» » » » Ольга Иванищева - Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона


Авторские права

Ольга Иванищева - Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона

Здесь можно купить и скачать "Ольга Иванищева - Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Иванищева - Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона
Рейтинг:
Название:
Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4475-3304-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона"

Описание и краткое содержание "Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона" читать бесплатно онлайн.



Монография освещает проблемы партиципарной коммуникации и специфику ее реализации в мурманской прессе в диахронии и синхронии. Предназначается для всех интересующихся проблемами региональной журналистики, исследователей теории коммуникации, а также для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата 031300.62 (42.03.02) Журналистика и магистратуры 031300.68 (42.04.02) Журналистика очной и заочной формы.






Ольга Иванищева

Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона

Предисловие

Обращение к региональным средствам массовой информации актуально с нескольких точек зрения.

Во-первых, регионализация медийного пространства сопровождается глобализацией в мировом масштабе и федерализаций в российском. Вэтом плане актуально рассмотреть соотношение этих процессов: с глобализацией мир, в том числе информационный, становится более открытым, одновременно растет стремление к локализации, к региональной идентификации, к сохранению своего мира.

Во-вторых, деятельность СМИ ученые относят к относительно стабильным социальным факторам формирования региональной идентичности. Региональная идентичность предполагает гармоничное сочетание индивидуальной самости и включенности индивида в региональный социум. С точки зрения социологического подхода наиболее адекватным является определение региональной идентичности как результата когнитивного, ценностного, эмоционального процессов осознания принадлежности индивида к своему региональному сообществу, проявляющихся в созидательной деятельности на благо своего региона, укреплении его места и роли в системе территориальных общностей, формировании имиджа региона. Процесс формирования региональной идентичности сложен, это двусторонний процесс. Поэтому очень важно проанализировать как формы взаимодействия региональной газеты со своим читателем, так и выбор читателя.

Новизна данного исследования состоит в том, что в монографии впервые представлен анализ медийного пространства Мурманской области. Работы, дающие обзор мурманской журналистики, – это справочники средств массовой информации (Циркунов 2008; Бакшевников 2012). Справочник И.Б. Циркунова, по словам автора, отвечает на вопрос, «сколько и каких наименований газет и журналов издано на Мурмане» (Циркунов 2008: 13). Книга H.A. Бакшевникова, с 1996 года возглавляющего Мурманскую областную журналистскую организацию, является уникальной историей персоналий мурманской журналистики. Комплексного анализа проблем и специфики мурманской журналистики пока нет. Настоящая монография является первым опытом такого обобщения.

Научная проблема, на решение которой направлена данная работа, – исследование способов взаимодействия средств массовой информации, аудитории и власти, применяемых в региональной практике. Актуальность и научная значимость решения проблемы состоит в том, что современные СМИ существуют в условиях динамично изменяющегося социального пространства. При этом происходит изменение отношений между редакциями средств массовой информации, их аудиторией и властью. В связи с этим возникает закономерная потребность в пересмотре принципов организации массово-коммуникативного процесса. Конкретная задача в рамках проблемы в данной монографии – проанализировать региональное медийное пространство приграничного Арктического региона с точки зрения специфики взаимодействия медиа и аудитории, вскрыть факторы коммуникативных удач и неудач в общении с аудиторией.

В Лаборатории региональной журналистики Мурманского государственного гуманитарного университета исследования специфики партиципарной коммуникации в региональных мурманских СМИ проводятся под руководством автора настоящей работы с 2010 года. В данной монографии использованы материалы работ студентов Мурманского государственного гуманитарного университета А. Богдановой, М. Амбуловой, О. Петровой, Ж. Гугуновой, М. Пашенковой, М. Жегалиной, Е. Смирновой, М. Астаховой, О. Коломиец и Е. Смуровой, выполненных под руководством автора ностоящей монографии.

Глава 1. Теоретические проблемы региональной журналистики

1.1. Понятие региональной журналистики и ее функции в современную информационную эпоху

Российская провинциальная журналистика появилась почти столетие спустя после столичной и значительно отставала от нее в освоении отдельных жанров, публицистических приемов, что обусловливалось недостаточными литературными силами и цензурными условиями ее существования (Анронова 2008: 119).

