» » » » Владислав Масяж - История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг


Авторские права

Владислав Масяж - История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг

Здесь можно купить и скачать "Владислав Масяж - История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Масяж - История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг
Рейтинг:
Название:
История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-4458-3831-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг"

Описание и краткое содержание "История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг" читать бесплатно онлайн.



Настоящее издание посвящено истории польской диаспоры в Тобольске – от первых упоминаний о появлении поляков в Сибири в конце XVI века до середины 20-х годов XX века. Используя архивные материалы, автор восстанавливает историю создания римско-католического прихода в Сибири. Книга адресована широкому кругу читателей.






Те, что остались в Сибири, подверглись денационализации в российском окружении, оставив после себя память о конфедератских корнях и польскозвучащие фамилии: Бжозовский, Ходкевич, Домашевский, Юдыцкий, Казановский, Тарновский, Войцехович, Зенкевич. Максимов пишет, что в 20 верстах от Тары, поблизости от екатерининской фабрики, главой волости был Пановский, внук конфедерата. В Березове были Новицкие и Шанявские, а среди казаков в Западной Сибири были Хлыновские, Яновские, Костелецкие. Польские изгнанники XVII-XVIII веков, в основном конфедераты, оставили после себя большой цивилизаторский след. Те, что осели в селах, были пионерами сельского хозяйства, усовершенствовали сельскохозяйственные орудия, внедрили в употребление соху, продвинули далеко на восток и север границы обработки земли. Те, что оставались в городах, занялись ремеслом, торговлей и управлением. Максимов отмечает, что дошли они до значительного благосостояния, пользовались всеобщим уважением и доверием. Избирались они на служебные должности, а многие вошли в служебные сферы. Особенно знаменательным является то, что составляли они малую долю процента от проживающего там населения. В 1789 г. в Тобольском наместничестве проживало 504,6 тыс. человек. В Тобольском округе было 50467 жителей, в том числе 16 (10 мужчин и 6 женщин) пленных конфедератов, которые приняли православие, и 4 польских ссыльных (2 мужчины и 2 женщины). Всего ссыльных было 304. В самом городе Тобольске было 14 тысяч жителей. В Таре было еще небольшое число пленных конфедератов. В Ишиме проживало 7 пленных конфедератов на 1035 жителей.28

4. Первые католические ксендзы в ссылке в Западной Сибири

Кибитка в путешествии по Сибири, 1875 г. Мейгнан Виктор, De Paris a Pékin, Рагу 1885 г.


Согласно «списка» Белькура среди этой многотысячной толпы ссыльных конфедератов,, в ссылке находилось 10 католических ксендзов: Длугошевский, капеллан Жичиский; Длугошевский Шчепан, капеллан Рачинский; Хрыцевич Фелициан, живший в Тобольске; Марек Яндалович, кармелит из Бара; Шумлянский Миколай, базилианин; Шамкевич Антони (Анзельм) из ордена бенедиктинцев; Томашевский Франчишек, бенедиктинец; Тышкевич Ян из Ходоркова, капеллан униатский. Все ксендзы-конфедераты возвратились из ссылки на родину.29

Очередную группу поляков, которая была выслана в Сибирь, составили участники восстания под руководством Костюшко. Среди ссыльных в Тобольской губернии оказались в 1795 г.: епископ Киевский Михал Юзеф Павлуцкий (ум. в 1801 г.), приор Силич в Ялуторовске; ксендз каноник Куликовский в Тобольске; ксендз Салмонович в Сургуте и наиславнейший из них ксендз Юзефат Охоцкий, базилианин, аббат Овруцкий, воспоминания которого опубликовал в 1857 г. Ю.И. Крашевский.30 Из них узнаем, что сам аббат пребывал в Туринске, в 460 верстах на запад от Тобольска, с 28.04.1795 г. Ксендз Охоцкий очень тепло описывает свое пребывание, где повсюду встречала его доброжелательность и сердечность. Он жил в дружбе с городской элитой, а на второй год своего пребывания учил бескорыстно внучку полковника Панаева французскому и итальянскому языкам. Панаев был главой Туринской волости. Ксендз Охоцкий встретил здесь несколько земляков, которые женились и жили там постоянно, имея добротные дома и занимаясь торговлей: Лукашевич (самый из них богатый), Юхновский, Бродовский и Пиотровский. Ксендз Охоцкий утверждал, что подобное было в других селениях и городах. Он изучил уезд, так как столовался у городничего Испаучина, который, объезжая уезд, забирал его всегда с собой. Возвращаясь из ссылки, ксендзы Охоцкий, Куликовский и Силин ожидали в Тобольске целый месяц возвращающихся из более отдаленного Березово графа Дзялынского и из Сургута Салмоновича. Здесь губернатор Александр Г. Толстой (он был губернатором в 1795-1797 гг.) и вице-губернатор Кошелев (был губернатором в 1798-1801 гг.) приняли их радушно, снабдили в дорогу. «Мы были приняты человечными и гостеприимными здешними чиновниками и жителями города; несколько раз были мы также у ксендза архиерея, на торжественные богослужения которого мы попадали».31

Воспоминания Охоцкого являются исключением в польской ссыльной литературе, главное с его точки зрения – это заряд доброты, какую испытывал он и его земляки в Тобольской губернии. Нельзя удивляться вопросу Михала Яника в 1928 г. – неужели Туринск был одним из счастливых исключений?

