» » » » Владислав Масяж - История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг


Авторские права

Владислав Масяж - История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг

Здесь можно купить и скачать "Владислав Масяж - История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Масяж - История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг
Рейтинг:
Название:
История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-4458-3831-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг"

Описание и краткое содержание "История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг" читать бесплатно онлайн.



Настоящее издание посвящено истории польской диаспоры в Тобольске – от первых упоминаний о появлении поляков в Сибири в конце XVI века до середины 20-х годов XX века. Используя архивные материалы, автор восстанавливает историю создания римско-католического прихода в Сибири. Книга адресована широкому кругу читателей.






Поляков, сосланных при Павле I, освободил указ Александра I от 15(27) марта 1801 г.

С Тобольском была связана красивая сибирская легенда о капеллане, капуцине о. Елизеуше Гленбоцком из Ущчилуга, называемом в литературе «Отцом Утешителем», который якобы после 40-летнего страннического пастырского служения в Сибири умер в Тобольске в 1798 г. Легенду о нем распространил в 1843 г. ксендз Станислав Шантыр «для поддержания сердец» ссыльных, а записал ее во второй половине XIX века капуцин Краковский о. Вацлав Новаковский, сосланный после 1864 г. в Тунку. Новейшие исследования о. Ю. Гадача доказали, что прототипом ксендза Гленбоцкого был капуцин о. Елизеуш Шутц, чешский немец, который вел пастырскую работу как приходской священник апостольский на Кавказе и в Херсоне в 1771-1798 гг. Нужно, однако, вспомнить об этой легенде, которая в свое время сыграла, без сомнения, позитивную роль в распространении набожности среди ссыльных. Однако я отыскал в архивном документе упоминание о том, что в 1855-1862 годах в Ишимском округе, а потом в Тобольске появился ссыльный Юзеф или Алоизий Гленбоцкий, выдающий себя за ксендза капуцина. Тобольский приходской священник ксендз Антоний Анкудович покровительствовал ему в 1857-1862 гг., безуспешно пытаясь оказать помощь через МВД.37

5. Бунт польских пленных в Тобольске в 1814 году


В 1812 г. прибыла в ссылку очередная волна поляков. Были это польские пленные из армии Наполеона, взятые в плен во время российской кампании. Представленную Максимовым численность в 900 польских пленных подтверждают Либрович, Яник и Новинский.

Представляется, что было их значительно больше. Не имея точных данных из Тобольской, воспользуемся данными из Иркутской губернии, где в 1814 г. было 1026 католиков, а в 1815 г., когда была амнистия, их осталось 974 человека.38 Если представить, что подавляющее большинство из них поляки, мы должны удивиться исчезновению только в Восточной Сибири 352 человек. Не подлежит сомнению, что это были поляки, взятые в плен в 1812 г., которые после амнистии вернулись на родину. Если представить, что в Западной Сибири в это время оставалось большинство ссыльных (быть может, эти 900 пленных), можно принять, что после кампаний 1812 г. в Сибирь было сослано от 1000 до 1500 польских пленных.

Согласно российским разработкам, 120 из них, в том числе 20 офицеров, включено в Тобольский батальон. Большинство было направленно в батальоны в Ишиме, Ялуторовске, Омске и Томске. Недовольные тягостными условиями, они составили заговор для организации восстания и освобождения из неволи. 13 мая 1814 г. в Тобольском батальоне генерал-майора Палищина 99 солдат уклонилось выполнения команд офицеров и были высказывания, что в будущем они не будут выполнять приказания войсковых властей. Напрасно обращался к ним командир батальона подполковник Нараевский. Солдаты объяснили свое выступление тем, что скоро возвратятся на родину освобожденные от службы польские офицеры, а они, солдаты, останутся. Нарайский узнал, что это является результатом агитации прибывших в апреле из Ишима офицеров – поручика Винцента Яворского и подпоручиков Юзефа Соханского и Томаша Лизовского. Польский бунт в Тобольске, согласно подозрениям судебных властей, мог быть частью заговора, составленного в Томске, хотя продолжавшееся до 1817 г. следствие не сумело этого доказать. Польских солдат отправили в Омск четырьмя партиями по 25 пленных, парами скованных кандалами, под конвоем 25 жандармов и 25 крестьян, а каждую партию отправляли через 3 дня, чтобы избежать очередного бунта или побега. В Омской крепости поляков сдали под усиленный надзор. Вышеупомянутых офицеров сослали в Абалак под надзором городского комиссара. Усилен был также надзор над другими ссыльными в Тобольской губернии. Происшествия в Тобольске российский историк назвал «польской смутой в Сибири». Этот автор утверждал, что после амнистии Александра I в 1815 г., которая освобождала всех пленных с 1812 г., многие добровольно остались в Сибири. В казачьих войсках осталось 150 поляков. Сколько осталось в Сибири, трудно установить до сегодняшнего дня.39