Понятие «региональные СМИ» («региональная пресса») – понятие неустоявшееся в теории журналистики. Известна его терминологическая неустойчивость: термины «местная», «провинциальная», «периферийная», «региональная» используются как синонимы применительно к губернской, областной и региональной (межгубернской и межобластной) журналистике (Овсепян 2005: 278). Основополагающим принципом в выделении этого типа СМИ является фактор территориального распространения1. Хотя часть ученых предлагают учитывать при характеристике городской прессы наравне с географическим признаком в качестве типоформирующих содержательный и функциональный. Критерий содержания понимается как связь проблемно-тематических линий информационной политики издания с жизнью городского сообщества. Функциональное же предназначение городской прессы как формирование коммуникативной среды (уровня сознания и уровня бытия) – важного фактора устойчивого развития города (см., напр.: Иванова 2005: 6). Первый признак, по нашему мнению, чрезвычайно размыт и дублирует понятие «степень близости к читателю», а второй представляется нам очень существенным и тесно связан с функциями региональных СМИ.

Региональность определяется в сопоставлении со столичностью/федеральностью. При определении региональности СМИ ученые учитывают широту охвата аудитории и наличие/отсутствие обращенности к столичной аудитории. Современные городские газеты занимают прочные позиции в городском информационном пространстве и представляют собой особую систему изданий, объединенных главным категориальным признаком – локальностью (территорией распространения). Однако на функционирование данного типа изданий огромное влияние оказывает учредительский состав и сложившиеся отношения с местной властью, что делает городскую прессу менее плюралистичной по идейным и политическим параметрам (Паленков 2010: 11-12).

В литературе выделяются следующие функции городских газет: 1) информирования – городская газета сообщает о городских происшествиях исобытиях; 2) аналитическая заключается в освещении и анализе политических, экономических и социальных процессов, происходящих в городе; 3) коммуникационная – городская газета является посредником между городской властью и жителями города, отражает разнообразие мнений, настроений городского населения; 4) организаторская выражена в формировании политических взглядов, в побуждении к определенным действиям, в оказании помощи горожанам в конкретных ситуациях, содействии в разрешении споров; 5) социальная (интегрирующая) – городская газета подчеркивает и поддерживает местные традиции, сближает крайние точки социальной вертикали городской общности; 6) воспитательная (просветительская) выполняется городской газетой посредством акцентирования внимания на морально-этических проблемах городского сообщества; 7) развлекательная выражается в наличии в городских газетах публикаций развлекательного, юмористического характера; читатель может использовать ее как средство проведения досуга; 8) рекламно-справочная – городская газета дает практические советы, справки, предоставляет информацию о товарах и услугах; 9) из рекламной может вытекать экономическая функция городской газеты, которая также выражается в экономической направленности издания и предназначенности его бизнес-кругам городского сообщества; 10) политическая функция городской газеты воплощается в полной мере в момент ее активного информационного участия в локальных и общегосударственных политических процессах.

Таким образом, мы видим, насколько многофункциональна городская газета по своей природе (Виннийчук 2009: 24).

1.2. Актуальные проблемы изучения зарубежной и отечественной региональной журналистики

Проблемы регионализации были и остаются актуальной проблемой современной мировой и отечественной теории журналистики.

Изучению местной коммуникации придается большое значение немецкими учеными, которые в последние десятилетия анализируют местные СМИ Германии прежде всего с точки зрения их значения для развития современной демократии. ВГермании, как известно, очень развита региональная пресса, и она имеет хорошую репутацию благодаря высокому качеству комментарийных жанров. Процесс регионализации характерен и для восточных земель. Правда, одновременно продолжается и процесс концентрации в СМИ Германии. Современный процесс концентрации рассматривается учеными и практиками в Германии как негативный. Это процесс привел к монополизации, азначит, ктому, что более трети читателей не имеют возможности выбора между локальными газетами. Региональные газеты, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны аудиовизуальных СМИ, все-таки остаются для читателей «первым и главным источником информации». Этот тип издания в Германии популярен, так как читатель получает газету дома и может уже за завтраком ознакомиться с новостями и местной рекламой, региональная газета более доступна: она всегда «под рукой», читатели отдают газете около 40 минут времени в течение дня, но всегда могут вернуться к заинтересовавшей их информации (Вороненкова 2011: 458-459, 462). Возрастание роли региональной прессы, по мнению В.К. Вершининой, один из признаков общества, идущего по демократическому пути, так как внимание к региональным новостям является признаком возрастания зрелости общества на уровне регионов и возможного повышения доверия к местной власти (Вершинина 2006).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона"

Книги похожие на "Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Иванищева

Ольга Иванищева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Иванищева - Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона"

Отзывы читателей о книге "Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.