеологических обстоятельств, на фоне которых в указанные столетия происходили многочисленные путешествия в Константинополь. Этот интерес не ослабевает и сейчас, о чем свидетельствуют материалы международных конгрессов исторических и византиноведческих наук, новые публикации и исследования хожений44.

Таким образом, существующие сегодня теоретические и источниковедческие работы показывают, что к изучению хожений, материалы о которых уже давно стали библиографической редкостью, в последние годы все активнее подключаются историки. Они предпринимают попытки систематизировать сведения, содержащиеся в информационных слоях хожений (в том числе и те, что все еще не востребованы в плане изучения общественной мысли, ментальности, путей сообщения, транспортных средств, скорости и сроков передвижения), выявить новые информационные возможности этого вида источников, расширить традиционные подходы к их изучению. Основную долю исследовательских усилий занимает анализ всей совокупности имеющихся данных о путешественниках средневековья, а также путей сообщения средневековой Руси с Причерноморьем и Прикаспийским районом, со странами Востока и Запада. Предлагаются новые методы изучения особенностей мировосприятия иных вероисповеданий, народов, стран, прослеживается эволюция мировосприятия христианских святынь в сознании русских православных людей более чем за три столетия, т.е. осуществляется комплексное исследование хожений XII-XV вв.

Как в отечественной, так и в зарубежной историографии актуальным становится сравнительно-исторический анализ русских и западноевропейских паломничеств, скандинавских паломничеств по территории Руси, а также путевых записок русских купцов и дипломатов XVI-XVII вв. В этих условиях необходимость добротного переиздания текстов хожений ощущается все более отчетливо. Реальную и ощутимую пользу в этом вопросе может принести возрождающийся союз историков и литературоведов, их тесное сотрудничество.

ХОЖЕНИЯ НА РУСИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Основу нашего исследования составляют путевые записки русских путешественников – так называемые хожения (хождения), а также летописные сообщения, позволяющие охарактеризовать участников путешествий в зарубежные страны Востока и Запада XII-XV вв.

Рассматриваются материалы 13 древнерусских хожений45: Хоженые Даниила, игумена Русской земли (XII в.); Хожение Добрыни Ядрейковича (XII-XIII вв.); Анонимное хожение в Царъград (конец XIII – начало XIV в.); Из странника Стефана Новгородца (XIV в.); Хожение архимандрита Агрефения в Святую землю (XIV в.); Хожение Игнатия Смольнянина в Царъград (XIV в.); Хожение дьяка Александра в Царъград (XIV в.); Хожение Зосимы в Царъград, Афон и Палестину (XV в.); Хожение на Ферраро-Флорентийский собор Неизвестного Суздальца (XV в.); Хожение Авраамия Суздальского (XV в.); Хожение Варсонофия вЕгипет, Синай и Палестину (XV е.); Хожение гостя Василия вМалую Азию, Египет и Палестину (XV е.); Хожение за три моря Афанасия Никитина (XV е.).

Представляют интерес также фантастические, или вымышленные, легендарные летописные и апокрифические хожения, а также сказания, повести и путешествия, позволяющие полнее представить современному читателю антологию хожений средневековой Руси:

Путешествие апостола Андрея в Киев и Новгород (извлечение из летописи); Путешествие княгини Ольги в Царъград (извлечение из летописи); Повесть о Евфросинии Полоцкой (XII в.); Хожение Богородицы по мукам (XII в.); Сказание Епифания Мниха о пути к Иерусалиму (XIV в.); Сказание о Железных вратах (XV в.); Повесть о путешествии архиепископа новгородского Иоанна на бесе в Иерусалим (XV в.) (Подробнее см. наст. изд. С. 163-388).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Книги похожие на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Малето

Елена Малето - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Отзывы читателей о книге "Антология хожений русских путешественников XII-XV века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.