» » » » Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века


Авторские права

Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века

Здесь можно купить и скачать "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Рейтинг:
Название:
Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4458-0232-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Описание и краткое содержание "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать бесплатно онлайн.



В антологию вошли наиболее известные науке хожения XII-XV вв. (от основоположника жанра игумена Даниила до Афанасия Никитина). Хожения содержат сведения о быте, истории, географии разных стран и знакомят читателя с культурными традициями народов зарубежного Востока и Запада, формами и методами информационной разведки в эпоху Средневековья, рассказывают о взаимодействии и взаимовлиянии культур. Тексты публикуются по изданиям Императорского Православного Палестинского общества XIX в., современным публикациям представителей отечественной и зарубежной историографии: Н.И. Прокофьева, В.А. Кучкина, Я.С. Лурье, Л.С. Семенова, Дж. Маджески и др. Для историков, литературоведов, философов, культурологов.






316

Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Указ. соч. С. 27-28.

317

Шостьин H.A. Очерки русской метрологии XI-XIX вв. М., 1975. С. 30.

318

Каменцева E.H., Устюгов Н.В. Указ. соч. С. 20.

319

Рыбаков Б.А. Русские системы мер длины… С. 69-71.

320

О существовании подобных карт-путеводителей см.: Tsafrir S. Op. cit. P. 129-145.

321

См.: Рыбаков Б.А. Русские системы мер длины… С. 7.

322

Каменцева Е.И. Указ. соч. С. 10.

323

Эти вопросы затрагивались в работах H.A. Шостьина, В.Н. Пипунырова и Б.М.Чернягина, И.П. Ермолаева. См.: Шостъин H.A. Указ. соч.; Пипуныров B. Н., Чернягин Б.М. Развитие хронометрии в России. М., 1977; Ермолаев И.П. Историческая хронология. Казань, 1980.

324

Шостъин H.A. Указ. соч. С. 30-37.

325

Полевой ЛЛ. Указ. соч. С. 155, 158.

Дж. Маджеска, считая сведения путешественников неточными, пренебрегает ими. По его мнению, достигнув Бряславля (современный г. Браслав) на Южном Буге, провожатые странника продолжили свой путь по Днестру в юго- западном направлении. (См.: Majeska G.P. Russian travelers… P. 2, 178-180.)

326

См.: Рыбаков Б.А. Русские карты Московии. М., 1974. С. 64, 80.

327

См.: Вин Ю.Я. Рец. на кн.: Маджеска Дж. Русские путешественники и паломники в Константинополь XIV-XV вв. Вашингтон, 1984 // ВИ. 1987. № 9. C. 163-164.

328

Воронин H.H. Средства и пути сообщения // История культуры Древней Руси. М.; Д., 1948. Т. 1. С. 280-314; Арциховский A.B. Средства передвижения // Очерки русской культуры XIII-XV вв. М., 1969. Ч. 1. С. 307-316; Еманов А.Г. Морской транспорт: Его владельцы и наниматели (Черноморский бассейн XIII-XV вв.) // Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и средние века. Ростов н/Д., 1990. С. 43 – 47.

329

Даркевич В.П. Аргонавты средневековья. М., 1976. С. 25.

330

Арциховский A.B. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., 1944. С. 93; Он же. Средства передвижения. С. 314 – 315.

331

См.: Московский летописный свод конца XV в. С. 343.

332

НIVЛ. Д., 1925. Вып. 2. Т. 4, ч. 1. С. 477.

333

См.: Симеоновская летопись. С. 104, 141.

334

Подробнее см.: Казакова H.A. Западная Европа в русской письменности… С. 34-35.

335

Majeska G.P. Russian travelers… P. 402-403.

336

См. также: Кудряшов K.B. Половецкая степь: Очерки исторической географии. М., 1948. С. 17.

337

Majeska G.P. Russian travelers… P. 403-404.

338

См.: Руи Гонсалес de Клавихо. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406) / Пер. со староисп., коммент. И.С. Мироковой. М., 1990. С. 48-53.

339

См.: Лурия А.Р. Психология как историческая наука // История и психология. М., 1971. С. 62; Raba J. Das Weltbild der Mittelalterlichen und fruhneuzeitlichen russischen Reisenden // Forschungen zur osteuropaischen Geschichte. Berlin, 1986. Bd. 38. S. 20-41; Культура, человек и картина мира / Отв. ред. А.И. Арнольдов. М., 1987. С. 229-230; Шкуратов В.А. Психика. Культура. История (Введение в теоретико-методологические основы исторической психологии). Ростов н/Д, 1990. С. 15-12, 62-113, 122-145, 208-238; Мир глазами средневекового человека / Под ред. Т.И. Диденко. Киев, 1990. С. 3-22; Гуревич А.Я. Человек средневековья // История Европы. М., 1992. Т. 2. С. 685-697.

340

Сперанский М.Н. Славянские апокрифические Евангелия // Тр. VIII археол. съезда в Москве. М., 1895. Т. 2. С. 64-66; Заболотский П. Легендарный и апокрифический элемент в Хождении игумена Даниила // РФВ. М., 1899. № 1-2. С. 220-237.