6. Первая римско-католическая миссия в Сибири


В 1805 г. Ян Потоцкий, добиравшийся с российской дипломатической миссией до Китая, написал из Иркутска письмо вице-министру иностранных дел России ксендзу Адаму Ежи Чарторыскому, что встретил там польских конфедератов, которые 35 лет не видели католического ксендза. Чарторыский обратился в 23 марта 1806 г. к министру внутренних дел графу Виктору Кочубею с предложением послать в Сибирь одного или двух капелланов для исполнения религиозных услуг среди этих ссыльных. Царь Александр I утвердил предложение, оставляющее право назначения ксендзов губернатору Сибири Ивану Пестлову, о чем последнего уведомили 10 декабря 1806 г. Предложено было направить в Сибирь четырех капелланов из Доминиканского ордена. Однако и через полтора года не удалось найти подходящих кандидатов, желающих работать в далекой неизвестной для них Сибири. Только в августе 1808 г. генерал-губернатор Пестель договорился с генералом ордена иезуитов, ксендзом Тадеушем Бжозовским (1749-1820 гг.), который согласился найти подходящих капелланов для службы в Сибири. Договор между ними состоял из 15 пунктов. На основании условий этого договора было решено назначить для Иркутской губернии двух ксендзов с годовым жалованьем по 600 рублей и 2 костельных слуг – по 150 рублей. Сверх того каждому ксендзу выдавалось по 150 рублей на костельные потребности и издержки по переезду. В Томскую губернию было решено выслать одного ксендза с 500 рублями жалованья, а также 150 рублей на потребности и переезд, а для костельного слуги – 100 рублей. Вместе издержки этой миссии должны были составить 2550 рублей; ксендзам нужно было выехать из Полоцка еще в декабре 1808 г.40

Иезуитов выбрали по совету Пестеля, который рассчитывал в будущем на их помощь в развитии торговых отношений с Китаем, где была их иезуитская миссия. После приготовления иезуиты прибыли в 1811 г. в Томск, а в начале 1812 г. в Иркутск, который выбрали в качестве места постоянного пребывания, так как иркутская миссия иезуитов охватывала всю Сибирь. В 1815 г., миссия должна была поделиться на 2 части. В Иркутске осталось три ксендза: Винценты Лашкевич, Тадеуш Машевский и Козакевич. В Томск, где возникла вторая миссия на территории Западной Сибири, был послан из Иркутска ксендз Марцелий Каменский с титулом настоятеля монастыря, или вышестоящего миссии, также ксендз Томаш Дроздович.41

Это были два первых капеллана, которые начали постоянную пастырскую работу среди католиков на территории Западной Сибири, охватывающей в то время Тобольскую губернию, Омский округ, край степной (в настоящее время Казахстан) и Томскую губернию. С тех пор Тобольск и губерния были охвачены работой католических капелланов непрерывно вплоть до 1923 г.

Необходимо напомнить, что вся организация римско-католического костела в европейской и азиатской России направлялась Архиепископством Могилевским с административным центром в С. – Петербурге, во главе с архиепископом и митрополитом на целую Россию. Все ксендзы, назначенные для работы митрополитом, должны были ранее получить одобрение департамента дел Духовных Заграничных Вероисповеданий Министерства Внутренних Дел. Ксендзы на должности приходских священников, настоятелей или викариев имели постоянное жалованье и относились к духовенству на государственной службе. Средства эти обеспечивали им в меру сносное существование. В действительности, как это часто бывало в царской России, ксендзы месяцами ожидали выплаты этого вознаграждения. Многие ксендзы, в основном из сосланных в Сибирь, выполняли свои духовные обязанности, получая средства к существованию у городского приходского священника или из добровольных пожертвований прихожан.

Работа ксендза в Сибири имела специфический характер. Один из ксендзов раз в год объезжал обширный приход для выполнения духовных потребностей католиков, рассеянных на огромных пространствах одной или нескольких губерний. Второй ксендз находился при костеле, исполняя там духовные обязанности. Если маршрут объезда прихода был утвержден губернатором, ксендз получал возврат дорожных издержек для себя и костельного слуги. Обычно такой объезд прихода продолжался от нескольких месяцев до половины года. Так было в Томской и Тобольской губерниях.

Совершенно иначе выглядела ситуация, когда в обширном приходе, а такие были только в Сибири, был один ксендз. Тогда во время его объезда прихода верующие в Томске или в Иркутске оставались без капеллана, но вероятно, там жил на поселении ссыльный ксендз, или несколько ксендзов. Такая ситуация сложилась после массовых ссылок 1831 г., в основном, после 1863 г. В это время ксендзы, с разрешения губернских властей, кроме чтения проповедей, могли исполнять важнейшие пасторские услуги. Касалось, однако, это только тех ксендзов-ссыльных, которые не были лишены прав духовного состояния.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг"

Книги похожие на "История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Масяж

Владислав Масяж - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Масяж - История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг"

Отзывы читателей о книге "История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.