Столь же тепло описывает свое пребывание в Тобольске возвращающийся из ссылки на Камчатке генерал Юзеф Копеч.32

Командовал он бригадой польских войск, временно располагавшихся между Житомиром и Овручем, откуда после вспышки восстания под руководством Костюшко прибыл с бригадой под Мачейовице. Раненый в битве, взятый в плен, осужденный на ссылку в Сибирь вместе с Игнацы Дзялыньским, ксендзом Куликовским, аббатом Юзефатом Охоцким, Яном Миколаем Оскерко и Якубом Павшей. Постановление о ссылке подписала Екатерина II 20 июня 1795 г. Все прибыли в Тобольск, откуда были разосланы к местам пребывания. По дороге в ссылку к Копечу присоединили доминиканца Раковского ксендза Булхака. Генерал Игнацы Юзеф Дзялыньский (1754-1797 гг.) был сослан на далекий север в Березово, где пребывал полтора года.33 Епископ Павлуцкий и ксендз Куликовский остались в Тобольске. Ксендза Салмоновича, приходского священника из Литвы, сослали в Сургут. Всех сосланных за время правления Екатерины II освободил указ царя Павла I от 29.11 (10.12) 1796 г. Возвращаясь из ссылки в Якутск, Ян Миколай Оскерко (1735-1796 гг.), посланник на Сейм Великий, блюститель литовский, сосланный в 1793 г. за неподписание конфедерации Тарговицкой, встретился в Иркутске с единственным, тоже сосланным в Сибирь, сыном Домиником. По дороге на родину Оскерко умер в Тобольске, где жена с семьей воздвигла ему на городском кладбище памятник из белого мрамора.34

Генерал Копеч два года содержался под строгой охраной на Камчатке, где еще помнят известный побег конфедерата барского М.А. Беневского в 1771 г. Копеч, возвращаясь в 1799 г. на родину, заболел в Тобольске и задержался здесь несколько дольше.

По дороге в Тобольск он восхищался очарованием Барабинской степи, а о Тобольске вспоминал, что город был достаточно людный и торговый, большой и растянутый в месте слияния двух рек, Тобола и Иртыша, и всюду были заметны следы разорений Пугачева. Город Тобольск и окрестности были полны ссыльных лиц, отличающихся происхождением, воспитанием, высокой степенью самообладания, «но эти исключительные права ничего там не прибавляют, где неволя и нужда всех уравняла». Упоминает он, что посетили его ссыльные из Литвы и Волыни: Кондратович, Грабовский и Пажджерский. Были они сосланы уже при царе Павле I за содействие эмиграции и легионам Домбровского, подобно как Стшелецкий с Подола и Каминский, сосланный на поселение в Березово. Генерал Копеч необычно тепло вспоминает тобольского губернатора Кошелева, оценивая его как человека высокой моральности, справедливого и человечного, от которого поляки видели много добра. Сам Копеч многократно обедал у него, и ему было пожертвовано на дорогу 300 рублей, которые при возвращении домой Копеч выслал.35

Среди ссыльных конца XVIII века, во времена царя Павла I, времени первых подпольных организаций и поддержки легионов, образованных в Италии, наиболее выдающимся был ксендз Фаустын Чечерский, приор доминиканцев виленских (1760-1832 гг.). Он был связан с Львовским подпольем, арестован и осужден в 1797 г. на Нерчинскую каторгу вместе с 12 соотечественниками. С ксендзом Чечерским были сосланы еще два ксендза: Аурелиан Домбровский, трынитаж из монастыря в Берестечке, и Вацлав Зюлковский, бернардинец из Вильно. Хотя они только проезжали через Тобольск, нужно вспомнить и о них, так как они были первыми духовными лицами, которым в С. – Петербурге был вынесен приговор о лишении прав. Услужливый властям Митрополит римско-католический всей России Бохуш Сестшеньцевич в костеле, во время специального богослужения 4 декабря 1798 г., снял с них капелланское посвящение. Все три капеллана, лишенные духовной одежды, униженные в костеле, очень тяжело переживали это. Ксендз Чечерский, добираясь в ссылку с товарищами, задержан был на несколько дней в Тобольске, где остались из их партии: Франчишек Пажджерский и Станислав Кондратович, профессор Главной Школы из Вильно, сосланный на проживание в тобольскую губернию. Так же позитивно Чечерский отзывался о тобольском губернаторе Кошелеве.

Ксендз Чечерский записал, что в Тобольске видел во сне место будущего своего проживания. По прибытию в Нерчинск он увидел такое помещение в действительности.36

Поляков, сосланных при Павле I, освободил указ Александра I от 15(27) марта 1801 г.

С Тобольском была связана красивая сибирская легенда о капеллане, капуцине о. Елизеуше Гленбоцком из Ущчилуга, называемом в литературе «Отцом Утешителем», который якобы после 40-летнего страннического пастырского служения в Сибири умер в Тобольске в 1798 г. Легенду о нем распространил в 1843 г. ксендз Станислав Шантыр «для поддержания сердец» ссыльных, а записал ее во второй половине XIX века капуцин Краковский о. Вацлав Новаковский, сосланный после 1864 г. в Тунку. Новейшие исследования о. Ю. Гадача доказали, что прототипом ксендза Гленбоцкого был капуцин о. Елизеуш Шутц, чешский немец, который вел пастырскую работу как приходской священник апостольский на Кавказе и в Херсоне в 1771-1798 гг. Нужно, однако, вспомнить об этой легенде, которая в свое время сыграла, без сомнения, позитивную роль в распространении набожности среди ссыльных. Однако я отыскал в архивном документе упоминание о том, что в 1855-1862 годах в Ишимском округе, а потом в Тобольске появился ссыльный Юзеф или Алоизий Гленбоцкий, выдающий себя за ксендза капуцина. Тобольский приходской священник ксендз Антоний Анкудович покровительствовал ему в 1857-1862 гг., безуспешно пытаясь оказать помощь через МВД.37


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг"

Книги похожие на "История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Масяж

Владислав Масяж - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Масяж - История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг"

Отзывы читателей о книге "История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.