Стремление воспринимать христианство через обрядовую жизнь, "овеществлять" веру было характерной чертой русского религиозного сознания (от игумена Даниила в XII в. до Афанасия Никитина в XV в.). Границы между естественным и сверхъестественным, реальным и воображаемым не существовало. Небесный мир был не только столь же реальным, что и земной, но и составлял с ним единое целое. Подробнее см.; Рождественская М.В. Образ Святой земли в древнерусской литературе // Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 8-13; Рындина A.B. Древнерусские паломнические реликвии. Образ Иерусалима в каменных иконах XIII-XV вв. //Там же. С. 63-77; Успенский Б.А. Дуалистический характер русской средневековой культуры (На материале "хождения за три моря" Афанасия Никитина // Избр. труды. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. Т. 1. С. 254-297.

341

Книга "Паломник" – Сказание мест Святых во Царьграде Антония, архиепископа Новгородского в 1200 г. / Под ред. Х.М. Лопарева // ППС. СПб., 1899. Т. 17. Вып. 3. С. 1-2; Корнилов C.B. Древнерусское паломничество. Калининград, 1995. С. 7-32.

342

См.: Majeska G.P. An unknown Russian work on Constantinople // Cyrillomethodianum VIII-IX. Thessaloniki, 1984-1985. P. 111-120; Idem. Anthony of Novgorod and Constantinople. A.D. 1200 // The XVIIth International Byzantine congress: Abstr. of short papers. N.Y., 1986. P. 209; Бибиков М.В. Византия. Славянский мир. Русь. Христианство: По материалам дискуссий XVI Международного конгресса исторических наук (Штутгарт, 1985) и XVII Международного конгресса византинистов (Вашингтон, 1986) // Русь между Востоком и Западом: Культура и общество в X-XVII вв.: (Зарубежные и советские исследования): К XVIII Международному конгрессу византинистов, Москва 8-15 августа 1991 г. М., 1991. Ч. 1. С. 290-314.

343

Лотман Ю.М. Динамическая модель семантической системы // Семиотика культуры. Труды по знаковым системам. Тарту, 1978. Вып. 10. С. 3.

344

Raba J. Op. cit. S. 27-28.

345

См.: Лотман Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах / Уч. зап. ТГУ. Тарту, 1965. Т. 181. С. 213; Райт Дж.К. Географические представления в эпоху крестовых походов. М., 1988. С. 126; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 53-56, 79-87, 88-102; Он же. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981; Он же. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 8-11, 281-380; Гутнова Е.В. Средневековье: место в европейской цивилизации // СВ. М., 1990. Вып. 53. С. 37-39.

346

Купание в Иордане стало одной из важнейших традиций паломничества. В последующие века русские путешественники стремились побывать на его берегах в Крещенский сочельник.

347

См. также: Елеонская A.C. "Древесные образы" в произведениях древнерусской литературы // Древнерусская литература. Изображение природы и человека / Отв. ред. A.C. Демин. М., 1995. С. 4-18; Малето Е.И. Зарубежный Восток в восприятии русских путешественников XII-XV вв. (по материалам хождений) // Россия и внешний мир. Диалог культур / Под ред. Ю.С. Борисова. М., 1997. С. 6-21.

348

См. наст. изд. С. 281, 289. Прокофьев Н.И. Функция пейзажа в русской литературе XI-XV вв. // Литература Древней Руси: Сб. науч. тр. М„ 1981. С. 5-17; Щемелева Л.М. Пейзаж // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 272; Ужанков А.Н. Эволюция пейзажа в русской литературе XI – первой трети XVIII в. // Древнерусская литература. Изображение природы и человека. С. 19-88.

349

См.: Ужанков А.Н. Эволюция средневекового мировоззрения и развитие русской литературы XI – первой трети XVIII в. // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Ч. 1. С. 5-37.

350

Seemann K.D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. Theorie und Geschichte eines literarischen Genres. München, 1976. S. 205-207.

351

Построенный при императоре Юстиниане, храм является классическим типом зодчества Византии. Сторона его квадратного основания равна 75 м. Из 108 колонн 40 находятся на нижнем этаже, 60 – в галереях, 8 поддерживают 4 малых полукупола. Высота составляет 65 м (6 тыс. золотых лампад освещали это грандиозное архитектурное сооружение). После завоевания Константинополя турками в 1453 г. храм стал мечетью Айя-София, к нему пристроены два минарета. Сейчас здесь открыт музей.

Вплоть до середины XV в. Святая София оставалась для русских первой среди православных церквей на христианском Востоке. Она привлекала пристальное внимание всех, кто попадал в Константинополь. Русские, как представители страны поздней христианизации, придавали церкви особый сакральный и идеологический смысл. С 1453 г. Айя-София перестала быть первой среди православных церквей. Честь эта перешла к церкви Гроба Господня в Иерусалиме – сооружению, включающему в себя одновременно и место Голгофы, где был распят Христос, и Гроб Господень, где он был похоронен и откуда воскрес на третий день. Русское название этой наиболее почитаемой христианской святыни – церковь Воскресения Христова. См.: Петросян Ю.А., Юсупов А.Р. Город на двух континентах. М., 1981. С. 54 – 55; Петросян Ю.А. Древний город на берегах Босфора. М., 1986. С. 61-62; подробнее о церкви Святой Софии, ее достопримечательностях, дворцовом комплексе и его окрестностях, о южной, центральной, западной и восточной частях Константинополя, а также достопримечательностях на побережье Золотого Рога см: Majeska J.P. Russian travelers to Constantinople in the fourteenth and filteent centuries. Wash., 1984. P. 178-387.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Книги похожие на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Малето

Елена Малето - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Отзывы читателей о книге "Антология хожений русских путешественников XII-XV века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.